Пока мужчины уже который век подряд готовятся к джихаду, женщины Востока все больше входят во вкус типичных трендов Запада. Жительницы исконно мусульманских стран ухитряются делать селфи, участвовать в съемках жанра стритстайл и покупать дизайнерскую одежду — и все это не нарушая суровых религиозных предписаний. Ну ладно, почти не нарушая.
Тайное сообщество недовольных
Участницы группы в Facebook под названием My Stealthy Freedom недавно стали героинями новостей: западные СМИ наперебой рассказывали о женщинах Ирана, размещающих в интернете фотографии, на которых они запечатлены без хиджабов. Фотографироваться без платка иранкам приходится тайком, например, в автомобиле или на пустынном пляже. Именно слово «тайком» (именно так можно перевести с английского слово stealthy) дало название популярному сообществу.
Стоит ли говорить, что участниц My Stealthy Freedom крайне тяготит необходимость носить платок. Они смотрят на него как на необходимое зло, с которым нужно бороться партизанскими методами, и соцсети кажутся им новым и интересным инструментом для этого.
Хиджабистас VS модницы
Нельзя сказать, что поклонницы тайных фото выражают общее мнение иранских женщин по поводу моды, образа жизни и их связи с религиозностью. Многие пока не готовы отказаться от традиционных предметов гардероба и стараются «поженить» их с современным стилем жизни.
«Если тебе достались лимоны — сделай из них лимонад», — справедливо рассудили дамы в хиджабах и смогли довольно изящно найти свое место в беспокойном мире соцсетей, моды и фотографии, не рискуя услышать грозное слово «харам» (харамом называются запретные в шариате действия, противоположные халялю).
Так, во многих мусульманских странах, согласно современным более либеральными правилам для религиозных женщин, хиджабом может считаться любой платок, шарф или плащ, закрывающий тело и оставляющий для обзора лицо и кисти рук. Это дает простор для модных экспериментов. Так появились хиджабистаc (от англ. hijab + fashionistas, «модницы в хиджабах»).
У хиджабистас есть свои блоги о моде, аксессуарах и красоте, самый популярный из них — The Hijablog авторства иранки Имаан Али (Imaan Ali), проживающей в США. У Али 70 тысяч подписчиков в Facebook и десять тысяч — в Instagram.
Основное принцип этого и подобных ему блогов в том, что все модные образы, фотографии которых там публикуются, формируются и подбираются в строгом соответствии с религиозным дресс-кодом, но дополняются стильной обувью, эффектными сумками, броскими украшениями.
Запад снимает шляпу перед хиджабом
Западные фэшн-блогеры и фотографы признают, что в своих религиозных головных уборах, нарядах из воздушных тканей с длинными рукавами и массивных дизайнерских украшениях мусульманские девушки, регулярно выкладывающие «луки» в Сеть, выглядят необычно, но стильно.
Автор блога о стиле жизни в издании Tehran Times Араз Фазаэли (Araz Fazaeli) публикует фото прекрасно одетых жительниц Тегерана. Его подборки настолько ярки и самобытны, что их регулярно обсуждают на страницах даже таких крупных западных изданий, как The Guardian и Huffington Post, не говоря уже о многочисленных перепечатках в менее известных СМИ и блогах США и Европы.
Важно помнить, что еще в 1980-х годах мусульманские женщины могли себе позволить надеть яркие, модные вещи только дома, чтобы покрасоваться перед мужем и родственниками. Именно поэтому колонка Араза Фазаэли и привлекла столько внимания — она символизирует значительные и интересные перемены, о которых большинство людей на Западе и знать не знают.
«Дакфейс» по-восточному
Какая девушка не любит делать селфи? Собственно, ислам не всегда запрещает своим последовательницам делать и выкладывать в интернет автопортреты. Женщинам разрешается показывать посторонним свое лицо без чадры или паранджи, ограничившись прикрывающим волосы платком-хиджабом (если речь не идет о странах с более строгими правилами, например, Судане или Саудовской Аравии). Вот именно без хиджаба обходиться при съемке селфи мусульманкам и запрещено.
Как напоминает правоверным девушкам автор блога The Muslim Bricks по имени Наджмах (Najmah), «Аллах все видит, и ему не понравится, что по фотографии невозможно понять, мусульманка на снимке или нет». «Я бы хотела, чтобы мои сестры осознали: хиджаб — часть их личности, а не предмет, который надо надевать изредка, чтобы семья и знакомые не подумали плохого», — считает блогер.
Это высказывание соответствует правилам Корана, которые сторонницы ислама стараются не нарушать. Восточные барышни и с хиджабами на головах наслаждаются позированием, фотофильтрами и последующими «лайками», при этом платок остается на своем законном месте.
Мода по воле Всевышнего
Но раз уж традиционные мусульманские одеяния обязательны для верующих женщин, логично сделать их по-настоящему красивыми. Так и вышло: сегодня индустрия исламской моды — мощный и перспективный механизм. В 2012 году оборот мирового рынка гламурных хиджабов, хорошеньких тюрбанов и целомудренных платьев оценивался примерно в 98 миллионов долларов (по данным The Guardian).
Мир моды уже почти нащупал эту золотую жилу: паранджа от Dior или Louis Vuitton не экзотика, а правильное понимание марками своей целевой аудитории. Есть и дизайнеры, которые создают наряды исключительно для последовательниц ислама, как, например, протеже знаменитой Вивьен Вествуд (Vivienne Westwood) — Барджис Чохан (Barjis Chohan).
Все это великолепие демонстрируется на неделях моды, которые проводятся даже в самых консервативных странах. Например, в Палестине, известной многочисленными запретами и ограничениями для женщин, в 2014 года прошла уже вторая по счету ежегодная неделя моды.
Купить модные вещи мусульманки вполне могут онлайн. Например, нью-йоркский интернет-магазин Urban Modesty, по словам его создательницы Шерихан Мустафы (Sherihan Moustafa), предлагает одежду для исповедующих ислам женщин, живущих в больших городах и не желающих выглядеть скучно и серо.
Будет справедливо отметить, что интерес представляет даже не сама по себе удача стилистических экспериментов женщин Востока или их активное присутствие в соцсетях. Модно и ярко одетые девушки символизируют компромисс и реверанс в сторону Запада. И пусть все это пока исходит только от женской части общества Востока, не заметить тенденцию трудно.