Идет четвертый день юбилейного сочинского киносмотра. Однако из 14 картин основного конкурса пока показали только четыре — ближе к финалу жюри во главе с Андреем Звягинцевым придется смотреть не по две, а по три картины за вечер. Показы короткого метра, напротив, сегодня заканчиваются и уже вечером на пляже пройдет торжественная церемония награждения победителей, по традиции перетекающая в массовые гулянья — на этот раз под выступление проекта Easy M в стиле nu disco.
Но в целом к 25-летию «Кинотавра» его фривольная атмосфера превратилась в миф о каком-то далеком и незнакомом прошлом. В последние годы сибаритствовать здесь уже некогда: программа стала заметно плотнее, присутствие кинорынка и прокатчиков заражает режиссеров и актеров — особенно дебютантов — исключительно рабочей атмосферой. «Жемчужина» по ночам стала тише, и только на пляже продолжаются шумные посиделки: там ежедневно открываются vip-шатры. Вчера, к примеру, отмечала свой юбилей компания «Базилевс», так что без бразильского карнавала, фейерверков и полуночных заседаний не обошлось.
А еще, «Кинотавр» сильно страдает от запрета курения: трудно себе представить более курящую публику, чем режиссеры, продюсеры и кинокритики. Выходя с длинного сеанса, вроде тяжелой двухчасовой «Белой, белой ночи» Салахутдинова, селебрити и зрители спешно расходятся в поисках разрешенных мест или закуривают там, «где не гонят».
Зато в этом году к стандартному регламенту добавился еще один конструктивный пункт, который вполне условно называют «мастер-классом». Александр Сокуров, Андрей Звягинцев и Матье Даррас выступают перед публикой в формате «временно доступен»: любой гость фестиваля может задать интересующий его вопрос. Для молодых режиссеров, участников конкурса короткого метра, которых «Кинотавр» опекает с особым чаянием, это шанс обсудить с мастером тонкости ремесла. Однако технические и творческие вопросы, конечно, перемежаются с гражданскими и житейскими, что превращает мастер-класс в обыкновенную теплую беседу с умным человеком.
Сокуров извинялся перед фестивалем за возможные последствия своего выступления на церемонии открытия, объяснял, почему кино, по его мнению, до сих пор не доросло до искусства и рассказывал о своей методике преподавания режиссерского курса: много классической литературы, практика и свобода. А Звягинцев живописал съемки «Левиафана»: помимо прочего теперь мы знаем, что во всех сценах фильма, где персонажи пьют, актеры действительно сильно пьяны. Кроме Мадянова — он трезв как стеклышко. Не обошлось и без вопроса о том, что будет с фильмом после вступления в силу закона о запрете мата — на это режиссер ответил, что попробует «проскочить» с прокатным удостоверением до первого июля.
«Матерный вопрос» всегда популярен и на пресс-конференциях. Гиперреалистичная картина Натальи Мещаниновой «Комбинат «Надежда», где-то на три четверти состоящая из бытового мата норильских подростков, ожидаемо вызвала дебаты по данной теме. Все это напомнило прошлогоднюю пресс-конференцию после трогательной картины Чупова и Меркуловой «Интимные места», где первые тридцать минут невозможно было подступиться к обсуждению фильма, потому что нужно было разобраться, сколько мужских половых органов допустимо показывать на экране, а сколько уже нельзя.
Тем не менее, успех дебюта Мещаниновой очевиден: ее жесткая история многих задела своей неочевидностью и даже некоторой неожиданной патриотической интонацией. Другой проект Мещаниновой и Мульменко (на этот раз мягкий и интимный) — переработка пьесы Володина «С любимыми не расставайтесь» в постановке опытного режиссера Оксаны Бычковой — также сорвал овации.
Среди других предполагаемых хэдлайнеров — новый фильм Михаила Сегала с Александром Збруевым в главной роли и острая лента Ивана Твердовского «Класс коррекции». Оба фильма покажут сегодня. Также мы с нетерпением ждем новой работы Юрия Быкова, чей «Майор» в прошлом году показал, что российское кино может успешно сочетать жанровую остросюжетность и человечность авторского кино.