Бывший СССР
18:17, 2 мая 2014

Нужно больше солдат На Украине возобновили службу по призыву

Михаил Тищенко
И.о. президента Украины Александр Турчинов и и.о. министра обороны Михаил Коваль на учениях.
Фото: Михаил Маркив / РИА Новости.

Временный президент Украины Александр Турчинов подписал указ о возобновлении обязательной военной службы — в связи с «российской угрозой» и кризисом на юго-востоке республики. Согласно указу, призыв пройдет в ближайшие несколько месяцев. Ранее, при прежней власти, на Украине было принято решение о переводе армии на контрактную основу. Осенний призыв 2013 года, проведенный в республике, должен был стать последним.

Объясняя свое решение, и.о. президента сослался на «обострение общественно-политической ситуации на востоке и юге Украины, факты неприкрытой агрессии, активизацию действий незаконно созданных вооруженных формирований пророссийского направления», а также «угрозу посягательства на территориальную целостность Украины со стороны РФ». Возвращение призыва, по его мнению, поможет поддержать вооруженные силы и повысит «их способность давать адекватный ответ реальным и потенциальным угрозам Украины».

Очередной призыв запланирован уже на май-июль текущего года. На службу будут отправлять молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет (годных по состоянию здоровья и не имеющих права на отсрочку или освобождение от призыва), а также офицеров запаса.

Число призывников, которых планируется отправить в армию, должно будет определить правительство. Ему же предстоит оценить связанные с этим расходы.

Концепция контрактной армии, пересмотренная нынешней властью, вызревала на Украине довольно долгое время. Отменить воинскую повинность собирались еще в период президентства Виктора Ющенко (завершить реформу он планировал к 2010 году). Позднее, в 2012 году, концепция получила отражение в стратегии национальной безопасности: там говорилось о необходимости «формирования небольших по численности, но эффективных, профессиональных Вооруженных сил, способных выполнять задачи обороны государства в условиях проведения внеблоковой политики».

Окончательное решение в итоге было принято в 2013 году, когда у власти находился Виктор Янукович. В октябре он издал указ, из которого следовало, что в 2014 году призыв в Вооруженные силы проводиться не будет (согласно указу, сохранялся призыв только во внутренние войска МВД, которые должны были перейти на контрактную основу к 2017 году).

Реформа предполагала также существенное сокращение личного состава. Как отмечал прежний министр обороны Павел Лебедев, из 182 тысяч человек, составлявших общую численность армии, к 2017 году планировалось оставить 122 тысячи (в основном, по его словам, сокращения должны были коснуться подразделений обеспечения и управления, численность боевых частей планировалось сократить с 70 тысяч до 65 тысяч человек).

Планируемые расходы на «профессионализацию армии» оценивались в 35 миллиардов гривен (более 100 миллиардов рублей). Контрактникам при этом обещали постепенно повышать зарплаты: рядовому и сержантскому составу к 2017 году обещали денежное довольствие в 4,5 —5 тысяч гривен (14— 16,5 тысячи рублей), младшим офицерам — до восьми тысяч гривен (25 тысяч рублей), старшим офицерам — до 10,5 тысячи гривен (около 33 тысяч рублей).

По данным на конец 2013 года, в украинской армии служили уже около 52 тысяч человек. В 2014 году на службу планировалось принять еще около семи тысяч.

О возвращении призыва на Украине заговорили в пару месяцев назад — вскоре после «Евромайдана», смены власти в стране и начавшегося конфликта вокруг Крыма. «К сожалению, в последние годы украинские политики активно использовали тему отмены срочной службы для поднятия личного рейтинга, последние событие в Крыму показали, что срочную службу в Украине нужно вернуть», — заявлял «Корреспонденту» источник, близкий к руководству министерства обороны.

То, что состояние действующей армии при этом оставляет желать лучшего, признал в марте министр обороны Игорь Тенюх. «На войне побеждают мобилизация, ресурс, стратегия, тактика и боевой дух, — говорил он. — На сегодняшний день у Вооруженных сил Украины есть только две последние составляющие — это тактика и боевой дух. Мы привели все Вооруженные силы в степень боевой готовности в соответствии с планом учений, но статистика неутешительна». Фактически, как сообщил тогда министр, к боевым действия готовы лишь шесть тысяч человек.

