Мир
15:08, 11 апреля 2014

Бедный «Йоббик» Ультраправые берут власть в Венгрии

Артем А. Кобзев
Новые члены партии «Йоббик» приносят присягу на площади Героев в Будапеште, 2008 год
Фото: Attila Kisbenedek / AFP

На прошедших парламентских выборах в Венгрии победу одержала правящая партия «Фидес». Соседи по Евросоюзу неоднократно осуждали эту организацию и ее лидера премьер-министра Виктора Орбана за отход от демократических ценностей. Однако по сравнению с партией «Йоббик», набравшей на выборах 20,6 процента голосов, «Фидес» выглядит образцом либерализма и умеренности.

«Я думаю... целесообразно было бы составить список лиц еврейского происхождения, живущих в Венгрии, особенно тех, кто является депутатами парламента и членами кабинета министров, поскольку они представляют угрозу для нашей национальной безопасности». Если учесть, что между Будапештом и нацистской Германией существовали союзнические отношения, то этот пассаж не кажется чем-то удивительным. В конце концов, мало ли в Европе того периода было сторонников у Гитлера, разделявших его взгляды на мироустройство и еврейский вопрос в частности. Однако приведенная выше фраза была произнесена не в период расцвета Третьего Рейха, а в наши дни. Автором же этого изречения является не какой-то бритоголовый маргинал, а представитель третьей по популярности венгерской партии — «Йоббик».

Полное название этой организации — «За лучшую Венгрию». В нем заложена игра слов: «йобб» (jobb) в венгерском языке имеет два значения — «лучший» и «правый».

Борьбу за власть «Йоббик» начала в 2006 году. Однако та предвыборная гонка для правых и ультраправых оказалась не слишком удачной. «Фидес» пришла к финишу второй, а «Йоббик» не смогла преодолеть пятипроцентный барьер, оставшись, таким образом, без мест в парламенте.

Получив щелчок по носу, националисты не только не отчаялись, но стали еще активнее. В 2007 году у партии появилось боевое крыло — «Венгерская гвардия». Само название этой структуры напоминает о «Железной гвардии» — печально известной военизированной праворадикальной организации, существовавшей в Румынии в период между двумя мировыми войнами. А униформа и символика «Венгерской гвардии» были позаимствованы у национал-социалистической партии «Скрещенные стрелы», основанной в Венгрии в 1937 году. Формально «Венгерская гвардия» числилась культурно-просветительской организацией, а ее целью была заявлена «физическая, моральная и духовная защита Венгрии». Главной угрозой благополучию страны «гвардейцы» считали цыган, евреев, гомосексуалистов и правившую в тот период Соцпартию. Типичный набор для поклонников Гитлера в любой точке мира. Неудивительно, что вскоре «гвардейцев» стали обвинять в организации цыганских погромов и убийствах. В итоге в 2009 году «Венгерскую гвардию» запретили.

Но свои дивиденды «Йоббик» благодаря «гвардии» получить успела. Лидер партии Габор Вона был одновременно и руководителем «Венгерской гвардии». Милитаризированная организация с ее красочными шествиями и популистской риторикой привлекала внимание обывателей, делая тем самым рекламу «Йоббик». В результате в 2009 году, когда состоялись выборы в Европарламент, партия набрала почти 15 процентов голосов избирателей и получила три места в законодательном органе Евросоюза. Примечательно, что даже на заседания Европарламента представители «Йоббика» иногда являются в униформе «гвардейцев».

Получив представительство в Европарламенте, «Йоббик» выступила с инициативой создать объединение националистов из разных стран. Традиционно европейские правые не слишком-то любят друг друга. Но в условиях глобализации и они решили, что лучше действовать все-таки сообща. Так на свет появился «Альянс европейских национальных движений», в который вошли французский «Национальный фронт», итальянское движение «Трехцветное пламя», Британская национальная партия, «Йоббик» и бельгийский «Национальный фронт».

Что же касается самой Венгрии, то там дела у «Йоббика» шли все лучше и лучше. На выборах 2010 года партия успешно преодолела пятипроцентный барьер и получила в национальном парламенте 47 из 386 мест. Голоса за «Йоббик» отдали 16,7 процента избирателей (иначе говоря, примерно один миллион из восьми миллионов голосовавших венгров). Триумфатором же выборов стала партия «Фидес», что, конечно, заставило поборников либеральных ценностей пригорюниться. Но даже в самых страшных своих снах им не могло привидеться, как будут разворачиваться события в стране.

