Госдума приняла в первом чтении законопроект, по которому власти смогут наказывать не только тех, кто демонстрирует нацистскую атрибутику, но и тех, кто решит использовать символику организаций, сотрудничавших с фашистами в годы Второй мировой войны. Но где граница допустимого? Можно ли показывать символы в кино? И что делать коллекционерам, которые собирают, продают, покупают и обмениваются артефактами со свастикой и другими запрещенными символами? Ответы искала «Лента.ру».
На прошедшем во вторник заседании Госдумы проект закона поддержали все четыре думские фракции. Учитывая подобное единство парламентариев, есть все основания полагать, что совсем скоро документ будет одобрен и во втором, и в третьем чтениях. Под запретом в таком случае окажется символика бандеровцев, сторонников Русской освободительной армии, Русского корпуса и других националистических движений. По сути, их гербы, отличительные знаки и флаги приравняют к свастике. За их демонстрацию будут теперь наказывать: нарушителям грозит арест до 15 суток, конфискация имущества и штрафы до 50 тысяч рублей.
Впрочем, коллекционеры и просто любители истории опасаются, что после такого ужесточения полиция может начать проявлять излишний интерес к их увлечениям. Они отмечают, что уже действующий запрет на нацистскую символику и атрибутику затрагивает по большей части не столько пугающих власть «фашиствующих молодчиков», сколько людей, которые собирают интересные артефакты.
В России не запрещено коллекционировать, продавать или покупать вещи с нацистской символикой коллекционерам. Однако именно коллекционеры регулярно жалуются на чрезмерное внимание к ним правоохранительных органов.
В 2012 году под горячую руку попали любители истории в Калининграде. Оперативники пришли в школу, где коллекционеры собирались 20 лет, изъяли значки, жетоны и пряжки от ремней немецких солдат. Полиция передала в суд пять дел о пропаганде нацизма. Однако коллекционеры смогли отстоять свои права. Им удалось доказать, что эти предметы собирались и хранились для истории и нигде публично не выставлялись. Выручило их и то, что все изображения свастики были заклеены скотчем.
В июне 2009 года в Санкт-Петербурге коммерческий директор магазина «Военный коллекционер» заплатил штраф за пропаганду и публичную демонстрацию нацистской атрибутики. На витрине магазина были выложены несколько немецких знаков отличия, комплект нашивок и другие предметы. В апреле 2007 года в Екатеринбурге такое же решение было вынесено в отношении директора сети магазинов «Старый солдат» Сергея Колясникова. Коммерсант был вынужден заплатить штраф и расстаться с антикварной коллекцией.
Страдают и антиквары. Они не выкладывают на витринах вещи времен Второй мировой, а на сайтах предпочитают подстраховаться надписью, что вещи продаются не с целью их использования для пропаганды, а для сохранения и изучения.
Сами власти столь активный контроль объясняют вопросами национальной безопасности. Так, по словам зампредседателя Госдумы Сергея Железняка, новый законопроект должен защитить Россию от повторения украинских событий. Он подчеркивает, что на Украине активно используют символику и атрибутику организации украинских националистов Степана Бандеры.
«Последователи этой организации, а попросту фашиствующие молодчики, ежедневно, не стесняясь видеокамер и общественного осуждения, бравируют атрибутикой и призывают к геноциду. Деятельность этих организаций привела на Украине к хаосу, развалу и, по сути, к гражданской войне», — заявил парламентарий.
Впрочем, коллекционеров подобные доводы не убеждают.
«Можно запретить абсолютно все. Почему бы не запретить символику Римской империи и США, с подачи которых происходят революции?» — иронизирует представитель Балтийского союза коллекционеров Александр Коровный. Он убежден, что особого смысла в таких запретах нет. «Запретный плод сладок, и в результате этот вопрос только усугубится. У молодежи появится интерес к запрещенной символике», — пояснил он в беседе с «Лентой.ру».
Компромиссный вариант предлагает президент Союза коллекционеров России Александр Никишин. По его словам, в законодательстве необходимо четко прописать правила, по которым могли бы работать те, кто собирает старые вещи.
«Я думаю, что должен быть взвешенный подход и понимание того, что, избавившись от этих знаков насовсем, мы как раз в плохом смысле избавимся от нашей истории. Сразу все запрещать нельзя. Вопрос в том, как это подать. Если этой символики не будет, то что же тогда получится? С кем мы воевали? У нас был бой с тенью, что ли?» — сказал Никишин.
Как заявил зампред думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин, в действующем законодательстве, равно как и в одобренном Думой законопроекте, «речь идет только о запрете на публичную пропаганду такой символики».
«Здесь важен контекст ее распространения. То есть демонстрация этой символики с негативной оценкой или демонстрация ее как части нормальной повседневной атрибутики. Поэтому у нас не запрещается показывать фильмы о Великой отечественной войне, в которых присутствует нацистская символика. У нас не запрещается коллекционировать такие вещи, хотя лично мне иметь такие предметы было бы неприятно и странно», — сказал Вяткин, добавив, что возможно, в ближайшее время парламентарии подумают, как прописать правила для антикварных магазинов, аукционов и коллекционеров, которые специализируются на военной тематике.