В среду, 18 июня, во втором и третьем чтениях Госдума приняла правительственный законопроект об обязательном аудите финансовой отчетности политических партий. Теперь проходить ежегодный аудит за свой счет будут обязаны все парламентские партии, а также «Яблоко». На менее крупные партии это требование решено не распространять — иначе затраты на проверяющих, которые могут достигать нескольких миллионов рублей, привели бы к закрытию многих из них.
Документ, внесенный в нижнюю палату в ноябре 2013 года, был принят в предложенном правительстве виде, хотя депутаты пытались его править. Согласно законопроекту, аудит бухгалтерской отчетности должны будут проходить партии, получающие госфинансирование, а также общая сумма ежегодных пожертвований которым составила 60 миллионов рублей и более. Под эти критерии попадают партии, набравшие на последних парламентских выборах более 3 процентов голосов: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», а также «Яблоко».
Депутаты от «Справедливой России» предлагали распространить требование аудита на подавляющее большинство партий — на все, через которые за год прошло свыше 600 тысяч рублей, то есть снизить планку в 100 раз.
Как рассказал «Ленте.ру» депутат-справоросс, зампредседателя комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Тарнавский, эта поправка не прошла, хотя набрала порядка 130 голосов. Таким образом, говорит он, для малых партий решено сохранить «льготный» режим, и этим, по мнению Тарнавского, нарушается принцип равного отношения ко всем партиям.
«Я считаю, что стране достаточно 15-20 крупных партий, от большинства остальных лишь суета, спойлерство и интриги, — говорит Тарнавский. — Они не выполняют функцию политической борьбы, а только запутывают избирателей. У нас есть некоторые лица, которые делают бизнес на партиях. И обязательный аудит стал бы дополнительными расходами для тех, кто этим бизнесом занимается».
По оценкам, озвученным на комитете, эти расходы могут достигать нескольких миллионов рублей.
Но поправка справороссов оказалась не в тренде. В 2012 году высшей властью был задан курс на многопартийность. По инициативе президента Дмитрия Медведева минимальная численность членов партии, необходимая для ее регистрации, была снижена в 80 раз — с 40 тысяч до 500 членов.
«Зачем тогда мы создавали многопартийную систему? — удивляется единоросс, первый зампред комитета по делам общественных объединений Михаил Маркелов. — Для того, чтобы из-за этого аудита заставить партии распускаться? Мы не можем ставить в неравные условия малых политических игроков». По его словам, аргумент «сильная партия должна обладать финансовым ресурсом» не всегда работает: у нее может быть политический потенциал, людской ресурс.
«Для малых партий требование обязательного аудита стало бы большой проблемой, — говорит первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Партиям и без того сейчас нужно прибегать к услугам профессиональных юристов и финансистов, а тут еще добавляются аудиторы». Для партий-миллионеров эта мера оправданна. А если через малую партию начинаются прокручиваться большие средства, то это интерес уже не аудиторов, а правоохранительных органов, отмечает эксперт.
Партийное законотворчество непоследовательно, считает Тарнавский. «Сейчас, на мой взгляд, наблюдается тенденция укрупнения партий», — считает он. Депутат приводит в пример принятый весной 2014 года закон, который от сбора подписей освобождает только те партии, которые на последних думских выборах набрали более 3 процентов голосов. Всем остальным предстоит изнурительный процесс по сбору подписей: члены партий должны собрать 200 000 подписей, одномандатники — 3 процента подписей избирателей, проживающих в округе, по которому баллотируется кандидат.
Правительственный законопроект, принятый 18 июня, вводит и другие новации. В их числе требование, согласно которому в течение года общая сумма, на которую партией могут быть заключены договоры займа и кредитные договоры с одним юридическим лицом, не должна превышать пятикратный размер суммы пожертвований, полученных за год от одного физического лица. Это, по мнению законодателей, повысит прозрачность партийного финансирования. Предельная сумма пожертвований партии от одного физлица сейчас составляет 4 330 000 рублей.