Спорт
13:07, 10 мая 2014

От пейнтбола до могилы Восемь способов, которыми болельщики могут повлиять на игроков и руководство клуба

Болельщики «Спартака»
Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

Фанаты московского «Спартака» планируют покинуть стадион на 15-й минуте матча с «Амкаром». «Лента.ру» вспоминает о других способах, которыми болельщики могут попытаться повлиять на руководство своего любимого клуба и обратить внимание на проблемы команды.

Демонстративный уход

Фанаты московского «Спартака», раздосадованные последними неудачами своей любимой команды, решили уйти со стадиона на 15-й минуте матча. При этом четверть часа на трибунах будут скандировать «Наше имя выше денег». Инициировало акцию объединение поклонников столичного клуба «Фратрия». Болельщики красно-белых устали от безволия игроков на футбольном поле и таким образом пытаются привлечь внимание руководства к существующей проблеме.

Вообще, идея ухода со стадиона во время матча не нова: болельщики очень многих клубов, в том числе и российских, хоть раз да покидали стадион во время матча. И действительно, громогласная и яркая поддержка серьезно контрастирует с тишиной и пустыми трибунами. Почувствуйте, мол, каково вам будет без нас. Активные поклонники «Локомотива», например, не так давно ушли посреди матча, протестуя против создания «Списка 118». Интересно, что руководство клуба пошло навстречу болельщикам, и те самые 118 человек были амнистированы.

В России покидали трибуны, например, болельщики «Ростова», «Зенита», «Шинника» и «Кубани». Подобные акции есть и в истории фанатских движений «БАТЭ», «Днепра» или «Шахтера». Популярен столь простой и эффективный метод протеста и в Европе. Некоторые болельщики «Ньюкасла» совсем недавно покинули стадион на 69-й минуте. Время было выбрано не случайно: клуб не выиграл ни одного трофея с 1969 года. Примечательно, что ушедшие не увидели два гола в исполнении своей команды и крупную победу со счетом 3:0.

Объявляем вам бойкот

Самая простая акция протеста — не прийти на матч, заставляя тем самым команду играть при пустых трибунах. Преуспели в этом фанаты «Лацио». В 2010 году они и вовсе объявили, что весь следующий сезон будут игнорировать домашние матчи любимой команды. Естественно, многие не выдержали и вернулись на стадион, несмотря на ужесточившиеся правила надзора на фанатской трибуне. А уж сколько отдельных матчей было пропущено фанатами римского клуба — не счесть. К слову, даже в концовке этого сезона они обделяют вниманием футболистов.

Поклонники московского «Локомотива» совсем недавно также хотели оставить команду без поддержки, пытаясь изменить позицию руководства клуба. Дело в том, что одноименный стадион в столице арендует «Спартак» и во время очной встречи, когда красно-белые были номинальными хозяевами, их болельщики готовились расположиться на родной для красно-зеленых Южной трибуне. В итоге скандал обернулся конфузом: «Спартак» был наказан матчами без зрителей, и на стадионе «Локомотив» делить трибуны было просто некому.

Поклонникам скромного клуба «Ковентри», выступающем в третьей по силе английской лиге, бойкотировать матчи клуба, как ни странно, стало проще, чем на них приезжать. Местный стадион оказался клубу не по карману, и руководство решило проводить домашние матчи в Нортгемптоне, расположенном в 50 километрах от Ковентри. Болельщикам такие перемены не пришлись по душе, поэтому они решили на матчи любимой команды не ездить до тех пор, пока руководство не одумается и не вернется домой.

Шоу на трибунах

Неявка на матч — это способ молчаливого протеста, а болельщики все-таки предпочитают заявлять о своих претензиях в голос, устраивая на стадионах своеобразные театральные представления, сопровождаемые спецэффектами. Одно из подобных красочных представлений устроили фанаты футбольного клуба «Легия», недовольные санкциями УЕФА, наложенными на клуб по итогам одного из предыдущих матчей. Чего добивались фанаты — непонятно, зато выглядела трибуна, мерцающая желтыми огнями, очень красиво.

