Мир
08:51, 2 июня 2014

«Братья-мусульмане» могут террором отпугнуть туристов» Востоковед Георгий Мирский рассказал «Ленте.ру» о том, что ждет Египет при новом президенте

Ксения Жарова (Редактор отдела «Путешествия»)
Фото: Amr Abdallah Dalsh / Reuters

Победу на прошедших в Египте президентских выборах предсказуемо одержал генерал Абдель-Фатах аль-Сиси. Правда, явка на выборах была столь низкой, что оппозиция уже заявила: аль-Сиси не имеет права называть себя президентом всех египтян. У западных лидеров отношения с аль-Сиси тоже неоднозначные, поскольку генерал ответственен за свержение законного избранного президента Мухаммеда Мурси. О том, какой политический курс в этих условиях выберет новый египетский лидер, «Лента.ру» поговорила с главным научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгием Мирским.

«Лента.ру»: Георгий Ильич, фельдмаршал аль-Сиси шел на выборы как герой. Но к голосованию его рейтинг упал, и вместо ожидаемых 40 миллионов человек (или 80 процентов электората) за него отдали голоса 20 миллионов избирателей. В чем причина такого резкого изменения отношения со стороны населения?

Мирский: У Абделя-Фаттаха аль-Сиси никогда и не было особенно высокого рейтинга. Как в Египте ни стараются создать культ личности, представить его вторым Гамалем Абделем Насером, у них не получается. Конечно, он человек сильный, симпатичный, волевой, обладающий некоторой харизмой. И люди это понимают. Но все-таки какое сравнение может быть с Насером? Второй президент Египта единодушно считался не только на родине, но и во всем арабском мире героем борьбы за свободу, за независимость, за новый арабский мир. Сиси пока ничего выдающегося не сделал. Нельзя считать, что раз ты генерал или присвоил себе звание маршала, то ты уже герой. К тому же по меньшей мере пятая часть или даже четвертая часть населения поддерживает «Братьев-мусульман», с которыми он расправился беспощадно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он получил гораздо меньше, чем рассчитывали окружающие его люди.

Кто в основном голосовал за аль-Сиси?

Простой народ, те, кому надоело все, что происходило в стране последние три года. Египтяне, которые хотят порядка и стабильности в государстве. В основном это люди среднего возраста. А вот молодежь, я думаю, вообще не ходила на выборы. Молодые египтяне симпатизировали тем, кто начал эту революцию, тем, кто вышел на площадь Тахрир. Но эти люди эмигрировали.

Насколько сильно изменился состав государственного аппарата после прихода генерала к власти?

При аль-Сиси остались те же люди, что окружали и Хосни Мубарака, и Мухаммеда Мурси. Когда «Братья-мусульмане» пришли к власти, кое-кого из генералов выгнали, но вся бюрократия осталась. В Египте по-прежнему сохраняется то, что принято называть «глубокое государство» (deep state), его составляют силовики, бюрократы, военные, олигархи. Они реально правят страной. Пока неоткуда взяться другим генералам и бюрократам. Конечно, это обстоятельство не может не разочаровывать тех наивных молодых демократов, которые три с лишним года назад вышли на площадь Тахрир.

Получается, что после свержения Хосни Мубарака мало что изменилось и изменится в будущем?

К сожалению, да. Революцию начинают одни, продолжают другие, а заканчивают третьи. Молодые демократы вышли на улицу под лозунгом, который они писали на стенах домов: «Народ требует падения режима!» Знамя революции у них перехватили «Братья-мусульмане». Прошел год и их тоже свергли. Если во времена Хосни Мубарака «Братья» могли участвовать в парламентских выборах, пусть и с определенными ограничениями, то сейчас эта партия вообще запрещена. Вся верхушка движения «Братья-мусульмане» сидит в тюрьме. А те, кто пока остается на свободе, поклялись отомстить Сиси и его людям, которых они называют кровавой военно-фашистской хунтой. Тут борьба не на жизнь, а на смерть. О компромиссе даже не может быть и речи.

Каким образом «Братья-мусульмане» могут отомстить новому президенту?

