Возможное упразднение «Рособоронзаказа» может стать первым шагом на пути серьезных перемен в системе управления закупками для Вооруженных сил России. Эффект этих перемен, однако, предсказать сложно — передача контрольных функций «Рособронзаказа» иным структурам может нарушить складывающуюся систему поиска общего языка между военным ведомством и промышленностью.
О возможной ликвидации «Рособоронзаказа» в очередной раз заговорили после того, как газета «Коммерсантъ» опубликовала информацию о письме с результатами исследования эффективности работы органов исполнительной власти по контролю над государственным оборонным заказом (ГОЗ). Этот документ министр обороны России Сергей Шойгу направил в адрес президента Владимира Путина. Министр обороны предложил упразднить «Рособоронзаказ» ввиду дублирования его функций другими органами государственной власти. Так, счетная палата контролирует эффективность расходования бюджета, а федеральная антимонопольная служба работает в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Особая группа по предотвращению нарушений законности в сфере ГОЗ была создана и в генеральной прокуратуре России.
Как было указано в документе, на который ссылается «Коммерсантъ» в своем материале, «Рособоронзаказ» дублирует эти функции. Руководитель военного ведомства предложил передать все функции по контролю над расходованием средств Счетной палате, а контроль размещения заказов по линии ГОЗ и ведение реестра недобросовестных поставщиков — Федеральной антимонопольной службе. Ведение реестра единственных поставщиков и право выдачи лицензий предприятиям оборонно-промышленного комплекса должны быть переданы Минпромторгу. Военный министр полагает, что данные меры позволят существенно сократить расходы на работу ведомств, .
Вместе с тем подобный шаг может оказаться не столь эффективным, как хотелось бы. Чтобы понять возможные результаты, необходимо вспомнить историю создания и работы «Рособоронзаказ».
Одна из главных задач «Рособоронзаказа» — контроль ценообразования. Находившаяся до 2012 года в ведении Минобороны, эта структура в сочетании с «Рособоронпоставкой», занимавшейся, собственно, заключением контрактов, по сути, была инструментом, позволявшим военному ведомству держать под контролем аппетиты промышленности. Процесс не всегда шел гладко: взрывной рост объемов оборонного заказа в сочетании с накопившимися проблемами в машиностроении выявил множество подводных камней и породил скандалы, связанные как с неоправданным, с точки зрения военных, ростом цен на продукцию оборонки, так и с качеством этой продукции.
Эти разногласия достигли апогея в 2011-2012 годах. В 2011 году завершить процесс подписания контрактов по ГОЗ удалось лишь к середине ноября. В ситуацию пришлось вмешаться первым лицам государства. Система управления гособоронзаказом была реформирована. Искать компромисс и контролировать процесс предстояло вне Минобороны, где ситуация стала тупиковой. Управление этим процессом было поручено Дмитрию Рогозину, в декабре 2011 года ставшему вице-премьером российского правительства, ответственным за оборонку. Он возглавил военно-промышленную комиссию при правительстве России. Летом 2012 года в его ведение был передан и «Рособоронзаказ», выведенный из-под управления Минобороны в прямое подчинение правительства.
Ряд экспертов оценил этот шаг как сигнал о понижении аппаратного веса Анатолия Сердюкова, который вскоре действительно был отправлен в отставку. Возможности военного ведомства диктовать промышленности свою волю заметно сократились, началось свертывание сотрудничества с зарубежными контрагентами, которое при Анатолии Сердюкове было выбрано военным ведомством в качестве катализатора конкуренции для отечественного производителя. Ряд конфликтных ситуаций был разрешен в пользу промышленности (например, спор относительно будущего проекта Ил-112, от которого военные при Анатолии Сердюкове отказались из-за более чем двукратного роста цены и задержки сроков разработки проекта).
Находящийся фактически в ведении военно-промышленной комиссии при правительстве РФ «Рособоронзказ» в целом исполнял свои функции, выявляя нарушения в ходе реализации военных контрактов на общую сумму в десятки миллиардов рублей.
Однако сжатие полномочий военного ведомства в деле управления и контроля за оборонным заказом уже не могло устроить нового министра — Сергея Шойгу. Предложение о ликвидации «Рособоронзаказа» в случае его принятия ликвидирует единственную структуру, имеющую больший вес в системе контроля ГОЗ по сравнению в военным ведомством. При этом эффективность контрольных функций вряд ли повысится в случае их передачи в другие ведомства в силу специфики контрактов на поставку вооружения и военной техники. Кроме того, будет потеряна важная компетенция контроля процесса ГОЗ как единого целого, без дробления на ведомственные «гнезда».
Называя вещи своими именами, ликвидация «Рособоронзаказа» вернет министерству обороны частично утраченное в 2012 году аппаратное влияние, понизив соответствующие возможности военно-промышленной комиссии. Подобное соревнование вряд ли можно считать оправданным. В условиях надвигающихся ценовых войн, связанных с необходимостью коррекции цен на вооружение и военную технику по ряду многолетних контрактов, и армии, и промышленности необходим арбитр, способный выслушивать обе стороны и контролировать процесс взаимодействия. Предстоящая ликвидация специализированного инструмента этого контроля — федеральной службы по оборонному заказу — вряд ли повысит эффективность соответствующей работы. Поводов для вопросов, напротив, скорее всего, прибавится.