Питеру сделают новое лицо Город на Неве ждет масштабная реставрация, а жители готовятся защищать свои дома-памятники

Фото: Александр Петросян / «Коммерсантъ»

В понедельник, 23 июня, правительство Северной столицы одобрило государственную программу «Социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга» на 2015—2020 годы. Общий объем финансирования — 58 миллиардов рублей. Основа финансирования — средства из городского бюджета. Проект предусматривает две подпрограммы — «Совершенствование системы территориального планирования Санкт-Петербурга» и «Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга». Цифра озвучена колоссальная. Главным вопросом — на что конкретно будут потрачены такие деньги, — задаются сейчас и депутаты, и общественность.

Запрограммированный город

Градостроительная политика — давний камень преткновения между власть имущими и общественниками города на Неве. Отношение питерцев к сохранению облика своего города и любым современным застройкам — особое. Поэтому каждая новая программа сразу же вызывает массу дискуссий. Что на сей раз обещают власти?
 
На подпрограмму по сохранению исторического центра планируется потратить 33,8 миллиарда рублей. Эти средства пойдут на расселение более полутысячи коммунальных квартир, на новую пешеходную улицу и ремонт мостов, набережных и инженерной инфраструктуры. Еще более 24 миллиардов рублей предусмотрены на проведение социально-экономического обследования и разработку проектов планировки сразу нескольких городских территорий — Конюшенной, Северной Коломны — Новой Голландии, города-спутника Южный и промышленного пояса. В рамках действия программы окажется более 53 тысяч гектаров.
 
«Новым этапом в управлении социально-экономическим развитием Санкт-Петербурга станет последовательное формирование территорий развития. Под территорией развития в программе понимается отдельная территория, в границах которой предполагается обеспечить сбалансированное соотношение мест приложения труда и мест проживания, добиться высокой транспортной доступности объектов, связаных с жизнедеятельностью человека и экономикой, а также точнее сбалансировать потребности и мощности инженерной инфраструктуры», — говорится в официальном сообщении на эту тему Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга. Звучит все пока весьма абстрактно.

Невский проспект, Санкт-Петербург

Невский проспект, Санкт-Петербург

Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»

Реставрация или революция

Руку на пульсе держат и защитники архитектурного и культурного наследия Северной столицы. Вот что о последних событиях рассказал «Ленте.ру» председатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Евгений Марголис: «Программа сохранения исторического центра Санкт-Петербурга была принята правительством города два года назад (нынешний проект, по сути, является правопреемником целевой программы, которая утратит свою силу 1 января 2015 года — прим. автора) Она предполагает очень широкий комплекс работ по реставрации зданий, набережных, мостов, усовершенствования инфраструктуры и так далее. Большая сумма средств вполне сомасштабна тем задачам, которые предполагается решить. Сейчас завершается работа над законопроектом, который будет внесен осенью в Государственную Думу — это как раз закон об историческом центре Санкт-Петербурга, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Одновременно сейчас полным ходом идет комплексное обследование исторического центра Петербурга. Оно началось в нынешнем году. По итогам этого обследования будет уже разрабатываться конкретный проект. Что касается двух так называемых кластеров — Конюшенная и Северная Коломна-Новая Голландия — было с самого начала принято решение вот на этих двух частях исторического центра опробовать все предполагаемые методы реставрации, реконструкции и так далее. Сейчас работа, в основном, сосредоточена на этих двух территориях. Разнятся они только в одном: Конюшенная — это блистательный Петербург, а Северная Коломна-Новая Голландия — это такой петербургский Миргород, выражаясь языком Гоголя. На данном этапе идет то, что можно было бы назвать пристрелкой. Во-первых, совершенствование законодательства, которое позволит решать эти вопросы, во-вторых, всестороннее обследование исторического центра, а в-третьих, эксперимент на двух выбранных частях. Работы еще в самом начале, и говорить о программе как об окончательно сформулированной можно будет только после того, как эти подготовительные стадии будут завершены».
 
Обследование, о котором столько разговоров, нужно для того, чтобы понять, какого характера и масштаба будут реставрационные работы. Поскольку это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, там преимущественно должна быть реставрация или приспособление исторических зданий к современным функциям, считают специалисты. И та смета, которая сейчас известна, носит, скорее, предварительный характер. Она будет уточняться  по окончании обследования. Сейчас же речь идет о предварительных решениях. При этом нынешний губернатор Георгий Полтавченко обещал питерцам, что окончательные решения будут вынесены на обсуждение широкой общественности, перед тем как начнутся непосредственно работы.

