Несмотря на статус частично признанного государства, Косово демонстрирует удивительную по нынешним временам политическую стабильность. Вот уже двенадцать лет у власти находятся выходцы из руководства «Освободительной армии Косово», которые свой путь в большую политику начинали с работорговли, похищения людей на органы, убийств и пыток. И, похоже, преемственность эта не прервется.
Парламентские выборы в Косово оказались для Демократической партии Хашима Тачи пирровой победой. Согласно результатам предварительного подсчета голосов, она лидирует с большим отрывом, получив почти 31 процент голосов избирателей. Ближайший соперник — Демократический союз, который возглавляет бывший мэр Приштины Иса Мустафа, — отстал ровно на пять процентов. Далее идет «Самоопределение» Албина Курти, у него тринадцать с половиной процентов, «Альянс за будущее Косово» Рамуша Харадиная, который набрал чуть больше девяти с половиной процентов, и «Инициатива для Косово» бывшего министра транспорта Фатмира Лимая, у которой пять с четвертью процентов. Остальные партии албанского большинства не преодолели пятипроцентного барьера и в парламент не прошли.
Сразу после объявления первых результатов Тачи заявил о победе своей партии и намерении сформировать коалицию. Но его слова повисли в воздухе — ни одна из партий-конкурентов на это предложение не согласилась. Вместо этого три аутсайдера, суммарно набирающие 40,54 процента, — Демсоюз, «Альянс за будущее Косово» и «Инициатива для Косово» — договорились о создании коалиции меньшинства и быстро поделили портфели: Харадинаю достанется кресло премьера, Мустафе — спикера парламента, Лимаю — место вице-премьера. Коалиция рассчитывает на 69 мест в парламенте. После некоторых колебаний ее поддержала и партия «Самоопределение».
На первый взгляд происходящее в Косово ничем не отличается от парламентского процесса в любом европейском государстве: цивилизованные выборы с немногочисленными нарушениями, коалиции, оппозиция, уважаемые политики делят портфели. Обычная страна — если забыть о том, что до сих пор видимость порядка там обеспечивают войска ООН, в последних массовых столкновениях в феврале пострадали более 70 человек, а респектабельные лидеры партий и движений, решающие, кто будет премьером, — на самом деле недавние боевики с руками в крови по локоть. А то, что бывшего полевого командира Хашима Тачи сменит бывший полевой командир Рамуш Харадинай, не изменит политический ландшафт Косово ни на йоту.
Доклад, посвященный расследованию деятельности Тачи и опубликованный в 2010 году на сайте Совета Европы швейцарским сенатором и членом комиссии ПАСЕ по правам человека Диком Марти, произвел эффект разорвавшейся бомбы. Внезапно выяснилось, что герой войны за независимость и лидер тех самых свободолюбивых албанцев, во имя защиты которых НАТО бомбила сербские мосты, школы, больницы и автобусы с мирными жителями, — бандит широкого профиля. О том, что Хашим Тачи — преступник и мафиозо, в Сербии говорили еще до натовской агрессии. Похищения людей, продажа их на органы, рабо- и наркоторговля — тогда эти обвинения казались цивилизованным европейцам чем-то диким.
По данным Марти, люди Тачи похищали сербов и албанцев-косоваров. Их содержали в спецтюрьме «Освободительной армии Косово» (ОАК) на севере Албании, а потом разделывали на органы в албанских клиниках. После этого изъятые части тела экспортировались и продавались на черном рынке. Как сообщил Марти, лидеры ОАК, в том числе и Тачи, знали о происходящем и принимали в нем непосредственное участие, а за спиной боевиков стояли правительство Албании, секретные службы и организованная преступность этой страны.
Когда началась открытая война с сербами, боевики ОАК неоднократно совершали военные преступления в Косово. До сих пор пропавшими без вести в ходе конфликта, по данным швейцарского политика, числятся около 1900 человек. Действовавшая под руководством Тачи так называемая «Дреницкая группа» не чуралась убийств и пыток, именно люди нынешнего премьера контролировали торговлю героином в Косово и на севере Албании.
Все эти обвинения Тачи и его соратники по Демократической партии отрицают. По их версии, Марти намеренно пытается дискредитировать нынешнее руководство Косово и нанести ущерб имиджу края.
Этому можно было бы поверить, если бы не завершившийся всего год назад в Приштине процесс по делу «черных трансплантологов». Их обвиняли в том, что они заманивали в Косово граждан других стран, преимущественно из СНГ, и обманом вынуждали подписывать контракты на изъятие органов. В результате жертвы не получали ничего, а фирма продавала дорогостоящие части организма на черном рынке. Правда вскрылась случайно — после того, как в 2008 году в приштинском аэропорту внезапно потерял сознание пассажир с турецким паспортом. В ходе допроса выяснилось, что ему вырезали почку в частной клинике Medicus. Дело дошло до суда, пять человек получили сроки, но бывший министр здравоохранения Косово Илир Рецай был оправдан, а бывший главврач ОАК и политический советник Хашима Тачи Шаип Муджа и действующий министр здравоохранения Алуш Гаши и вовсе выступали на процессе в качестве свидетелей.