Популярная протестная акция среди болельщиков — это поворот спиной к полю. Обычно это намек на то, что команда показывает на поле нефутбол и смотреть на это нет никакого желания. Подобную акцию, например, не так давно проводили поклонники киевского «Динамо». А вот фанаты «Зенита» подобным образом отреагировали на переход Владимира Быстрова и старались поворачиваться спиной только к нему.

Проще всего, конечно, выразить свою точку зрения, создав баннер и развернув его на секторе. Подобных примеров тысячи. Из клубов выгоняли президентов, тренеров, отдельных игроков. Там рисовали карикатуры, писали оскорбления. Каждый футбольный болельщик может вспомнить десятки таких примеров. Но, как правило, на подобные объекты народного творчества никто кроме контрольно-дисциплинарных комитетов и самих болельщиков внимания не обращает.

Демонстрация против

Словосочетание «шествие фанатов» в нашей стране обычно не имеет никакого отношения к клубному футболу и делам в национальном чемпионате. Другое дело, например, Англия, где подобные демонстрации проходят регулярно и носят при этом сугубо футбольный характер. Болельщики «Арсенала», «Ливерпуля» и «Кардифф Сити», например, не так давно подобным образом протестовали против действий руководства клуба или выражали недовольство результатами команды.

Такие мероприятия порой проводятся не только в протестном порядке. В 2010 году болельщики харьковского «Металлиста» решили пройти шествием до стадиона в знак единения и поддержки любимого футбольного клуба. Стоит напомнить, что тогда контрольно-дисциплинарный комитет принял решение снять с харьковского клуба девять очков за участие в договорных матчах. Болельщики не хотели быть молчаливыми свидетелями событий, а проявили тогда свою активную позицию, но футбольные власти, понятное дело, к доводам поклонников «Металлиста» не прислушались.

Настоящую демонстрацию неподалеку от стадиона «Сан-Сиро» устраивали поклонники «Милана». Сотни собравшихся в районе Южной трибуны активных фанатов «россонери» бурно выражали недовольство трансферной политикой клуба и действиями вице-президента Адриано Галлиани. Через два часа команда в очередной раз проиграла, зато потом выдала впечатляющую шестиматчевую беспроигрышную серию.

База для пейнтбола

Личная беседа лицом к лицу часто помогает найти выход из любых ситуаций, особенно, когда они касаются вопросов взаимоотношений между футболистами и болельщиками. Впрочем, пример «Спартака» показывает, что приезд болельщиков на базу клуба может пройти и безрезультатно. И фанаты, и игроки сразу после встречи признали, что разговор оказался продуктивным, однако результаты свидетельствуют об обратном. Поэтому обстановка в красно-белом сообществе продолжает накаляться.

Очень любят личные встречи со своими кумирами болельщики московского «Динамо». Они стараются действовать методом эмоциональной встряски, а потому их визиты в Новогорск, как правило, неожиданны. Надписи на асфальте, листовки с провокационным содержанием и даже стрельба из пейнтбольных ружей по игрокам и тренерам — все это методы убеждения по-динамовски. Подобные действия объединения болельщиков продолжают называть провокациями неведомых сил, а «Динамо» тем временем понемногу прогрессирует, но явно не из-за подобных акций.

Фанаты «Марселя», безусловно, обладают чувством прекрасного, однако оно, судя по всему, покинуло их во время поездки на базу футбольного клуба. Здания на территории спортивного комплекса были изрисованы граффити, большинство из которых были обращены к президенту и спортивному директору клуба. Нецитируемые надписи на стенах были закрашены а «Марсель» как был на шестом месте, так там и остался.

Жги офис, бей директора

О том, что фанаты порой предпочитают действовать радикально, известно давно. «Ультрас» готовы идти на любые меры, чтобы заставить любимую команду побеждать, даже если сами действия, по мнению фанатов, могут принести пользу команде в будущем. Фанаты «Порту», например, несколько месяцев назад закидали клубный автобус с футболистами петардами после очередного поражения. К слову, никакого результата в долгосрочной перспективе это не принесло: команда по-прежнему занимает третье место.

Болельщики «Ковентри», которые недавно лишь бойкотировали матчи переехавшей на 50 километров команды, мирными действиями не ограничились. На свою беду фанатам, горевавшим по поводу переезда, в пабе попался исполнительный директор клуба Тим Фишер. Разгоряченные алкоголем и недовольством поклонники «Ковентри» избили работника клуба, который, к счастью, не получил серьезных травм, а затем подрались между собой, причинив немалый ущерб любимому заведению.

Нешуточным скандалом обернулся переход двух игроков грозненского «Терека» в иерусалимский «Бейтар». Фанаты встретили Заура Садаева и Джабраила Кадиева в штыки из-за их вероисповедания. Протест вышел далеко за рамки вывешивания скандальных баннеров и скандирования кричалок с угрозами и руганью. Члены фанатской группировки «Ла Фамилия» сожгли офис команды и нанесли большой ущерб клубному музею, где хранились многочисленные трофеи. В итоге футболисты-мусульмане покинули клуб, за который выступали лишь два месяца.

Могильное поле

Сила и жестокость — не лучшее оружие в схватке с командой или руководством клуба. Кроме того, все подобные деяния уголовно наказуемы. Порой нужен нестандартный подход, выводящий акцию за рамки «очередного буйства болельщиков» и привлекающий к себе внимание поклонников футбола по всему миру. Фанаты хорватского клуба «Хайдук», например, сообщили команде о недовольстве, выкопав прямо на футбольном поле могилы. Интересно, что футболисты сумели в следующем матче прервать безвыигрышную серию и пройти в следующий раунд Кубка УЕФА.

А вот, например, игроки «Блэкберна» были уже не в состоянии исправить удручающее положение дел. Поэтому после поражения, которое не оставило команде шансов на сохранение места в премьер-лиге, болельщики выпустили на поле «курицу протеста», одетую в форму клуба. Курица была выбрана не случайно — клубом владеет компания, специализирующаяся на производстве продуктов из куриного мяса.

С юмором подошли к своим проблемам в итальянском городе Парма, где выступает одноименный футбольный клуб. Болельщики команды решили устроить довольно необычную акцию в знак протеста против раннего начала матча с «Ромой». Встреча начиналась в 11:30 по местному времени, а потому на Северной трибуне стадиона всем желающим предлагали… позавтракать. Во время выхода команд на поле болельщики демонстративно жевали бутерброды. С тех пор в Парме матчи не начинались столь рано.

«Юнайтед» против Манчестера.

Что делать, если все вышеперечисленные методы не приносят результата и руководство остается глухим к требованиям болельщиков? Настоящие фанаты никогда не меняют своих предпочтений, они всегда преданны традициям своего клуба. Однако существует одна лазейка, позволяющая убить двух зайцев одним выстрелом: создание нового футбольного клуба, который пришелся бы болельщикам по душе.

Именно так и поступили болельщики «Манчестер Юнайтед», недовольные тем, что клуб перешел в руки семейства Глейзеров. Над названием особенно задумываться не стали: «Юнайтед оф Манчестер» — это, по сути, вызов флагману английского футбола. Впрочем до очной встречи с прародителями «бунтарям» пока далеко. Клуб, образованный в 2005 году и полностью принадлежащий объединению болельщиков, хотя и быстро обрел популярность и начал прорываться вверх по турнирной иерархии, пока добрался лишь до седьмого по счету дивизиона.

В этом смысле ярче остальных выглядит АФК «Уимблдон», созданный болельщиками на руинах легендарной команды, в одночасье переехавшей в Милтон-Кейнс, сменившей название и цвета. «Милтон-Кейнс Донс» по-прежнему является изгоем во всей Англии, а обновленный «Уимблдон», сохранивший славные традиции, уже добился права выступать в четвертом по силе английском дивизионе.

< Назад в рубрику