Внутренная территория Гостиного двора, реставрационные работы

Внутренная территория Гостиного двора, реставрационные работы

Фото: Александр Чиженок / «Коммерсантъ»

Без хозяина в доме

Cанкт-Петербург — отнюдь не единственный город, чей исторический центр входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рим, Зальцбург, Сиена, Толедо, Рига, Флоренция, Будапешт и многие другие знаменитые города тоже в этом списке. Мы попытались расспросить специалистов, в какие суммы там выливается реставрация.
 
«Сравнения исторического центра Санкт-Петербурга с европейскими городами не будут адекватными. Потому что особенность нашего города в том, что огромное количество исторических зданий в центре являются многоквартирными жилыми домами, в которых собственникам принадлежат только отдельные квартиры. А требования по общему состоянию всего дома, поддержанию в нормальном состоянии фасадов, к примеру, у нас не принято возлагать на жильцов. Если мы возьмем любой западный город, то там, как правило, у любого здания, будь оно жилое или нежилое, есть конкретный собственник, несущий за него ответственность. И если здание является объектом культурного наследия, то собственник будет обязан его ремонтировать. У нас же, если многоквартирный жилой дом является памятником, жильцов не заставляют его ремонтировать. Это так или иначе перекладывается на бюджет, как минимум. Поэтому тут все зависит от того, какая экономическая модель будет выбрана. Понятно, что город заинтересован привлекать как можно больше сторонних инвесторов к реставрации зданий. Если все это делать за счет бюджета, сумма получится просто астрономическая, намного больше озвученной сметы. Возможно, было бы лучше всего, чтобы деньги в рамках этой программы выделили на какие-то инфраструктурные проекты. Нужно создать атмосферу для улучшения инвестиционной привлекательности исторического центра. Чтобы инвесторы вложили свои деньги в реставрацию. А задача государства — все вокруг: обеспечивать заинтересованность для туристов, дороги, транспорт и так далее. Нынешняя программа принята на пять лет — это смелый шаг, и, возможно, будет толк. Есть большие шансы, что нынешний губернатор ее застанет. По крайней мере будет с кого спросить. Потому что, когда программы принимаются на двадцать лет, спрашивать не с кого», — сказал «Ленте.ру» координатор питерского движения «Живой город» Дмитрий Литвинов.
 
В Европе, утверждают эксперты, совершенно другая законодательная база, и взаимоотношения с собственниками домов-памятников иные. Там немыслимо представить себе ситуацию, что все квартиры находятся в собственности, но при этом никто не отвечает за фасад здания. Там всегда будет или владелец дома, или товарищество собственников жилья, и они будут отвечать от и до. Если с фасада будет сыпаться штукатурка, последуют очень крупные штрафы вплоть до того, что здание будет изыматься, если у владельца нет денег на оплату этих штрафов. У нас же все «стрелки» летят на жилконтору, а от жилконторы — это государство. Из физических лиц никто ответственности не несет.
 
Еще одной большой проблемой Санкт-Петербурга называют наличие «серого» промышленного пояса. Это зона, где масса развалившихся депрессивных предприятий. Способы развития этой территории, уверены специалисты, определят облик города на многие годы вперед.
 
«Если эта зона будет бездарно отдана просто под жилую застройку, как сейчас практикуется — строительство двадцатиэтажных «китайских стен», — то мы получим еще одно внутреннее кольцо спальных районов, нависающее над историческим центром. И не будет никаких рабочих мест. А только нагрузка на и так не справляющуюся общую инфраструктуру. Надо планировать, как развивать эти территории, чтобы это способствовало развитию города в целом. 24 миллиардов рублей, заложенные в программе на перепланирование территорий, для меня как для обывателя — сумма космическая. Если эти деньги только на планирование, то сколько же будет стоить реализация? У нас бюджет на метрополитен порядка 20 миллиардов в год», — говорит Дмитрий Литвинов.

Пока можно только предположить, какие жаркие дискуссии по поводу новоиспеченной программы ждут жителей Северной столицы уже в ближайшее время.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше