Спорт
14:25, 11 апреля 2014

Пеле навсегда История чемпионатов мира по футболу от «Ленты.ру»: Мексика-1970

Андрей Мельников
Пеле после победы сборной Бразилии в финале чемпионата мира 1970 года
Фото: AP

В своих рассказах о футбольных чемпионатах мира прошлого «Лента.ру» добралась до 1970 года, когда сильнейшие команды планеты собрались в Мексике. Это турнир часто называют самым ярким и зрелищным в истории чемпионатов мира, а победившую на нем сборную Бразилию — одной из лучших команд, когда-либо выходившей на футбольное поле.

Футбольная война

За 14 путевок на финальный турнир чемпионата мира (хозяевам мексиканцам и чемпионам 1966 года англичанам они достались автоматически) боролись 68 команд. Отборочный турнир вошел в историю тем, что одно из его противостояний привело к настоящей войне. Вскоре после того, как Сальвадор победил Гондурас, между этими странами начался военный конфликт, вошедший в историю, как «Футбольная война» («La guerra del fútbol»).

Футбол, конечно, стал лишь поводом, а причины войны были, главным образом, экономическими. В борьбе за право сыграть на ЧМ-1970 сборным Гондураса и Сальвадора пришлось сыграть друг с другом трижды. Беспорядками сопровождались матчи и в Тегусигальпе (1:0 в пользу Гондураса), и в Сан-Сальвадоре (3:0 в пользу Сальвадора), и в Мехико, где Сальвадор одержал решающую победу (3:2 в дополнительное время).

Военные действия продолжались с 14 по 20 июля 1969 года. В результате боев и бомбардировок погибло, по разным данным, от двух до шести тысяч человек, многие из которых были гражданскими. Войну удалось остановить, но мирный договор между Гондурасом и Сальвадором был подписан только в октябре 1980 года.

Сборной Сальвадора после победы над Гондурасом пришлось еще играть с гаитянами, и в этом противостоянии тоже потребовался дополнительный матч. Победив на Ямайке со счетом 1:0 в дополнительное время, сальвадорцы впервые в своей истории пробились на чемпионат мира.

Сборная СССР поехала на чемпионат мира в четвертый раз подряд. Соперники по отбору ей достались вполне проходимые — Северная Ирландия и Турция. В первом матче советские футболисты на выезде сыграли вничью с североирландцами (0:0), а затем одержали три победы, пропустив в этих встречах всего один мяч. Не смогли преодолеть отборочный барьер традиционно сильные сборные Аргентины, Франции, Венгрии, Португалии и Испании.

Футбольное преступление

По итогам жеребьевки сборная СССР попала в группу А вместе с Мексикой, Бельгией и Сальвадором. Именно наши футболисты стали соперниками хозяев в матче открытия, который прошел на стадионе «Ацтека». Перед игрой были опасения, сможет ли команда адаптироваться к жаре и высоте. Боялись напрасно: матч завершился со счетом 0:0, а один из журналистов написал: «Создалось впечатление, что советская команда лучше акклиматизировалась в Мехико, чем мексиканская».

Во втором матче наши разгромили бельгийцев - 4:1. После игры комиссар сборной Бельгии, заменивший на пресс-конференции главного тренера Раймона Гуталса, объяснил неудачу именно жарой. На самом деле, советские футболисты были просто сильнее и забили четыре отличных мяча, два из которых на свой счет записал Анатолий Бышовец.

Еще два гола Бышовец забил в ворота сборной Сальвадора, которая так и не набрала ни одного очка. Наши выиграли со счетом 2:0, а по свидетельствам очевидцев, счет вполне мог быть и более крупным. Заняв первое место в группе, сборная СССР вышла в плей-офф на третьем чемпионате мира подряд.

Соперником советской команды по четвертьфиналу стал Уругвай. Начало матча на «Ацтеке» было назначена на 12:00 местного времени, а примерно в 12:03 наши едва не повели в счете. Виталий Хмельницкий не сумел забить с нескольких метров. Это был, пожалуй, самый опасный момент за 90 минут основного времени.

Игра перешла в овертайм и катилась к нулевой ничьей, но за три минуты до конца дополнительного времени судьи матча совершили то, что Андрей Старостин назвал футбольным преступлением. В одном из эпизодов на половине поля сборной СССР мяч вышел за лицевую линию, и это увидели все, кроме арбитров. Советские и некоторые уругвайские футболисты бросили играть, но Луис Кубилья сделал передачу на Виктора Эспарраго, который с близкого расстояния переправил мяч в сетку. Для наших на этом все и закончилось.

