Бывший СССР
11:59, 4 июня 2014

«Мы их предупреждали» Интервью с украинцем, предсказавшим гражданскую войну

Беседовала Дарья Лаптиёва
Представитель сил самообороны Славянска, май 2014 года
Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Два года назад луганский политик и общественный деятель Владислав Кривобоков выпустил видеоролик, в котором был описан гипотетический сценарий гражданской войны. Мрачное послание тогда многие восприняли с иронией, однако последовавшие события продемонстрировали, что к нему, возможно, стоило бы отнестись серьезнее. Автор предсказал «революцию» («захват здания Верховной Рады и администрации президента так называемыми повстанцами»), бегство президента из страны, столкновения между сторонниками киевской власти и отрядами из Донбасса, участие в конфликте военных и милиции и даже попытки бывшей главы правительства призвать на помощь НАТО. Альтернативой для Украины он видел сближение с Россией и присоединение к Евразийскому союзу. «Лента.ру» поговорила с Владиславом Кривобоковым о предпосылках гражданского противостояния, о нынешней ситуации на юго-востоке и о том, чем это противостояние чревато для России и Европы.

«Лента.Ру»: На чем основывался прогноз в ролике «Гражданская война в Украине»?

Владислав Кривобоков: Не надо быть большим специалистом, а я вообще специалист международного права, чтобы сделать анализ и сказать, что такое на Украине могло произойти. Анализ мы делали в 2011 году, а сам ролик сняли в 2012-м. Это некий ролик-предупреждение. Многие скептически относились к этому, когда мы его создавали, но, тем не менее, мы все-таки их предупреждали. Хотелось предупредить не только украинцев, но и россиян, в том числе, о тех проблемах, которые возникают здесь, на территории постсоветского пространства и на территории Украины.

Какие были предпосылки к такой ситуации в 2011 году?

Предпосылки, конечно, были. Реальная политика говорит о том, что на территории Украины живут два совершенно разных народа — Восточной и Западной Украины, ментальные интересы которых не совсем стыкуются во взглядах на внешнеполитический курс. Ключевая проблема все-таки в том, что народ Украины не может найти свой вектор развития. Фактически здесь было спровоцировано гражданское противостояние. К сожалению, на Украине не осталось политиков, способных решать вопросы именно целостности Украины. Они сегодня работают на раскол страны, и мы открыто видим последствия. Народу не дали право определиться со своим выбором, куда ему идти — на восток или на запад.

В соавторстве с кем был создан ваш ролик?

Идея моя, но у нас есть авторские коллективы. У нас довольно много интересных работ. Буквально недавно вышла новая «Российская революция» — мы пытались посмотреть на все революции, которые происходят, с точки зрения глобальных геополитических процессов. Если зайдете на мой сайт, все там найдете. Это звукооператоры и работающие с видео люди, которые видят будущее в ретроспективе, мы заглядываем в будущее, оглядываясь назад. У нас даже есть такой девиз: помним о прошлом, живем в настоящем и верим в будущее. То есть вера именно дает нам надежду на то, что будут положительные изменения на территории Украины.

Какие меры могут помочь прекратить конфликт на юго-востоке?

Сегодня нужно не допустить повторения второй части фильма (речь идет о статье, в которой предсказывается распад Евросоюза, об этом чуть ниже — прим. «Ленты.ру»). Я когда говорю своим знакомым киевлянам, которые беззаботно живут в Киеве, — я там часто бываю, хотя сейчас нахожусь в Луганске вместе со своей семьей, бизнесом, пытаюсь продолжать работать здесь, несмотря на недавний обстрел города штурмовым самолетом по зданию областной администрации, — я им говорю: вы не думайте, что это далеко от вас. Мы находимся в 800 километрах от Киева, и буквально в следующем году эти события будут происходить у вас. Потому что Майдан, который случился у вас, был подогрет отсутствием права выбора у людей, в том числе и Западной Украины. Им не дали права голоса, они вышли на Майдан против Януковича, который все время менял геополитический курс, игрался с движением на запад, на восток и не дал народу выбрать, куда ему идти.

Второй Майдан, фактически такой же симметричный, возник у нас здесь, на юго-востоке. Сегодня эти две силы фактически являются дестабилизирующими. Вы не представляете, что Киев завтра будет гореть точно так же, только его будут штурмовать со стороны запада и со стороны востока — две эти неудовлетворенные части Украины. Сегодня все необходимое надо предпринять действующим политикам и новоизбранному президенту. Кто-то его признает, кто-то не признает, но какая-то частичная легитимность у него присутствует. Он должен все сделать для того, чтобы сохранить мир. Иначе вспыхнет вся Европа. Кстати, если вы читали мою следующую статью «Европа 2018» (вторая часть статьи «Украина 2015», на базе которой был снят ролик — прим. «Ленты.ру»), вот если такую, скажем, преступную политику будет продолжать Запад по отношению к Украине, то я предугадываю страшный конец для Европы в 2018 году.

Каким вы видите будущее Украины с новым президентом Петром Порошенко?

Я все-таки надеюсь, что у Петра Порошенко хватит здравого смысла в его действиях, чтобы найти общий язык с Россией для урегулирования этого серьезного геополитического кризиса. Потому что мы все понимаем, что места Украине в Европейском союзе нет, и вообще в Европе как таковой, потому что Европа стоит на грани распада. Сегодня единственный экономически правильный выбор — это Евразийский союз, и сегодня нужно сделать правильные шаги, чтобы урегулировать конфликт. Надо вернуть России возможность решать вопросы на Украине. В руках именно украинской власти сегодня тот механизм, который вернет легитимность действиям России на территории Украины и вернет вектор развития Украины в сторону Евразийского союза. Здесь большие экономические перспективы, но, я думаю, Петру Порошенко, который ведет бизнес на территории России, как никому другому понятны все выгоды от сотрудничества со странами Евразийского альянса, который был образован буквально на днях.

