Власти Швейцарии 18 мая 2014 года провели национальный референдум, на котором гражданам страны было предложено проголосовать за или против покупки шведских истребителей JAS 39 Gripen E. Решение о приобретении самолетов было принято еще в 2012 году, однако твердый контракт министерство обороны Швейцарии и шведская компания Saab до сих пор не подписали. Причиной затяжных переговоров стали нехватка бюджетных средств и недовольство ряда швейцарских политиков планируемым соглашением. По итогам референдума выяснилось, что и швейцарцы тоже не готовы тратить деньги на истребители, — против покупки Gripen E высказались 53,4 процента респондентов.
Министерство обороны Швейцарии объявило о готовности купить 22 шведских JAS 39 Gripen E (дальнейшее развитие семейства боевых самолетов Gripen) летом 2012 года. При этом военные утверждали, что предложение шведской компании Saab на тот момент являлось лучшим на рынке. В частности, швейцарское военное ведомство заявило, что Gripen E не уступают по своим возможностям французским Rafale и европейским Typhoon, но стоят существенно дешевле. Стоимость потенциальной сделки оценивалась в 3,25 миллиарда евро, причем Saab пообещала не увеличивать цены на самолеты на протяжении всего срока исполнения контракта.
Правительство Швейцарии одобрило планы покупки 22 истребителей Gripen E в августе 2012 года, после чего с Saab начались переговоры о поставке самолетов. Стороны должны были согласовать комплектацию истребителей, условия и сроки их поставки, определить схему обслуживания и ремонта. При этом принципиальная договоренность о подписании соглашения уже была достигнута. Позднее планы министерства обороны Швейцарии были сорваны несколькими политиками, которые назвали потенциальный контракт с Saab слишком дорогим, а покупку именно 22 Gripen E избыточной для национальной безопасности страны. Осенью 2012 года противники сделки с Saab объявили о намерении провести референдум.
Следует отметить, что на момент, когда Швейцария объявила о готовности купить шведские истребители, проект усовершенствованного Gripen был под вопросом. Министерство обороны Швеции, единственный крупный покупатель боевых самолетов такого типа, занималось сокращением военных расходов и склонялось в пользу модернизации уже имеющихся JAS 39, а не разработки и производства усовершенствованной версии этих истребителей. Для Saab возможность продать 22 боевых самолета Швейцарии фактически означала не только получение прибыли, но и шанс реализовать проект Gripen E не только на свои деньги.
Кроме того, закупка дополнительных самолетов Берном позволила бы снизить цены на серийные Gripen E для ВВС Швеции, а значит получить крупный заказ от шведских военных. Изначально шведское министерство обороны планировало приобрести до 60 новых истребителей, а затем решило увеличить закупку таких самолетов до 70 единиц. К слову, решение о покупке 70 истребителей было принято в апреле 2014 года, а поводом для него, по словам министра обороны Швеции Карин Энстрем, послужила «дестабилизация обстановки на Украине и вокруг нее», а также переход к России «части суверенного государства».
В конце 2012 года, когда стало окончательно ясно, что переговоры с Швейцарией затормозились, Saab решила предоставить Берну 44-процентную скидку на истребители: в случае подписания контракта стоимость 22 Gripen E составила бы 1,82 миллиарда евро. Это означало, что Швейцарии истребители были бы проданы на 30 процентов дешевле, чем министерству обороны Швеции. Ранее некоторые из противников сделки заявляли, что стоимость Gripen E составляет 2,58 миллиарда евро, а не 3,25, которые изначально запросила Saab. Впрочем, даже после того, как шведы согласились сделать серьезную скидку на истребители, швейцарские противники все равно назвали потенциальную сделку дорогостоящей.
На протяжении последующих полутора лет о переговорах с Saab новостей не поступало. 18 мая 2014 года состоялся референдум, на котором швейцарцам, помимо прочего, было предложено определить судьбу потенциальной сделки с Saab. По итогам голосования, против приобретения боевых самолетов высказались 53,4 процента респондентов. Некоторые из них сослались на подсчеты военного ведомства, согласно которым расходы на эксплуатацию, ремонт и модернизацию Gripen E на протяжении всего срока их службы составят десять миллиардов франков (8,2 миллиарда евро). По мнению противников сделки, эти средства разумнее потратить на развитие образования, транспорта и пенсионной системы.
По словам члена парламента от партии «Зеленых» кантона Берн Регулы Рюц, принятое швейцарцами решение является разумным в условиях, когда необходимо поддерживать государственный бюджет. «Было бы неразумно экономить на защите от наводнений, на безопасности границ, но в то же время покупать новые самолеты», — заявила она. При этом президент Швейцарии Ули Маурер объявил, что он уважает решение граждан страны, но отказ от покупки Gripen E неминуемо приведет к существенному снижению обороноспособности. «Мы приложим все усилия, чтобы не допустить этого в сложившихся трудных условиях. В ближайшие несколько месяцев будут рассмотрены несколько вариантов поддержания боевой готовности вооруженных сил», — отметил Маурер.
Одним из таких вариантов может стать модернизация уже имеющихся боевых самолетов, которые в Швейцарии используются преимущественно для воздушного патрулирования. Благодаря модернизации возможно будет продлить срок их службы. В конце апреля 2014 года министерство обороны Швейцарии объявило, что в случае покупки шведских Gripen E имеющиеся истребители F/A-18C/D Hornet будут списаны в 2030 году, но при отказе от приобретения JAS 39 списание состоится по меньшей мере на пять лет раньше, то есть в 2025 году.
В настоящее время истребители F/A-18C/D выполняют полеты параллельно с устаревшими F-5E/F Tiger II. Максимальный налет Hornet составляет пять тысяч часов, после чего самолет необходимо или списать, или провести его дорогостоящий капитальный ремонт с модернизацией. К настоящему времени F/A-18C/D налетали в среднем по 2,5 тысячи часов, ежегодно проводя в воздухе по 200 часов. Это означает, что при сохранении графика эксплуатации все Hornet полностью выработают свой ресурс к 2027-2028 году. Однако в 2016 году должны быть списаны все F-5E/F, а это означает, что Hornet возьмут на себя часть задач Tiger II и израсходуют ресурс к 2025 году или даже раньше. Таким образом, после 2025 года Швейцария фактически не сможет обеспечивать безопасность своего воздушного пространства.
В отличие от президента и министерства обороны Швейцарии, шведская компания Saab огорчения от итогов референдума не показала, но отметила, что процесс закупки Gripen E в этой стране теперь остановлен. Впрочем, отказ Швейцарии от приобретения Gripen E серьезного удара по проекту не нанесет. Дело в том, что правительство Швеции уже одобрило финансирование разработки следующего поколения самолетов в семействе JAS 39, а также закупку 60 таких самолетов. Кроме того, до конца 2014 года планируется подписать контракт с министерством обороны Бразилии на поставку Gripen E.
Следует отметить, что сотрудничество с Бразилией сулит Saab даже больше выгоды, чем могла бы принести сделка с Швейцарией. Берн собирался лишь частично финансировать проект разработки Gripen E и купить 22 таких самолета. Бразилия намерена приобрести 36 новых истребителей, принять участие в проекте разработки и развернуть лицензионное производство шведских самолетов на своей территории. Кроме того, в перспективе Saab и бразильская компания Embraer намерены заняться созданием палубной версии JAS 39, которая также будет закупаться бразильскими военными. Кроме того, существование палубного Gripen E позволит Saab расширить свою долю на мировом рынке вооружений.
Похоже, что от отказа швейцарцев покупать шведские истребители пострадает сама же Швейцария. Министерству обороны страны теперь придется искать способы продления сроков службы уже имеющихся боевых самолетов, а также вести подготовку общественного мнения к необходимости покупки новых истребителей в отдаленном будущем. В конечном итоге все это может оказаться даже дороже, чем покупка новых 22 Gripen E и замена ими устаревших F-5. Saab же рассчитывает в ближайшие 20 лет продать около 400 новых истребителей, причем переговоры с десятью потенциальными покупателями уже ведутся. В этом свете сорвавшаяся продажа Швейцарии боевых самолетов, по сути, является лишь досадным недоразумением.