Бывший СССР
09:02, 28 июня 2014

«Самый древний в истории человечества...» В Грузии решают судьбу старейшего золотого рудника

Ирина Отидзе (специально для «Ленты.ру»)
Фото: DBM

В споре вокруг золотого рудника на склонах горы Сакдриси в Грузии взята пауза. Тбилисский городской суд недавно отменил решение министерства культуры, которое лишило месторождение статуса памятника культуры. Теперь дальнейшая судьба Сакдриси-Качагиани — древнейшего в мире золотого рудника (как утверждают археологи из немецко-грузинской экспедиции, работавшие на его раскопках) — зависит от того, удастся ли достичь компромисса и уравновесить интересы археологов и промышленников.

Рудник расположен на территории Дманисского муниципалитета, известного археологическими находками. Там были обнаружены останки древних людей, следы стоянок и орудия труда. Найденный в этом районе череп (точнее, его анатомические особенности) поставил под сомнение правомерность выделения Homo habilis, Homo erectus и других древних людей в качестве отдельных видов. Там же были найдены и штольни, в которых тысячи лет назад добывалось золото.

Как рассказала «Ленте.Ру» руководитель археологической экспедиции Ирина Гамбашидзе (Институт археологии Национального музея Грузии), штольни были случайно обнаружены геологами еще в 80-е годы прошлого века. Позднее, в 2000-е годы, там были организованы раскопки с участием специалистов из Грузии и ФРГ. «Наша экспедиция работает над этим памятником с 2004 года. Это международная исследовательская группа, в которую входят специалисты из Музея горного дела Германии, Рурского университета, Немецкого музея горного дела в Бохуме. Мы установили, что тоннели в золотом руднике, уходящие на глубину до 30 метров, датируются второй половиной 4-го тысячелетия до н.э. Тщательные лабораторные исследования однозначно показали, что это именно золотой рудник. И на сегодня это самый древний в истории человечества золотой прииск», — говорит Гамбашидзе.

Первичная добыча золота шла в Сакдриси. Вторичные работы — измельчение, промывка — производились в древнем поселении, которое находится на другом берегу реки Машавера. Расстояние между ними составляет примерно один километр.

Как именно добывалось золото, продемонстрировали сами исследователи, повторившие метод, которым пользовались древние люди. «Стену месторождения сильно нагрели при помощи огня, затем залили водой, откололи кусок руды, размельчили в крошку, промыли от пыли, и мы все стали свидетелями обнаружения мельчайших частиц золота...» — рассказал заместитель директора Института металлургии Давид Сахвадзе. Археологи при этом применяли найденные в штольнях орудия труда — молоты из базальта с древесными рукоятками, камни с выемками, в которых дробили руду.

По оценкам грузинских геологов, здесь залегает около трех с половиной тонн золота, рыночная цена которого составляет до 150 миллионов евро.

Еще до того как стало известно, что золотой рудник в Сакдриси древнейший в мире, было выдано разрешение на его разработку (сообщалось, что его выдали в начале 1990-х годов). Позднее, в 2006 году, грузинские власти присвоили ему статус памятника исторического и культурного наследия. Однако частная золотодобывающая компания RMG Gold, разрабатывающая территорию, на которой расположено, в том числе, и это месторождение, обратилась к властям с просьбой отозвать это решение, не позволявшее вести добычу. Власти пошли навстречу промышленникам: летом 2013 года особый статус рудника был упразднен (было решено, что для такого статуса нет оснований).

Противники разработки месторождения, в свою очередь, организовали кампанию в его защиту. Многочисленные активисты, объединившиеся в комитет спасения Сакдриси, не только отстаивали свою позицию в разного рода инстанциях, но и проводили протестные акции на месте. Сейчас их накал снизился, хотя в палаточном городке в Сакдриси все еще остаются активисты молодежной организации «Давитиани». В числе защитников рудника оказалась и заместитель министра культуры Марина Мизандари, которая, впоследствии лишилась своей должности.

Позицию RMG Gold в грузинских СМИ комментировал коммерческий директор Сосо Цабадзе. На пресс-конференции он утверждал, что выступления против компании кем-то проплачены и являются спекуляциями. «Компания осуществляет горные работы на лицензионной территории Сакдриси-Качагиани при полном соблюдении закона, по лицензии и с соответствующим разрешением. На сегодняшний день осуществляемые в Сакдриси горные работы проводятся на детально изученной с археологической точки зрения территории. Таким образом, риск случайного повреждения какого-либо археологического объекта исключен», — заявлял представитель компании. Цабадзе также подчеркивал, что наличие «объекта культурного наследия на этой территории не было подтверждено».

