Острейший политический конфликт между Россией и Украиной в последние месяцы отодвинул на второй план экономические проблемы во взаимодействии двух стран. Тем не менее их значимость постепенно вновь выходит на поверхность. России нужно истребовать долг Украины за газ, а также договориться о торговле и производственных цепочках. Теснейшие экономические связи двух государств могут, как это ни удивительно, стать причиной их примирения в будущем.
Ситуация с поставками газа в российско-украинских отношениях остается ключевой. Суть ее проста: «Нафтогаз Украины» задолжал «Газпрому» 2,2 миллиарда долларов. Российский монополист, в свою очередь, повысил цены и собирается перевести своего украинского контрагента на предоплату. Первоначально это хотели сделать еще с 1 апреля, но 17 апреля президент России Владимир Путин дал украинской стороне еще месяц, чтобы рассчитаться по долгам.
Киев, однако, не согласен с отменой скидок на российский газ и готов платить (и погасить долги перед «Газпромом») исходя из тарифа 268,5 доллара за тысячу кубометров (такой тариф был установлен в результате переговоров Владимира Путина и Виктора Януковича в конце 2013 года). «Газпром» же настаивает на тарифе в 485 долларов за тысячу кубометров, то есть при планируемом объеме поставок на Украину с апреля 2014 года примерно в 23 миллиардов «кубов» разница между ценой
«Газпрома» и «Нафтогаза» по году составит около 5 миллиардов долларов.
Казалось бы, есть все предпосылки для очередного российско-украинского конфликта с перекрытием «Газпромом» газового вентиля для Киева. Но сейчас ситуация отличается от предыдущих газовых конфликтов конца декабря 2005 — начала 2006 года и конца декабря 2008 — начала 2009 года. Сейчас на Украине практически закончился отопительный сезон, и газ собственной добычи (в 2013 году Украина добыла около 20 миллиардов «кубов» топлива) «Нафтогаз» может направить на нужды промышленности.
Кроме того, в случае критической ситуации НАК продолжит отбирать газ из подземных хранилищ газа (ПХГ), хотя объем закачанного в них газа уже и так упал ниже критического уровня — на начало апреля в ПХГ было всего 7,5 миллиарда «кубов» голубого топлива (еще в конце января 2014 года запасы были на уровне 18 миллиардов «кубов»). Но даже факт отбора газа из ПХГ не самое неприятное для «Газпрома».
Если в прошлых газовых конфликтах Москвы и Киева Брюссель старался держаться официально нейтральной позиции, то сейчас из ответа Еврокомиссии на письмо Владимира Путина 18 странам-потребителям российского газа совершенно ясно, что ЕС требует от «Газпрома» стабильных поставок российского газа в Европу через скорейшее урегулирование всех споров с Украиной. Головная боль российского газового концерна сейчас — не только обеспечение текущего транзита газа в Европу, но и наполнение запасов в ПХГ Украины (без достаточных запасов в районе 20 миллиардов кубометров в ПХГ Украины «Газпром» осенью-зимой не сможет обеспечить стабильное снабжение своих контрагентов в EC).
Однако, по словам главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, Украина отказывается закачивать природный газ в ПХГ для обеспечения транзита в страны Евросоюза по цене в 500 долларов. Украина снова вернулась к идее активного реверса газа из ЕС (после подписания соглашений между Путиным и Януковичем о новой скидке на газ для Киева «Нафтогаз» отказался от этой идеи), но «Газпром» будет самым активным образом блокировать такую возможность.
15 апреля, в первый день восстановления реверсных поставок газа через территорию Польши, Украина импортировала около 3,9 миллиона кубометров газа. Реэкспорт осуществляет немецкая энергокомпания RWE. Основной же маршрут реверса проходит через Словакию. Дело в том, что все крупнейшие экспортные газопроводы СССР (включая «Союз», «Уренгой-Помары-Ужгород» и «Прогресс») были в 70-80-е годы проведены именно по территории этой восточноевропейской страны. Технически запустить работу этих газопроводов в режиме реверса несложно, но пока этим маршрутом поставок управляет «Газпром». Вопрос словацкого реверса будет вынесен на переговоры в Братиславе, которые состоятся в конце апреля.
Однако если в украинско-словацкие переговоры о реверсе газа вмешается Брюссель (возможно, через требование применения третьего энергопакета ЕС), то позиции Киева на этих переговорах резко усилятся. Уже сейчас Евросоюз пересматривает свою политику в отношении России: фактически заморожен «Южный поток», Германия подтвердила свою незаинтересованность в расширении мощностей «Северного потока», а доступ «Газпрома» к газопроводу OPAL заблокирован.