Зачастую бывает, что какая-то партия, находясь в статусе внесистемной оппозиции, позволяет себе резкие высказывания, но получив места в парламенте, меняет тональность риторики. «Йоббик» сбавлять обороты не стала. Еще во время предвыборной гонки 2010 года один из лидеров партии Кристина Морваи на митингах сравнивала венгров с палестинцами, они, мол, тоже живут в условиях «сионистской оккупации». Заявление совершенно немыслимое в большинстве стран Западной Европы. Но чем-то уже совершенно находящимся по ту сторону приличий стало предложение Мартона Дьендьеши составить список евреев, представляющих угрозу национальной безопасности (цитата приводится в начале статьи — прим. «Ленты.ру»), прозвучавшее в стенах парламента.

Если бы подобное имело место, например, в Германии, на карьере Дьендьеши был бы поставлен жирный крест, а сам бы он подвергся уголовному преследованию. Но в Венгрии, как оказалось, делать такие заявления можно безнаказанно. Конечно, совсем без последствий это высказывание остаться не могло. Тысячи возмущенных антифашистов и представителей еврейских организаций вышли на митинг в Будапеште. Однако правительство при этом ограничилось отпиской, суть которой сводилась к тому, что оно осуждает любые проявления расизма. Однопартийцы же Дьендьеши назвали митинг «политическим паникерством», добавив, что поведение конкурентов партии отражает их отчаяние по поводу растущей поддержки крайне правых. Сам же Дьендьеши пояснил, что имел в виду только лиц с двойным венгерско-израильским гражданством. На этом дело и кончилось.

Популярности партии эта история не только не повредила, но, судя по всему, даже пошла на пользу. После подведения итогов нынешних парламентских выборов стало ясно, что «Йоббик» заметно улучшила свой результат. На сайте «Альянса европейских национальных движений» сообщение об этом вышло с красноречивым заголовком «Йоббик — фантастический результат на венгерских выборах». При этом в нем отмечается, что за четыре года популярность партии выросла на 15,9 процента.

Разумеется, антисемитская и антицыганская риторика — это не единственное, с чем «Йоббик» шла на выборы. Например, она, как и другие европейские националистические партии последовательно выступает за выход Венгрии из Евросоюза. Объясняя необходимость этого шага, партийное руководство апеллирует как к чувствам, так и к разуму избирателей. В первом случае оно напоминает, что евробюрократы — это главные враги традиционных ценностей, насаждающие повсюду мультикультурализм и потворствующие распространению гомосексуализма. А во втором — ссылается на то, что, по последним данным, масштабы коррупции в ЕС исчисляются многими миллиардами евро.

К слову, и вопрос о двойном гражданстве политиков, тот самый, что был поднят Мартоном Дьендьеши, в своей предвыборной агитации «Йоббик» тоже использовал. В случае победы партия обещала выявить всех парламентариев с двойным гражданством. Причем после этого лишить их депутатских мандатов.

Наиболее жесткие предложения предвыборной программы «Йоббик» касались изменений в сфере уголовного права. Так, например, в планах партии вынести на референдум вопрос о необходимости возобновления в стране смертной казни. Педофилов и насильников, по мнению венгерских националистов, необходимо подвергать химической кастрации. А все тюрьмы должны быть переведены на хозрасчет — в этом случае добропорядочным гражданам не придется оплачивать содержание преступников.

Были среди предвыборных посулов «Йоббик» и такие, которые не могли не понравиться и умеренной части электората. Например, партия обещала не только отменить депутатскую неприкосновенность, но и ввести для парламентариев двойную ответственность за правонарушения.

Заметный личный вклад в успех «Йоббик» внес ее лидер — 35-летний Габор Вона. Этот харизматичный политик, происходящий из крестьянской семьи, культивирует образ человека, близкого простому народу. В партийных листовках даже говорится, что Вона, совсем как Гарун аль Рашид, регулярно переодевается то разносчиком пиццы, то грузчиком, чтобы в беседах с обычными гражданами выяснять, что их волнует больше всего.

В конце мая в странах-членах ЕС пройдут выборы в Европарламент. На них «Йоббик» имеет все шансы развить свой успех. Практика показывает, что к формированию Европарламента избиратели относятся менее серьезно, чем к выборам в национальные законодательные органы. Иначе говоря, в Страсбург они готовы посылать тех, кого депутатом у себя на родине видеть не хотели бы. Такой подход идет на пользу радикалам — как правым, так и левым. Но в последние годы по всей Европе на подъеме именно правые (самый свежий пример — успех «Национального фронта» на муниципальных выборах во Франции). Так что, вполне вероятно, вскоре интересы националистов в Европарламенте будут представлять не отдельные депутаты, а целая фракция. И, разумеется, не последнюю роль в ней будут играть члены партии «Йоббик».

< Назад в рубрику