Владислав Кривобоков

Если бы Украина вступила в Евразийский союз, это бы изменило ситуацию?

Конечно. Если бы это произошло, мы бы получили полноценное образование Евразийского союза, в котором Украина была бы именно душой. Мир получил бы надежную точку опоры, которая поменяла однополярный мир на биполярный, и в какой-то мере такой союз обеспечил бы мир в самой Европе. К сожалению, Европа этого не поняла. Сейчас она уже разочарована и понимает те последствия, геополитические проблемы, в которые вовлекают и ее, что она сама сегодня стоит на пороге развала. Но, я думаю, все еще есть шанс на урегулирование ситуации. Я надеюсь, что у Украины и украинских политиков хватит здравого смысла в действиях и они найдут общий язык по теме урегулирования этой геополитической проблемы.

Как житель Луганска вы поддерживаете идею провозглашения Луганской и Донецкой народных республик? Как вы оцениваете действия властей, развернувших в регионе силовую операцию?

Одним словом, я бы сказал, что это отвратительно. Война — это всегда плохо. Любая война, ее нельзя оправдывать. Когда гибнут мирные жители— это всегда плохо. Любой здравомыслящий человек должен выступать за мир. Мир прежде всего. Ни одна человеческая жизнь не стоит никаких политических выгод, это однозначно. Сегодня, конечно, в действиях Луганской народной республики и Донецкой народной республики много ошибок. Но, тем не менее, это некий выбор людей, загнанных в угол. Они понимают, что всему обществу нужна целостная Украина, которая стала бы косяком и остовом Евразийского союза. К сожалению, западные политики спровоцировали конфликт, который привел к этому противостоянию. Я надеюсь, что общими усилиями — и со стороны Западной Украины, и со стороны Восточной — мы заставим Киев сформулировать четкую и ясную украинскую политику будущего, главным постулатом, краеугольным камнем которой будет мир. Если сегодня люди переступят через все проблемы ради достижения мира, я думаю, у нас есть еще будущее.

Вы признаете ЛНР и ДНР как государственные образования?

Есть де-факто и де-юре. Де-юре, конечно, много сложностей. Де-факто — я свидетель того, что в большинстве своем луганчане и дончане проголосовали за новое образование (на неофициальном референдуме, состоявшемся 11 мая, — прим. «Ленты.ру»). Но, я подчеркну, это больше протестное заявление. Это протест на нежелание Киева видеть проблему. Нежелание Киева слышать голос избирателя на востоке, на юго-востоке, я думаю, в этом плане. А де-юре это сложный механизм, поверьте мне. Вот буквально вышла моя статья «Мир в условиях войны», где я пытался объяснить, что это очень сложный процесс, болезненный. Сегодня нужно искать компромисс. Его нужно находить и протягивать руку Киеву. И, может быть, находить общий язык со страшными людьми, но, тем не менее, во имя Украины и во имя мира нужно находить этот компромисс.

Вы сами планируете возвращаться в политику и баллотироваться, к примеру, в Верховную Раду?

У меня есть такая статья «Убей в себе политика». Все-таки нужно убить в себе политика и больше остаться неким общественным деятелем. У нас есть такое объединение небезразличных людей, которое двигает идеи нормальные и пытается подсказать, как правильно развиваться обществу. Политики должны приходить новые, обновленные. Те, которые не замарали себя участием в старых коррупционных схемах, те, которые видят перспективы и искренне хотят изменить мир. Все-таки некое обновление должно произойти на Украине. Это, я думаю, главный залог успеха и развития в какой-то мере.

Вам хватает тех полномочий, которые у вас есть в рамках общественного движения? Ведь в большую политику идут обычно за большими возможностями, которые позволяют что-то делать на законодательном уровне, в том числе.

Безусловно, влиять на законодательном уровне можно, но сегодня нужно оставаться со своим народом и посылать так называемой политической элите сигнал о самосохранении. Если она хочет сегодня самосохраниться, если она хочет сохранить политическую структуру, которую они создали за мучительные 23 года с момента распада Советского Союза, и они пытаются не кануть в историю, мы сегодня посылаем им сигналы от имени общества. Я думаю, это намного важней, чем участие в Верховной Раде.

Я не исключаю, что Луганская народная республика, на территории которой я сейчас нахожусь, будет в составе единой Украины. Потому что все сегодня зависит от новоизбранного президента, от тех форм, которые он предложит, так называемых расширенных полномочий для территории Луганской и Донецкой области, всего юго-востока. Я думаю, что именно сегодня у общественных организаций стоит задача связать запад и восток, потому что некая политическая ангажированность мешает контакту бывшим членам Партии регионов, коммунистам найти общий язык даже с той же «Свободой». Но его нужно искать, потому что язык компромиссов — это лучше, чем язык ракетной бомбардировки Луганской областной администрации.

Спасибо за интервью.

Хорошо, держитесь!

Вы держитесь, вы же сейчас в Луганске!

Подождите. Вы должны держаться, потому что на самом деле, когда я говорю о Киеве, Москва тоже находится в опасности. Сегодня надо урегулировать эти вопросы, потому что Майдан заразен, он может завтра возникнуть и у вас. Поверьте, сегодня спокойствие на Украине — это прежде всего спокойствие в России. Важно урегулировать этот вопрос, потому что это такой синдром африканской чумы, он переносится и на него надо действенно реагировать. Наши враги из-за океана пытаются все время разжечь здесь пожар и хотят, чтобы мы в этом пожаре горели. Но, я думаю, у нас хватит здравого смысла победить наших врагов и совместными усилиями построить новый Евразийский союз.

< Назад в рубрику