Представители этой организации могут прибегнуть к террору, чтобы отпугнуть туристов. Они могут убить несколько десятков иностранцев, как это было в Луксоре в 1997 году. И тогда люди перестанут ездить в Египет. Прежних мудрых руководителей арестовали, осталось молодое поколение. Эти люди более энергичные, более нетерпеливые, неосторожные. Новые «Братья-мусульмане» могут решить, что демократия им не подходит и пора взяться за оружие. Ведь для того чтобы подорвать экономику Египта, необходимо подорвать репутацию режима, а для этого надо убить туристов. А что им еще остается? Сейчас «Братья» зажаты в угол. Раньше они хотя бы могли выдвигаться в парламент, теперь у них нет и этой возможности.

Какие первые внутриполитические шаги предпримет аль-Сиси на посту президента?

Его главная задача заключается в том, чтобы стать для египтян новым Насером, создать стабильный режим, обеспечить порядок в стране и начать подъем экономики. После революции экономические показатели сильно упали, зато сильно выросли преступность и безработица.

А какая главная внешнеполитическая задача сейчас стоит перед новым лидером Египта?

Самая важная цель для аль-Сиси — установить хорошие отношения с Западом. Это необходимо для того, чтобы МВФ, обещавший еще президенту Мурси кредит в четыре с лишним миллиарда долларов, дал его новому режиму. Эти деньги откроют зеленую улицу для инвестиций и других кредитов. Если западные страны окажут финансовую помощь Каиру, тогда в Египте начнется экономический подъем.

Но это еще не все. Новый президент должен избегать всего, что может напоминать враждебную политику по отношению к Израилю, в противном случае Америка не будет ему помогать. Вашингтон не признавал власть Мурси и «Братьев-мусульман», потому что они всегда выступали против жителей Израиля. Аль-Сиси же сразу закрыл все тоннели, которые с Синайского полуострова ведут в Сектор Газа. За это его, конечно, ненавидят палестинские экстремисты и ХАМАС. Но он прекрасно понимает, что иначе невозможно добиться поддержки США.

Аль-Сиси пришел к власти путем военного переворота. Каким образом Вашингтону удалось признать его власть легитимной?

Белому дому непросто было это сделать. Ведь аль-Сиси арестовал президента, которому давал присягу. По закону, Америка не имеет права поддерживать такой режим. Бараку Обаме пришлось сильно исхитриться, чтобы изобразить то, что произошло 3 июля, не как военный переворот, а как действия армии, направленные на предотвращение гражданской войны в стране.

При этом в Египте царят антиизраильские и антиамериканские настроения. Как этот фактор влияет на политику аль-Сиси ?

Совершенно верно, народ Египта не любит ни США, ни Израиль. И аль-Сиси это прекрасно понимает. И ведет себя так, чтобы его ни в коем случае не назвали американским ставленником. Именно поэтому он, еще будучи министром обороны, поехал не в Вашингтон, а в Москву. В феврале 2014 года в Ново-Огарево его принимал российский президент Владимир Путин.

В ноябре 2013 года в Каире проходила встреча министров иностранных дел и министров обороны РФ и Египта. Стороны активно говорили о взаимодействии. При этом в апреле аль-Сиси попросил для египетской армии ежегодную помощь от США. С кем новый президент все-таки собирается сотрудничать?

Экономика Египта держится на плаву благодаря американской помощи. Армия страны получает от Вашингтона 1,5 миллиарда долларов в год. Все египетские генералы учились в американских военных академиях, у них американское оружие. Но вместе с тем аль-Сиси необходимо показать своему народу, что его уважают и поддерживают во всем мире: не только в Америке, но и в Европе, в России, в Китае.

А в чем будет заключаться сотрудничество с Россией?

Египет станет закупать у нас оружие. Основные поставки, конечно, будут осуществлять США. Но и РФ будет кое-что продавать. В целом у нас нормальные отношения, но не более того. Давно прошли те времена, когда мы вместе строили Асуанскую плотину.

Главным противником аль-Сиси на выборах был политик Хамдин Сабахи. Есть ли у него шанс попасть в новое правительство Египта? Ведь было бы мудро таким образом показать народу, что в правительстве есть представители оппозиции.