Пока, правда, вопрос о статусе месторождения остается открытым. Правовую сторону вопроса «Ленте.ру» разъяснил юрист министерства культуры Темур Чхеидзе. «Как известно, суд принял решение об аннулировании акта министерства культуры, но не рассмотрел дело по существу, то есть не разрешил спорный вопрос о его законности или незаконности. Суд поручил министерству еще раз изучить этот вопрос. После поступления судебной документации станет ясно, будем ли мы оспаривать решение суда или выполнять его», — отметил он.

Руководитель Национального агентства по защите культурного наследия (при министерстве культуры Грузии) Николоз Антидзе рассказал «Ленте.ру» о том, что ведомство планирует делать дальше. «Мы пригласили иностранных экспертов для изучения вопроса (в своем заключении они признали большую культурную значимость этой территории без указания, что именно на ней добывалось — прим. «Ленты.ру»), — сообщил он. — Однако они сочли необходимым пригласить в Грузию руководителя археологической экспедиции с немецкой стороны профессора Томаса Штельнера. Он приезжает в Тбилиси 2 июля. Мы продолжим работу и переведем этот вопрос в чисто научное русло. Начнем диалог между Национальным музеем Грузии и золотодобывающей компанией RMG Gold». «Мы решим проблему таким образом, чтобы не нанести вред ни культурному наследию, ни экономическим интересам страны, — добавил руководитель агентства. — Поищем компромисс и, я думаю, найдем его».

В суде против министерства культуры выступали общественная организация «Зеленая альтернатива» и заместитель директора Института металлургии Давид Сахвадзе. Решение, принятое в середине июня, представительница «Зеленой альтернативы» Нино Гочаридзе оценила как промежуточную победу, высказав, однако, опасения, что неопределенная ситуация вокруг рудника может затянуться. «Министерство культуры объясняло свое решение об аннулировании статуса рудника тем, что оно в свое время было присвоено с процедурными нарушениями, но документальных доказательств этого не представило, — говорит она. — Новое решение должен принять совет при министерстве культуры. Будем надеяться, что на этот раз процесс будет открытым, существуют международные конвенции, требующие, чтобы подобные решения принимались с участием общественности». Активисты, как подчеркнула Гочаридзе, готовы при необходимости судиться дальше.

Заместитель директора Института металлургии, в свою очередь, по своей личной инициативе провел лабораторные исследования проб с рудника еще в 2007 году. «Мне не верилось, что обнаружен такой древний рудник. Мы провели исследования проб в лаборатории института и установили, что это золотосодержащие вторичные кварциты. И, что интересно, результаты наших исследований полностью совпали с теми, что были проведены в Германии», — рассказывает он. «Поэтому заключение комиссии, собранной министерством культуры, о том, что там скорее всего добывалась медь, вызвало возмущение. Мы никак не могли с этим согласиться. Обошли все инстанции, доказывая очевидное, и в итоге, я обратился в суд», — говорит ученый. Однако министерство культуры, по его словам, не заинтересовалось мнением профильного института, а сформировало комиссию из различных специалистов, связанных, как он утверждает, с золотодобывающей компанией.

Профессор Томас Штельнер (ранее он в открытом письме призвал власти Грузии защитить «один из самых важных преисторических рудников» и даже составил петицию, которую подписали тысячи людей) в интервью Deutsche Welle заявил, что «Сакдриси — самый древний в истории золотой прииск и результаты научных исследований это подтверждают». При этом, как отмечает археолог Ирина Гамбашидзе, древний рудник занимает всего 4-5 процентов территории, на которой работает RMG Gold. «Этот участок можно как-то огородить, — говорит она. — Это уникальный памятник, таких очень мало в мире, а таких золотых рудников вообще нет».

По словам археолога, памятник уже частично поврежден. «То, что мы в течение 10 лет копали, засыпано, но подземная часть сохранена. К настоящему времени изучено около трети всего памятника», — отмечает она. В штольнях помимо прочего найдены более 10 тысяч древних орудий труда. Их, по ее словам, промышленники, не согласовав это с археологами, перевезли в исторический музей города Болниси, «где древние экспонаты валяются во дворе, под открытым небом».

Недавно, между тем, археологи сделали еще одно открытие — оказалось, что две золотые подвески для волос, найденные в кургане в местечке Гасансу в Азербайджане, родом из Сакдриси. Это определили на основе лабораторных изотопных анализов, проведенных во Франкфуртском институте минералогии. «Месторождение минералов всегда уникально, как и отпечатки пальцев у человека. Нельзя найти абсолютно идентичный другому объект. У каждого свой характер», — поясняет Гамбашидзе. Как отмечает археолог, результаты изотопного анализа находки из азербайджанского кургана и руды Сакдриси совпали как отпечатки пальцев. Это, по ее мнению, можно считать свидетельством того, что рудник является культурным наследием всего Южного Кавказа.

< Назад в рубрику