Перехода к обязательной военной службе потребовали националисты. В конце марта, уже после того, как начались волнения на востоке страны, в Верховной Раде появилось обращение к и.о. президента (его автором стал депутат от националистической партии «Свобода» Олег Сиротюк) о том, чтобы «немедленно возобновить призыв в Вооруженные силы». Министерству обороны при этом было рекомендовано «на базе всех войсковых частей развернуть учебно-тренировочные центры для добровольцев, которых привлекать к службе в военном резерве».

Депутаты это обращение утвердили. Очередной призыв, по словам Сиротюка, планировался на осень (в министерстве обороны также отмечали, что предварительно планируется набирать призывников раз в году, осенью; в итоге, однако, дожидаться осени власти не стали). Он сообщил также, что срочную службу планируется сделать доступной для женщин. «То есть смогут пойти служить все барышни. Сейчас же могут только, если они учатся на медика или связиста», — пояснил депутат.

С точки зрения нынешней украинской власти шаги, направленные на укрепление армии, в общем-то, логичны. Киев постоянно заявляет о военной угрозе со стороны РФ, даты предполагаемого военного вторжения появляются в украинских СМИ чуть ли не каждый день (в конце апреля секретарь Совбеза Украины Андрей Парубий, в частности, сообщил, что не исключает военного вторжения на майские праздники). «Мы возвращаемся к подготовке РФ континентальной войны, — заявил и.о. президента на недавнем совещании с губернаторами. — Наши вооруженные силы приведены к полной боевой готовности».

Собственно, еще прежнее руководство республики допускало, что при определенном развитии событий мобилизационный способ комплектования армии может быть восстановлен. Как отмечал тогдашний министр обороны Павел Лебедев, это возможно в случае «полномасштабной вооруженной агрессии или масштабных чрезвычайных ситуаций».

Правда, сложно сказать, какого эффекта рассчитывают добиться власти в нынешней ситуации (когда, как заявляют в президентской администрации, российское вторжение может произойти «в любой момент»), пополняя ряды ВС призывниками. «Нужно понимать, что нам противостоит хорошо вооруженный противник, который имеет опыт боевых действий, в том числе и в своих внутренних конфликтах, — рассуждает бывший министр обороны, кандидат в президенты Анатолий Гриценко. — Ему нужно противопоставлять опытных кадровых военных, мужчин 35-50 лет, которые уже понюхали пороху».

За последние месяцы на Украине уже объявляли частичную мобилизацию, создавали Национальную гвардию, выделяли дополнительные средства на нужды обороны. Все это, однако, не помогло отстоять Крым и подавить пророссийское движение на востоке страны. Спецоперация, объявленная властями в Донецкой области, ознаменовалась такими эпизодами, как потеря бронетехники, захваченной ополченцами, разоружение десантников и отказ спецподразделения «Альфа» выполнять приказы (силовые структуры в Донецкой и Луганской областях и.о. президента Украины при этом обвинил в «бездействии, беспомощности и преступной измене»).

Как утверждал руководитель группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук, личный состав, задействованный в операции, готов был выполнять поставленные задачи. Однако четких приказов «по завершению уже начатых действий по нейтрализации групп экстремистов» не получал. Напротив, по его словам, «в случае достижения тактических успехов вместо их закрепления по непонятным причинам следовал приказ на отвод сил». Спецоперация в результате, как выразился Тымчук, превратилась в фарс.

В нынешнем положении, как считает экс-министр Гриценко, слабым звеном является не армия, а действующая власть, не способная, по его мнению, правильно оценивать обстановку, своевременно принимать решения и быстро их выполнять. «Крым сдали. Не Путин его взял, власть сдала, — возмущается бывший министр. — Сейчас верховный главнокомандующий Вооруженными силами — Александр Турчинов. А как вы думаете, сколько в силовых структурах найдется солдат, готовых грудью защитить Турчинова в бою? Мой ответ – ноль. И это беда для страны».

< Назад в рубрику