Брюссель замыкает «Газпром» на украинском транзитном коридоре, по которому в последние годы шло от 52 до 60 процентов всего экспорта российского газа: транзит российского природного газа по территории Украины в страны Европы в 2013 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 3,2 процента до 86,1 миллиарда кубометров.
Судя по всему, Киев, заручившись поддержкой Брюсселя, готов открыть «судебный фронт» против Москвы. Украинское правительство создало специальную юридическую группу (согласно многим источникам, ее активно консультируют британские юристы и юристы тех нефтегазовых компаний, которые судились или готовились к арбитражным разбирательствам с «Газпромом») для подачи иска в Стокгольмский арбитраж с целью пересмотра газового соглашения между «Нафтогазом» и «Газпромом» от января 2009 года.
Вторым базовым вопросом взаимоотношений Украины и России является доступ украинской продукции на российские рынки. Парадоксально, но по сути временному правительству Арсения Яценюка, легитимность которого Москва не признает, удалось совместить зоны свободной торговли с СНГ и ЕС (в последнем случае с большими оговорками). 4 апреля Европарламент утвердил временную отмену экспортных пошлин для украинских товаров, хотя квоты на экспорт украинской продукции были сохранены.
До ноября отменены 94,7 процента импортных тарифов ЕС на промышленную продукцию Украины и 80 процентов тарифов — на сельскохозяйственную. При этом Брюссель ограничит объемы ввозимых в ЕС без таможенной пошлины продуктов: украинского зерна, свинины, говядины, птицы, готовых продуктов питания.
В то же время правительство Яценюка спешит ратифицировать экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС. Этому есть простое объяснение. В конце июля 2012 года Украина ратифицировала выгодный ей договор о создании зоны свободной торговли в СНГ. Как следствие, практически вся украинская продукция, включая металл, трубы и сахар, стала поступать на рынок России и Таможенного союза беспошлинно.
Несмотря на ограничения, такой режим продолжает распространяться на украинский экспорт в Россию. Однако теперь Москва заявила, что подписание Киевом экономической части соглашения с ЕС будет означать автоматическую отмену всех льгот на ввоз в Россию продукции с Украины. Для многих отраслей украинской экономики потеря российского рынка в нынешних условиях имела бы фатальные последствия. Причем основные промышленные предприятия, которые пострадали бы от утраты российского рынка, расположены на востоке и юге Украины, что может усилить центробежные настроения в этих регионах.
В этом плане весьма показательно, что, заявив о возможности выхода из СНГ и отозвав своего представителя из исполнительных органов Содружества, правительство не ставит вопрос о выходе Украины из зоны свободной торговли СНГ. Судя по всему, и Москва не настроена делать в этом направлении резких шагов, сохраняя статус-кво во внешнеторговых отношениях с Украиной.
Кроме того, Россия сейчас не заинтересована и в суверенном дефолте Украины. В этом случае станет весьма проблематичным не только возврат Киевом займов, сделанных правительством и Нацбанком Украины, включая платежи по еврооблигациям, эмиссию которых в объеме 3 миллиардов долларов Россия выкупила в декабре, но и займов частных украинских банков и компаний российским финансовым структурам. Как говорится, «если вы должны банку тысячу долларов, то это — ваши проблемы, а если миллион — это проблемы банка».
По словам Владимира Путина, совокупная задолженность по этим займам к концу 2013 года достигла 20 миллиардов долларов и 280 миллиардов рублей. Рассматривая вопрос в таком свете, можно прийти к выводу, что Москва заинтересована в скорейшем успешном завершении переговоров Киева с МВФ, поскольку возобновление финансирования Украины фондом резко снижает вероятность суверенного дефолта последней. Впрочем, в Москве опасаются, что негласным залогом для этих кредитов станет ГТС Украины.
Еще одной точкой пересечения интересов является сохранения кооперации между предприятиями ВПК обеих стран. Дело в том, что отказ от продукции украинских смежников и запуск процесса создания нужных технологических цепочек в России, по оценкам экспертов, обойдется минимум в 20 миллиардов долларов. В условиях фактического дефицита федерального бюджета России эти деньги будет нелегко найти. Кроме того, часть технологий из-за отсутствия научной школы и технической документации будет просто невозможно продублировать.
Что касается неоднократно звучащих из Москвы предложений о федерализации соседней страны, то пока нет даже приблизительных экономических разработок о взаимодействии с украинскими регионами в условиях уже фактически начавшейся децентрализации. Все экономические предложения России, как и раньше, адресованы лишь центру в Киеве.
Пока еще очень тесные, а моментами и критично важные для России и Украины экономические связи между странами объективно уже в ближайшие месяцы начнут работать на снижение напряжения в политических отношениях между Москвой и Киевом. Стороны просто обречены на поиск компромисса.