Бурное развитие инфраструктуры мегаполисов вывело на новый уровень и городское освещение. Свет превратился в мощный инструмент, создающий узнаваемый облик города и атмосферу в нем. Сегодня страны, провинции и населенные пункты стремятся подчеркнуть красоту своих архитектурных объектов, найти лучшие ночные панорамы, сделать так, чтобы популярные днем места были не менее привлекательны ночью.
Голландец Ян ван дер Хейден, в ХVII веке создавший одну из первых систем городских фонарей в Амстердаме, предложил по ночам освещать город для борьбы с преступностью, а также для того, чтобы люди в темноте не падали в каналы. До относительно недавнего времени во всем мире свет выполнял сугубо практическую функцию.
И сегодня освещение нужно в первую очередь для безопасности горожан, но теперь у него есть и другие задачи. Города заботятся об архитектурно-художественном облике, который обеспечит им узнаваемость, поэтому стараются в ночное время выглядеть не хуже, а порой даже эффектнее, чем днем.
В Европе создаются профильные организации, которые занимаются освещением и его интеграцией в городское пространство. Например, в муниципалитете города Гент в Бельгии существует специальный департамент по разработке и продвижению мастер-плана освещения, и эта программа действует уже 13 лет. В крупных городах на подсветку зданий, ландшафтов, памятников архитектуры, фонтанов, мостов и других знаковых объектов ежегодно тратятся десятки миллионов долларов из частных, федеральных и муниципальных бюджетов.
«Уличное освещение дает гигантские возможности, — считает директор департамента маркетинга и PR компании KR Properties Андрей Патрушев. — Например, разработка оригинального решения одного только уличного фонаря с последующим многотысячным тиражированием способна принести огромную пользу мегаполису с точки зрения узнаваемости. Это важно для формирования имиджа города и увеличения туристических потоков».
Внимание к деталям
Власти исторических городов обычно с помощью подсветки стараются привлечь внимание к достопримечательностям: старой крепости, храму, ратуше, рыночной площади, зданиям старой постройки и уникальной архитектуры. И для освещения таких объектов есть свои правила.
Как рассказала «Дому» вице-президент и глава сектора Philips «Световые решения» в России и СНГ Марина Тыщенко, согласно одному из подходов к освещению исторических объектов, ночной облик зданий должен соответствовать дневному, для этого его освещают заливающим холодным белым светом. Так, например, освещена колокольня Ивана Великого в Московском Кремле.
«Кроме эстетического обоснования такого приема существует и техническое — в большинстве случаев на фасады исторических зданий запрещено устанавливать оборудование, — пояснила Тыщенко. — А заливающее освещение в основном обеспечивается светильниками с отдельно стоящих опор».
Свет также может создавать «альтернативный», ночной, образ постройки, несколько отличающийся от дневного. В этом случае используют так называемое акцентное освещение, которое выделяет архитектурные элементы: барельефы, фронтоны, пилястры и другие части зданий. Иногда применяют скользящую подсветку, подчеркивающую фактуру материалов фасада. В Москве так подсвечены некоторые здания на Тверской, бульварах и проспекте Мира.
«Архитектурная подсветка должна подчеркивать архитектуру, а не создавать новую, — подтвердил главный архитектор UNK project Юлий Борисов. — Во многом мастерство подсветки здания сравнимо с работой фотохудожника: можно просто направить прожектор в лицо, а можно так поставить софиты, чтобы подчеркнуть достоинства или скрыть дефекты».
При подсветке исторических объектов обычно используется белый или янтарный свет. Холодные белые оттенки представляют здания в дневном свете, а теплые желтоватые имитируют ночное уличное освещение, создаваемое газовыми фонарями или натриевыми лампами.
«Но из этого правила есть исключения, — рассказала Марина Тыщенко из Philips «Световые решения». — Например, Эйфелева башня, световое оформление которой реализовано нашей компанией, освещается янтарным светом. А в Индии большое значение придают символизму цвета, поэтому знаменитая базальтовая арка в Мумбае «Ворота в Индию» окрашивается ночью в самые разные оттенки. Но обычно динамическую подсветку и нестандартный подход к освещению используют при освещении современных достопримечательностей. Например, знаменитое колесо обозрения London Eye переливается множеством цветов, но чаще всего это оттенки красного или синего, преобладающие во флаге Великобритании».
В некоторых случаях фасад здания может выступать фоном, где создаются световые изображения. Можно также создать светящийся задний план, на фоне будет выделяться сама постройка. Наконец, многие современные здания со сплошным остеклением имеют световые фасады.
«Тот или иной объект редко бывает одиноко стоящим, без окружения, — отметил генеральный директор бюро ILDC &light Дмитрий Буров. — Он всегда в контексте, всегда играет ту или иную роль в городском ландшафте. Поэтому самое правильное — это рассматривать его как главный или один из главных элементов в формировании той или иной световой панорамы, световой картины, которая открывается наблюдателю. В свете, как в архитектуре, важна идея, концепция. А просто развесить светильники на фасаде может любой студент».
В большинстве городов применяется два варианта подсветки — обычная и праздничная, в которой применяют цветную динамическую подсветку. Но есть и исключения.
«Например, в Лас-Вегасе всегда используется второй вариант, — рассказал «Дому» Юлий Борисов. — Там практически нет местных жителей, весь архитектурный облик формируется и ориентирован на туристов. В Лас-Вегасе с помощью искусственного света — подсветки зданий, рекламных баннеров, вывесок — нарисован целый мир, это город-мираж, который вечером полон эйфории, а днем превращается в обычный провинциальный городишко».
Умный свет
Технология, которая становится все более популярной в городском освещении, — светодиодные лампы с интеллектуальной системой управления. Светодиоды практически идеальны в качестве источника света: экономят до 30% энергии по сравнению с лампами накаливания, им не страшны перепады температур, осадки, скачки напряжения. Светодиодные лампы имеют длительных срок службы, гарантия — до 25 лет. При этом управлять ими можно как в автоматическом, так и в ручном режиме.
«Общий тренд в наиболее развитых странах — создание «умной», энергоэффективной системы городского освещения, — рассказал директор департамента строительства TEKTA GROUP Дмитрий Швецов. — Для этого применяются светодиодные технологии и сложные системы управления, позволяющие отдельно контролировать буквально каждую лампочку на улице. Распространение получают датчики, включающие подсветку отдельных зон только при приближении человека».
Как пояснила «Дому» Марина Тыщенко, сегодня существуют системы управления городским освещением. Благодаря им можно усиливать или приглушать освещение именно там, где необходимо, на отдельных улицах или автомагистралях в режиме реального времени или по заданному циклу. Использование таких интегрированных систем позволяет достичь от 30 до 80 процентов экономии электроэнергии и существенно сократить расходы на обслуживание.