Возможно, так и произойдет. Ведь фельдмаршал же взял в советники бывшего министра иностранных дел Египта и бывшего генерального секретаря Лиги арабских государств Амра Мусу. Аль-Сиси привлекает к работе талантливых людей, но по сути это ничего не меняет. Ведь в Египте установилась авторитарная система, такая диктатура под видом демократии. Это ни в коем случае не тоталитарный режим. Там будут проходить выборы, будут разрешены политические партии. Накануне выборов президента западная пресса очень раздраженно писала о том, что происходит на политической сцене Египта. Сообщалось, что в стране сильно давят на СМИ. Значит, аль-Сиси необходимо срочно от этого избавляться, иначе Запад не станет помогать. Он будет очень стараться создать видимость того, что права человека и все демократические нормы в стране соблюдаются.

А как, на ваш взгляд, сложится судьба «Братьев-мусульман»? Не так давно один из трибуналов вынес несколько сотен смертных приговоров для членов этой организации...

Если бы их привели в исполнение, это вызвало бы настоящий ужас на Западе. Поэтому пока ничего не произошло. Но в принципе, если следствие обнаружит, что у них руки в крови, то могут и расстрелять. Но здесь сложность состоит еще и в том, что «Братьям-мусульманам» симпатизирует и сочувствует значительная часть народа. С одной стороны, их движение нельзя разрешать, потому что они враги режима. С другой стороны, топить их в крови — значит восстановить против себя и Запад, и людей, которые их поддерживают. Аль-Сиси придется проводить очень тонкую политику.

Для этого нужен большой опыт...

А у нового президента вообще нет никакого политического опыта. Он военный человек. Но его советник Амр Муса — очень талантливый политик, он хорошо разбирается в таких вещах. Но вот только послушает ли фельдмаршал своих советников? Не известно. Есть еще один нюанс. Как человек, который становится диктатором или полудиктатором, аль-Сиси боится заговоров. Он опасается, что с ним поступят так же, как и он в свое время с другими людьми.

Катар и Саудовская Аравия после свержения Мубарака активно боролись за влияние в Египте. Как при аль-Сиси будут складываться отношения Каира с этими странами?

Аль-Сиси постарается установить максимально хорошие отношения как с Дохой, так и с Эр-Риядом. Саудовцы всегда опасались, что «Братья-мусульмане» начнут строить в Египте режим, похожий на тот, который создали талибы в Афганистане. А у фельдмаршала нет никакой идеологии, он не левый и не правый, не демократ, не коммунист, не исламист, поэтому у него нет противоречий с Саудовской Аравией.

Катар активно поддерживал Мурси...

Действительно, власти Катара были хорошими друзьями «Братьев-мусульман». Но потом «Братья» сдулись, как мыльный пузырь, а Мурси сидит в тюрьме. Доха прекрасно понимает, что в карете прошлого далеко не уедешь.

Можно ли говорить об окончании гражданской войны в Египте после прихода аль-Сиси к власти?

Сейчас там нет гражданской войны. Она могла начаться, но «Братья-мусульмане» просчитались. Они думали, что в случае если им придется схлестнуться с военными, простые люди будут на их стороне. Но этого не произошло. «Братья» сильно преувеличили религиозность народа. Египтяне — мусульмане, они верят в главный лозунг «Братьев-мусульман»: «Ислам — это решение». Но после прихода «Братьев-мусульман» к власти люди увидели, что жизнь становится только хуже. Народ начал бояться установления клерикальной диктатуры. Египтяне не хотели, чтобы женщин стали заставлять носить не только хиджаб, но и никаб.

То есть «Братья-мусульмане» своим радикализмом и фанатичностью отпугнули граждан?

Совершенно верно. Среди «Братьев» были великие люди, которые строили школы, больницы и кассы взаимопомощи. Но египтяне привыкли к тому, что у них в стране есть интернет, есть элементы демократии. Отказываться от этого граждане не захотели. Именно поэтому «Братья-мусульмане» не получили поддержки, на которую рассчитывали.

Но ведь для начала гражданской войны все-таки были предпосылки?

Через несколько дней после свержения Мурси в течение суток были убиты 700 человек прямо в центре Каира. Казалось, вот предлог для гражданской войны. Но ее не произошло. Это значит, что народ предпочитает порядок и стабильность. Ну, а то, что во главе государства будет генерал, людей не беспокоит.

< Назад в рубрику