Бывший СССР
19:10, 28 марта 2014

Правее правого С чем Тимошенко идет на выборы

Михаил Тищенко
Юлия Тимошенко, 27 марта 2014 года
Фото: Genya Savilov / AFP

За несколько дней до окончания срока, установленного для выдвижения кандидатов в президенты Украины, намерение участвовать в выборах подтвердила Юлия Тимошенко. На 29 марта назначен съезд ее партии «Батькивщина», на котором, как ожидается, бывшую главу правительства выдвинут на президентский пост. Свою избирательную кампанию Тимошенко при этом фактически уже начала. На днях она пообещала создать на Украине мощную армию, вернуть Крым и отстранить от политики олигархов. Этому предшествовала утечка записи телефонного разговора между экс-премьером и депутатом Верховной Рады от Партии регионов Нестором Шуфричем, в котором шла речь о том, чтобы «мочить кацапов» и «не оставить от России даже выжженного поля».

Для Тимошенко нынешние выборы стали возможностью взять реванш за поражение 2010 года, полученное от Виктора Януковича. Тогда она проиграла с небольшим отставанием, после этого пыталась бороться с новой властью, но в итоге оказалась в тюрьме. «Революция», произошедшая на Украине, не только позволила Тимошенко выйти на свободу после нескольких лет заключения, но и дала ей шанс вернуться к власти.

Фактически она уже имеет статус лидера правящей партии, представители которой занимают высшие государственные посты (заместитель Тимошенко Александр Турчинов возглавляет Верховную Раду и исполняет обязанности президента, глава политсовета «Батькивщины» Арсений Яценюк руководит правительством, его соратник Арсен Аваков — министерством внутренних дел). Правда, сложно сказать, сколько они смогут продержаться во власти, учитывая сложную ситуацию, сложившуюся в стране после «революции»: потерю Крыма, непопулярные меры по спасению экономики, анонсированные правительством, и конфликт МВД с радикалами из «Правого сектора».

Дело и в самой Тимошенко, которая, если верить социологам, за последние несколько лет подрастеряла свой рейтинг. С одной стороны, как отмечает директор украинского Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала, в украинской политике она остается «тяжеловесом», «представителем высшей лиги». С другой стороны, публикуемые рейтинги свидетельствуют, что ее популярность уже не та, что прежде. Так, из исследования, проведенного Киевским международным институтом социологии (его результаты были опубликованы в начале марта), следовало, что среди потенциальных кандидатов в президенты лидирует бизнесмен Петр Порошенко (его рейтинг составлял около 20 процентов), на втором месте оказался Виталий Кличко (около 12 процентов). Тимошенко в этом рейтинге досталось лишь третье место (9 процентов).

Аналогичные данные были получены и в ходе опроса, проведенного четырьмя социологическими службами (КМИС, «Социс», «Рейтинг» и Центр Разумкова) в конце марта. Рейтинг Порошенко, следуя этому опросу, составил около 25 процентов, Тимошенко — около восьми. По данным «Украинской правды», в начале марта «Батькивщина» заказала еще одно исследование, «которое так и не было обнародовано, поскольку полученные цифры поражали». В ходе опроса, как утверждает издание, половина респондентов посоветовала Тимошенко «не баллотироваться на пост президента Украины и уйти из политики». Еще 20 процентов рекомендовали главе «Батькивщины» остаться в политике, но воздержаться от участия в выборах. За выдвижение Тимошенко в президенты высказались лишь около 18 процентов опрошенных.

По словам журналиста «Украинской правды» Сергея Лещенко, некоторые из соратников Тимошенко советовали ей не участвовать в выборах, однако убедить ее не смогли. «Она считает, что общество сейчас находится в эмоциональном состоянии неравновесия, а через несколько недель ей удастся перетащить их на свою сторону», — сообщил один из ее приближенных.

Сама Тимошенко подчеркивала, что в своей победе не сомневается (как выразилась бывшая глава правительства, говоря о своих планах, «в случае моей победы, вернее, после моей победы...»). При этом она выражала уверенность, что сможет привлечь избирателей как с запада, так и с востока страны.

Существует, кстати, версия, что в президентской должности бывшая глава правительства не заинтересована. Как отмечает политолог Владимир Цыбулько, при парламентско-президентской форме правления (установленной на Украине после восстановления конституции 2004 года) президентский пост не столь значим, как кресло премьер-министра. Тимошенко, по его мнению, уже готовится к выборам в Верховную Раду, по итогам которых — в случае победы «Батькивщины» — она сможет претендовать на пост главы правительства (пока что Тимошенко, по ее словам, согласна, чтобы премьерский пост занимал Арсений Яценюк — в ситуации, когда «стране тяжело и надо делать жесткие шаги, чтобы выжить»).

В любом случае, нынешнюю избирательную кампанию Тимошенко использует как возможность вернуть себе лидерство в политике. Она находится в ситуации, когда ей противостоят уже не власти, а вчерашние соседи по оппозиционному лагерю. Критериями политической борьбы при этом являются не столько достижения (с учетом потери Крыма о достижениях говорить сложно), сколько патриотизм и готовность противостоять «российской агрессии».

