Россия
18:19, 16 мая 2014

Суверенная территория Пушкино У мэрии подмосковного города нет инструментов, чтобы решить проблему мигрантов

Иван Сухов
Пушкино. 15 мая 2014 года.
Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

Пока подмосковное Пушкино приходит в себя после массовых беспорядков вечером 15 мая, начавшихся после убийства местного жителя Леонида Сафьянникова приезжим из Узбекистана, городские власти жалуются на отсутствие нормального взаимодействия с полицией.

Волна беспорядков охватила подмосковный город вечером 15 мая, после того как по Пушкино и окрестностям распространилась информация о смерти 22-летнего футбольного болельщика Леонида Сафьянникова, которого 13 мая избил гражданин Таджикистана Жахонгир Ахмедов. Толпа протестующих, которую правоохранители оценили в несколько сотен, а горожане — в полторы-две тысячи человек, стихийно перекрыла центральную магистраль города, Московский проспект. Нескольких попавших под горячую руку водителей нерусской внешности вытащили из машин и избили. Колонна протестующих некоторое время волновалась у места трагедии, а потом попыталась штурмом взять гостиницу, где компактно проживают мигранты. Прибывший к этому моменту подмосковный ОМОН оказался под градом камней и бутылок, но предотвратил штурм гостиницы и постепенно вытеснил участников акции протеста с места гибели Сафьянникова. В общей сложности были задержаны 57 человек. Все они, по данным ГУВД, к утру 16 мая были отпущены.

По словам местных жителей, железнодорожный вокзал Пушкино во время беспорядков был оцеплен ОМОНом, который фактически встречал горожан, едущих с работы из Москвы. Над привокзальной площадью барражировали вертолеты, большинство торговых точек в центре города, где работают преимущественно мигранты, закрылись — словом, стотысячный город-сателлит российской столицы на несколько часов погрузился в атмосферу чрезвычайного положения.

Успех при поддержке с воздуха

Офицеры городского отдела полиции полагают, что серьезную угрозу безопасности и материальный ущерб удалось предотвратить и говорят об успехе правоохранительной работы. Но сами участники акции протеста уверены, что если бы полиция действительно оперативно сработала на месте происшествия вечером 13 мая, массовых беспорядков удалось бы избежать: для них просто не было бы повода. А так Ахмедов, практически сразу же изобличенный очевидцами, успел сначала разбить машину Сафьянникова о столб, чтобы имитировать ДТП, потом помог довезти потерпевшего до больницы и лишь затем отправился в аэропорт и улетел в Узбекистан. Вернуться в Россию его уговорили родственники. Тем временем относительное спокойствие в Пушкино наступило лишь после того, как стало известно, что Ахмедов пересек границу России в Домодедово и задержан полицейскими.

Сергей Гулин, мэр Пушкино, сетует, что полиция не подчиняется городской администрации: «Вопрос наболевший. Два дня назад капитан полиции, который должен был наводить порядок на привокзальной площади, при появлении сотрудников администрации, задавших ему вопрос, когда будет наведен порядок, начал возмущаться и говорить: кто вы такие?»

Скепсис Сергея Гулина не лишен оснований. Местная полиция не сработала ни вечером в день убийства Сафьянникова 13 мая, ни во время массовых беспорядков. Гостиницу, населенную мигрантами, которую грозила разгромить толпа, отстоял областной ОМОН. На месте событий вынужден был присутствовать лично начальник Главного управления полиции Московской области генерал-майор Виктор Пауков. Как и в случае с массовыми беспорядками в Бирюлево, в ситуацию, которая изначально могла быть оперативно разрешена силами наряда местной полиции, пришлось вмешиваться высшему начальству с ОМОНом и вертолетами.

Разыскивается шериф

Между тем эксперты по муниципальной политике заявляют, что жалоба мэра на неподчинение полиции носит риторический характер. «По нынешнему законодательству, полиция не подчиняется органам местного самоуправления, — сказал «Ленте.ру» политолог Николай Силаев. — Никакой муниципальной полиции не существует. Создание полиции общественной безопасности, которая подчинялась бы местному самоуправлению, было бы целесообразно, но сейчас это практически исключено».

С Силаевым солидарен и директор Центра социальных и экономических исследований регионов Денис Соколов. По его мнению, «местная полиция должна обеспечивать безопасность жителей, а не зарабатывать деньги для полковников и генералов. Часть проблемы могла бы быть решена выборностью руководителя местной полиции — своеобразного местного шерифа. Но и есть объективная составляющая — идет смена этнического состава населения как Москвы, так и Подмосковья».

Проблема не в нелегалах

УФМС по Московской области почти сразу после резонансного убийства у пушкинского привокзального рынка начало рейды по выявлению в городе нелегальных мигрантов. На вечер 15 мая миграционная служба насчитала в Пушкино 80 нелегалов. Правда, попутно выяснилось, что виновник смерти Сафьянникова Жахонгир Ахмедов находился на территории России законно.

Российские власти все последние годы старались поставить под контроль миграцию из стран бывшего СССР, но одновременно предпринимали законодательные усилия, которые в итоге облегчают режим въезда и легализации, в том числе и для жителей наименее благополучных территорий постсоветского пространства. «Этот неизбежно, — говорит Денис Соколов. — Мы импортируем все, что не производим, или производим в недостаточном количестве. В том числе, и рабочую силу. Думаю, основные неприятности впереди, — проблемы с экономическим ростом, который позволял постоянно наращивать пенсии и заработные платы бюджетников, приведут к возникновению на рынке труда новых конфликтных зон с мигрантами — за рабочие места, места на рынке, в сфере силового предпринимательства».

Рынки и стройки

Пушкино, находящийся в получасе езды на экспрессе от центра Москвы, развивается как периферийный столичный район, с соответствующими объемами строительства. На части объектов работают почти исключительно мигранты из Центральной Азии. Эта дешевая рабочая сила находится в некой серой зоне, контролировать которую очень сложно, в том числе и с точки зрения соблюдения прав работников. Будучи уволенными, они мгновенно пополняют криминальную среду. Горожане давно уже чувствуют это, сталкиваясь с ростом числа квартирных краж, а то и грабительских нападений. Основные центры притяжения мигрантов в городе — это продовольственные рынки. Один из них теперь предполагается закрыть, что, скорее всего, приведет к росту недовольства местных жителей, выступающих против приезжих, но привыкших пользоваться удобной торговой точкой.

Контролировать кадровую политику застройщиков мэрия не в состоянии — как и миграцию в целом. «По отношению к мигрантам в Пушкино мы не можем принять никакого юридического акта, — говорит мэр города. — Администрации подчинены только те службы, которые обслуживают город, например убирают улицы. Мы же не можем объявить город суверенной территорией и не впускать в город людей, которые въехали в Россию». «Муниципалитет может быть связан общими интересами со строительными компаниями и другими нанимателями мигрантов, — полагает эксперт по местному самоуправлению Николай Силаев. — Воздействовать на эту систему извне теоретически могла бы полиция, но она, как правило, этого не делает».

< Назад в рубрику