Умер Александр Шульгин, американский биохимик русского происхождения, известный как создатель и популяризатор более 230 психоактивных веществ, включая MDMA (экстази). Ученый умер 2 июня 2014 года в возрасте 88 лет в окружении семьи и друзей в своем доме в Калифорнии. Причиной смерти стал, предположительно, рак печени.
Шульгин родился 17 июня 1925 года в Беркли (штат Калифорния). Его родители были учителями: отец — Теодор — родился в России. С 16 лет Александр изучал органическую химию в Гарвардском университете, но в 1943 году оставил учебу и поступил на службу в ВМС США. В этот период на будущего ученого произвел большое впечатление эффект плацебо: перед хирургической операцией он выпил стакан апельсинового сока, в котором, по словам медсестры, содержалось обезболивающее. В ходе операции Шульгин, не чувствуя боли, заснул и лишь после пробуждения узнал, что никакого обезболивающего в соке не содержалось.
Вернувшись с войны, Александр продолжил учебу в Калифорнийском университете в Беркли, где в 1954 году получил докторскую степень по биохимии.
С 1950-х Шульгин работал в Калифорнийском университете в Сан-Франциско, занимался психиатрией и психофармакологией. Позже получил должность старшего химика в компании Dow Chemical.
В это время ученый активно экспериментировал с психотропными веществами. О своих отношениях с мескалином он как-то сказал: «Я понял, что вся Вселенная содержится в уме и душе. Мы можем отказать себе в доступе к ней, мы можем отрицать ее существование, но все равно она внутри нас, и есть химические вещества, которые могут облегчить ее доступность».
Работая на корпорацию Dow Chemical, Шульгин синтезировал очень удачный пестицид (Zectran) и благодаря вырученным за продажу патента средствам смог уделять больше внимания собственным исследованиям. Результатом этой работы становится синтез целого ряда новых психоактивных препаратов, многие из которых он испытывал на себе.
В 1960 годах Шульгин собирает группу энтузиастов из 20-30 человек, вместе с которыми проводит сотни опытов по изучению воздействия психотропных веществ на человека. Ученый создает специальную шкалу, по ней он оценивает физические, визуальные и слуховые эффекты от воздействия препаратов. Изучает влияние фенилэтиламинов (к ним относятся MDMA, мескалин), триптаминов (DMT, псилоцибин) и лизергиновой кислоты (ЛСД), а в 1970-х проводит серию исследований MDMA (более известен как XTC или экстази).
В 1991 году Шульгин в соавторстве с женой публикует знаменитую книгу PiHKAL (Phenethylamines I Have Known And Loved: A Chemical Love Story — «Фенилэтиламины, которые я знал и любил: История химической любви»). Книга состоит из двух частей: в первой описана история личных отношений супругов, во второй — научные опыты по получению более 200 психотропных веществ группы фенилэтиламинов, включая дозировки и эффекты от их приема. Жена ученого — Энн Шульгина — активный сторонник использования психоделиков в терапевтических целях, особенно в контексте юнгианского психоанализа и гипноза.
В 1996 году Управление по борьбе с наркотиками США оштрафовало Шульгина на 25 тысяч долларов за нарушение условий хранения анонимных образцов наркотических средств, которые были предоставлены ему для испытаний. Коллеги Шульгина считают, что на самом деле причиной преследования стала публикация книги PiHKAL.
В 2003 году книга Шульгиных вышла на русском языке, но вскоре попала под запрет Госнаркоконтроля, усмотревшего в ней пропаганду наркотиков. На данный момент книга PiHKAL в России официально запрещена к распространению.
В последние годы жизни Шульгин работал над серией производных триптамина. В 2008 году перенес операцию по замене аортального клапана, а в 2010-м — инсульт. Чтобы оплатить лечение мужа, Энн Шульгиной пришлось продать часть семейного имущества.
MDMA (метилендиоксиметамфетамин) — соединение, эффект от приема которого сводится к появлению чувства эйфории, снижению страха, повышению уровня доверия и открытости, что делало возможным его использование в психиатрии, а также для личностного раскрытия. В настоящее время экстази запрещен в значительном числе стран, однако существует тенденция к некоторому ослаблению подобных ограничений и возобновлению применения препарата в медицине и психиатрии.
Как показывают современные исследования, вреда от алкоголя и табакокурения больше, чем от приема стандартной дозы (75-125 миллиграммов) экстази, а на умственные способности MDMA не оказывает негативного влияния. Вред приносят, в основном, дополнительные наркотические ингредиенты, содержащиеся в таблетках и растворах MDMA.
Работы Шульгина оказали большое влияние на психофармакологию, некоторые исследователи называют его «папой» психофармакологии.