В этой ситуации Тимошенко пытается демонстрировать, что в решительности конкурентам не уступит. Выступая 27 марта, она объявила президента РФ Владимира Путина «врагом Украины номер один», выразив готовность «защитить Украину от агрессии и вернуть оккупированный Крым». В телефонном разговоре с депутатом Шуфричем (Тимошенко признала, что разговор имел место, заявив, правда, что часть записи является монтажом) она уверяла, что готова «брать автомат и стрелять», призывала «брать оружие в руки и мочить этих кацапов чертовых вместе с их руководителем». «Я бы нашла, как замочить этих ******! — говорила она. — Я подниму весь мир, как только смогу, для того, чтобы, блин, от этой России не осталось даже выжженного поля!».

Подобная риторика схожа с той, которую можно услышать от национал-радикального «Правого сектора» — новой «звезды» украинской политики, лидер которой Дмитрий Ярош также намеревается баллотироваться в президенты. «Юлия Владимировна пошла ва-банк, — полагают «Версии». — Ей нужно бороться за свои голоса на национал-радикальном и на национал-патриотическом сегментах политического спектра, кои сегодня определяют мейнстрим украинской политики». На этом поле, как отмечает издание, сегодня конкурируют и «Батькивщина», и националистическая «Свобода», и собственно «Правый сектор».

Противостояние между тем уже вышло за рамки предвыборной борьбы. Недавняя смерть одного из лидеров «Правого сектора» Александра Музычко (Саши Белого), погибшего в ходе задержания при неясных до конца обстоятельствах, обострила конфликт между МВД, которое возглавляет соратник Тимошенко, и радикалами. Представители «Сектора» прямо обвинили Авакова в убийстве их соратника и пообещали отомстить. Министр в ответ назвал авторов угроз «бандитами» и заявил, что «принимает вызов» (его заместитель Владимир Евдокимов, в свою очередь, предупредил радикалов, что по отношению к незаконным вооруженным формированиям в стране власть будет действовать «жестко и решительно»). 27 марта радикалы, требовавшие отставки Авакова, осадили Верховную Раду и пытались ее штурмовать. Свою акцию они назвали «предупредительной».

На следующий день после гибели Музычко нескольких активистов «Правого сектора» задержали в Полтаве (по обвинению в незаконном хранении оружия). Ранее был задержан один из лидеров «Белого молота» (одной из организаций, входящих в объединение «Правый сектор») Владислав Горанин, его обвиняют в причастности к убийству сотрудников ГАИ. «Новые власти нас просто "сливают", — жалуется один из сторонников «Сектора» на Майдане Незалежности. — Сколько уже наших повязала СБУ [Служба безопасности Украины]? Просто это не попадает в прессу».

Источник в «Батькивщине» сообщил на днях, что в руководстве Украины обсуждается даже возможность запрета «Правого сектора», который сыграл ведущую роль в «революции», но теперь оказался неудобен для новой власти (решение по этому вопросу, как утверждает источник, пока не принято). Одновременно с этим в российских СМИ появилась информация, что указание на «зачистку» украинских радикалов дала якобы лично Юлия Тимошенко.

По поводу погибшего Музычко при этом стало известно, что за несколько недель до его смерти к нему приезжала журналистка Татьяна Чорновил, недавно назначенная главой антикоррупционного бюро. Как утверждает лидер «Правого сектора» в Ровно Роман Коваль, она выступала от имени временного президента Александра Турчинова (заместителя главы «Батькивщины») и предлагала Музычко деньги — 20 тысяч долларов — за то, чтобы он на какое-то время уехал из Украины. «Говорила, что если он будет здесь, нам не дадут кредит МВФ. Он не согласился. А потом она звонила мне и предлагала встречу с Пашинским (в СМИ утверждалось, что речь идет о Сергее Пашинском — исполняющем обязанности главы президентской администрации, в прошлом депутат от «Батькивщины» — прим.«Ленты.Ру»). Я сказал об этом Саше, но он отказался от встречи», — сообщил источник.

Позднее роль журналистки отметил Ровенский областной совет, который, выступив с заявлением по поводу гибели Музычко, потребовал уволить не только министра внутренних дел, но и главу антикоррупционного бюро. Сама Чорновил подтвердила, что встречалась с Музычко и предлагала ему уехать «в Чечню или Ингушетию» (в прошлом Музычко участвовал в чеченской войне на стороне сепаратистов). Правда, денег, как уверяет журналистка, она радикалу не предлагала.

«Правый сектор» на этом фоне уже выдвинул властям ультиматум: отправить Авакова в отставку и «отдать его под трибунал». На выполнение требований властям был установлен срок до четверга, 27 марта. Впрочем, по истечении срока радикальных шагов со стороны представителей объединения не последовало (если не считать попытки штурма Рады, от которой в «Правом секторе» позднее отмежевались как от «провокации»). Однако в дальнейшем, как полагает правозащитник, глава Международной Лиги защиты прав граждан Украины Эдуард Багиров, ситуация может измениться. По его мнению, через несколько месяцев, если ситуация в стране существенным образом не улучшится, радикалы смогут получить достаточную поддержку для нового «Майдана». Если новая власть, конечно, не успеет до этого времени с ними разобраться.

< Назад в рубрику