Крах чемпионов

Завершили свой поход за титулом в четвертьфинале и чемпионы мира 1966 года англичане. Многие до сих пор считают, что сборная Англия, которая приехала на ЧМ-1970, была сильнее той, что четырьмя годами ранее стала лучшей у себя на родине. Из не самой простой третьей группы англичане вышли со второго места, победив со счетом 1:0 Румынию и Чехословакию и уступив с таким же результатом Бразилии.

После матча Англия — Бразилия начались разговоры о том, что неплохо было увидеть его ремейк в финале. Исход игры решил единственный гол бразильца Жаирзиньо, а моментом, о котором вспоминают до сих пор (и, похоже, не забудут никогда), стал удар головой Пеле, отраженный Гордоном Бэнксом. Подвиг голкипера называют одним из лучших вратарских сэйвов в истории футбола, а Пеле потом жаловался, что он забил больше тысячи голов, а говорят все о том ударе, после которого мяч в сетку не попал.

Разговоры о финале Англия — Бразилия закончила сборная ФРГ, сумевшая взять реванш за поражение в решающем матче ЧМ-1966. Англичане считались фаворитами, даже несмотря на потерю Бэнкса, отравившегося за день до игры. Свой статус они подтверждали поначалу (на 31-й минуте Аллан Маллери открыл счет), «посередине» (на 49-й минуте Мартин Питерс забил второй гол), а вот «по концу» немцы забили два гола и вырвали победу в дополнительное время.

Англичане называют причиной этой неудачи не только отсутствие в «раме» Бэнкса, но и сомнительное решение главного тренера Альфа Рамсея, заменившего при счете 2:0 Бобби Чарльтона. Именно после этой замены немцы окончательно наладили игру, а голы у них забили те, кого сегодня заслуженно называют легендами: Франц Беккенбауэр, Уве Зеелер и Герд Мюллер. Германия пошла дальше, а Англия еще долго оплакивала свою замечательную сборную.

Трехкратные

Сборной Бразилии образца 1970 года восхищались даже те, кто за нее не болел. Главной фигурой в команде, был, разумеется Пеле, который после чемпионата мира в Англии, где его били, как на ринге боев без правил, пообещал больше на первенствах планеты не играть. Король футбола передумал и наверняка об этом не пожалел. Как писали в те времена, «под его сенью расцвели» новые бразильские звезды — Тостао, Ривелино, Жаирзиньо и другие.

На чемпионате мира в Мексике бразильцы на пути к своему третьему титулу выиграли все матчи, и в каждом из них забивал Жаирзиньо. Это достижение футболиста, завершившего турнир с семью голами, повторить до сих пор никому не удалось. Лучшим игроком турнира признали Пеле, и спорить с этим стали бы только самые буйные из сумасшедших и самые сумасшедшие из буйных.

Наиболее сложным для бразильцев оказался полуфинальный матч с Уругваем. Это была первая встреча соперников на чемпионатах мира с трагического для Бразилии поражения в финале ЧМ-1950. Команда Пеле пропустила первой, отыгралась незадолго до перерыва, а выйти вперед смогла только на 76-й минуте, когда свой очередной гол забил Жаирзинью. Окончательный счет (3:1) установил Ривелино, которому ассистировал Пеле.

В этом матче Король футбола стал героем эпизода, пусть и не приведшего к голу, но украшенного одним из его самых знаменитых трюков. Описать, как Пеле облапошил уругвайского вратаря Ладислао Мазуркевича, пытались многие, но это тот случай, когда лучше один раз увидеть. Жаль, потом бразилец пробил мимо дальнего угла.

В финале с Италией (4:1) Пеле забил гол и дважды ассистировал партнерам. Понять, как здорово он играл, можно из слов итальянского защитника Тарчизио Бургнича, который должен был «держать» бразильца: «Перед матчем я говорил себе, что он сделан из кожи и костей, как и все. Я ошибался».

В финале Бразилия и Италия разыгрывали не только звание чемпиона мира 1970 года, но и право забрать в вечное владение «Золотую богиню». Этот приз вручался лучшим футбольным сборным мира с 1930 года, а трехкратные чемпионы получали его навечно. Ими стали бразильцы, ранее побеждавшие в 1958 и 1962 году. Чемпионам мира 1934 и 1938 года итальянцам своего третьего титула пришлось ждать еще 12 лет.

< Назад в рубрику