Мероприятия, посвященные 70-летию депортации крымско-татарского народа, прошли в Крыму в воскресенье, 18 мая. Утром в Симферополе состоялось возложение цветов к памятникам погибшим в результате насильственного переселения, затем — митинг и молебен в поселке Акмечеть.
В траурном мероприятии, по различным оценкам, приняли участие от пяти до семи тысяч человек. Участники организованного Меджлисом митинга выступили со ставшим уже традиционным пакетом требований. В частности, они требуют признания общенационального съезда крымско-татарского народа — курултая — и формируемого им органа национального самоуправления, Меджлиса. Кроме того, в резолюции говорится о требованиях восстановить исторические названия, измененные после депортации крымско-татарского народа, и принять законы, гарантирующие представительство крымских татар в исполнительных и законодательных органах Республики Крым, передает ИТАР-ТАСС.
Вместе с тем, несмотря на радикальные требования митингующих, мероприятия прошли спокойно. Причем дело даже не в повышенных мерах безопасности, принятых в Симферополе. Еще накануне руководство Меджлиса пошло навстречу оргкомитету по проведению массовых мероприятий и отказалось от проведения митинга в центре города. «Действительно, массовое мероприятие крымских татар прошло спокойно, но ничего неожиданного в этом нет: они себе не враги», — считает ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Яна Амелина. Во-первых, по ее словам, с руководством меджлиса активно работают представители российских профильных ведомств. А во-вторых, далеко не все крымские татары поддерживают Меджлис.
Настроения в крымско-татарской общине действительно поменялись. Крымско-татарский язык на территории Республики Крым стал государственным, для татар был открыт реальный доступ на государственную службу. «21 апреля был принят закон о реабилитации депортированных из Крыма народов и ряд других актов, свидетельствующих, что права крымских татар в России надежно защищены. Так какой же смысл дестабилизировать ситуацию?» — говорит Амелина. По ее словам, это понимают как лидеры Меджлиса и других крымско-татарских организаций, так и рядовые крымские татары.
«Те гарантии, которые дал нам глава государства в своем выступлении 18 марта 2014 года и указом от 21 апреля, а также на встрече 16 мая — это очень серьезный шаг. Были приняты фундаментальные положения в законодательной и правовой сферах, заложен фундамент для будущего нашего народа, задан тренд, который был услышан здравомыслящей частью общества», — заявил «Ленте.ру» председатель совета народной партии «Милли Фирка» Васви Абдураимов, принимавший участие во встрече 16 мая президента Владимира Путина с представителями крымско-татарской общественности. На встрече с татарской стороны были политики, общественные деятели и журналисты. Глава государства обещал рассмотреть вопрос признания крымских татар коренным народом полуострова.
По мнению директора российского Института новейших государств Алексея Мартынова, позитивные изменения связаны прежде всего с четкой государственной политикой РФ по вопросу крымско-татарского народа. «Крымским татарам даны государственные и, что не менее важно, личные гарантии Путина. Они получили помимо реабилитации гарантии развития для своего народа. На Украине об этом не было и речи», — сказал «Ленте.ру» Мартынов. Примечательно, что, по свидетельству очевидцев, на траурном митинге в Акмечети не было замечено ни одного украинского флага.