У оппонента Тачи, Рамуша Харадиная по прозвищу Smile (Улыбка), биография также крайне занимательная. В протестном движении в Косово он участвовал еще с 1990 года, даже успел за это отсидеть в тюрьме. В 1996 году прошел спецподготовку в лагере боевиков на албанской территории, после чего занимался организацией контрабанды оружия через границу и готовил бойцов для ОАК. Харадинай печально прославился своими действиями в Метохии: по данным сербских источников, за два года его командования были убиты более 300 человек, еще не менее 400 были похищены. С момента начала бомбардировок НАТО Харадинай деятельно сотрудничал с силами альянса и помогал корректировать авиаудары.
За политической деятельностью Харадинай не забывал и о личном обогащении. Как утверждают сербские журналисты, он создал преступную организацию, занимавшуюся контрабандой наркотиков, сигарет и нефтепродуктов.
В марте 2005 года Международный трибунал по военным преступлениям в бывшей Югославии (МТБЮ) предъявил бывшему начштаба ОАК обвинения в руководстве этническими чистками, направленными против сербов и цыган, а также расправах над албанцами, которых боевики подозревали в сотрудничестве с сербскими войсками. Рамуш Харадинай, который тогда руководил косовским правительством, подал в отставку и явился в суд. Приговор вынесли через три года, Харадиная оправдали по всем пунктам. Правда, позже выяснилось, что некоторые из ключевых свидетелей скоропостижно скончались: кого-то сбила машина, кто-то, по данным косовской полиции, с голыми руками напал на шестерых вооруженных людей и случайно наткнулся на нож, двоих расстреляли, еще двоих сожгли в машине. Стоит заметить, что трое из погибших были «специальными свидетелями» трибунала, которым обещали особую защиту. После этой череды загадочных смертей многие свидетели от своих показаний отказались, а остальные в суд не явились.
В 2008 году дело Харадиная всплыло снова. Главный прокурор МТБЮ Серж Браммерц обжаловал приговор, заподозрив, что подсудимый имеет отношение к запугиванию свидетелей, и через два года оправдательный приговор отменили. Но в 2012 году трибунал повторно оправдал Харадиная и двух его подчиненных полевых командиров: судьи признали, что преступления имели место, но лидеры боевиков ничего о них не знали.
Таким образом, из всего лишь девяти косовских албанцев, дела которых рассматривал МТБЮ, пятеро были оправданы, в отношении еще одного процесс отложен, один приговорен к четырем месяцам заключения, еще один — к шести годам и освобожден досрочно. В итоге за все преступления ОАК пришлось отвечать рядовому охраннику концлагеря и боевику ОАК Харадину Бале, которого приговорили к 13 годам тюрьмы.
Нынешний парламентский кризис, приведший к отставке правительства Тачи, был спровоцирован действиями сербских парламентариев. Дело в том, что по конституции сербам в Ассамблее республики Косово гарантировано десять мест из 120, еще десять получают другие нацменьшинства, а оставшиеся распределяются по пропорциональной системе между прошедшими в парламент партиями. Причем у неалбанских партий есть определенное преимущество: для них избирательный барьер составляет всего полпроцента. Четырнадцать сербских депутатов отказались голосовать за создание собственных вооруженных сил Косово, а по конституции принятие подобных законов невозможно без согласия национальных меньшинств. После этого Тачи заявил, что нет смысла в существовании парламента, который не может решить судьбу собственной армии, и назначил новые выборы.
Учитывая биографию лидеров ключевых партий, голосовать сербам, проживающим в Косово, особо не за кого: свои десять мест они получат и так, а те несколько депутатов, которых они могут провести в парламент, ситуацию не изменят. Но, тем не менее, активность сербского населения оказалась на удивление высокой, а в некоторых районах их явка даже превысила средние показатели по республике. Они, к слову, оказались ниже, чем на предыдущих выборах: в этом году — 43 с небольшим процента, в 2010 — 48, а еще в 2007-м голосовали 54 процента. Эксперты говорят, что население разочаровано и не верит в перемены, экономика почти не развивается, уровень жизни остается низким, коррупция стала притчей во языцех, треть трудоспособных граждан не имеет работы.
Выйдя на избирательные участки, косовские сербы откликнулись на призыв из Белграда. Нынешним властям Сербии необходимо улучшить отношения с Косово, чтобы сделать еще один шаг в сторону Евросоюза. Как заявил министр обороны Братислав Гашич, представляющий партию «Гражданский список», косовские сербы должны проголосовать на выборах за партию «Сербский список» «ради благополучия Сербии, нашего народа, выживания и будущего наших детей».
Среди сербов как в Косово, так и в самой Сербии далеко не все были согласны с этой точкой зрения. Демократическая партия Сербии заявила, что участие в выборах сербов будет означать дополнительную легитимизацию правительства в Приштине. И хотя белградские власти уверяют, что не собирается признавать независимости края, похоже, свой выбор они уже сделали, предпочтя синицу евроинтеграции без Косово журавлю единой Сербии.