Мир
08:47, 2 июля 2014

Братья наши вкусные В Китае споры между любителями полакомиться собачатиной и защитниками животных едва не привели к беспорядкам

Игорь Денисов (старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД РФ)
Город Юйлинь, Гуанси-Чжуанский автономный район, Китай
Фото: Images for Humane Society International / AP

«Собака и друг, и продукт питания», — утверждает рупор Компартии Китая газета «Жэньминь жибао». С этим согласны далеко не все жители КНР. Многие из них считают, что поедание собачьего мяса — варварская традиция, от которой необходимо отказаться. Одновременно немало и тех, кто уверен: собачатина вкусна и полезна. Противостояние приверженцев противоположных точек зрения с каждым годом становится все более ожесточенным.

Летом в городе Юйлинь на юге Китая вот уже несколько лет проводится фестиваль собачьего мяса. Согласно народным поверьям, именно в день Сячжи (выпадает на 21 или 22 июня, примерно соответствует дню летнего солнцестояния) нужно обязательно есть блюда из собачатины. Знатоки рекомендуют сочетать их со свежими личи или запивать вином, приготовленным из этих южных фруктов. Почти ритуальная трапеза — гарантия не только хорошего настроения, но и крепкого здоровья в холодный сезон. Собак в этих местах едят круглый год, но в праздник это делать обязательно.

Однако летний фестиваль здоровой, полезной и согласованной с традиционным народным календарем еды вот уже второй год подряд пытаются сорвать защитники животных. В этом году кампания против жестокого кулинарного обычая стала особенно масштабной.

Задолго до назначенного сбора гурманов активисты со всей страны стали специально приезжать в Юйлинь. В местное правительство подавались многочисленные петиции с призывами предотвратить убийство четвероногих друзей. По некоторым оценкам, за время фестиваля в руки поваров поступает до 10 тысяч собак.

Продавцы собачьего мяса на рынке в Юйлине
Фото: Images for Humane Society International / AP

Активисты пытались блокировать поставки собачьего мяса, останавливая транспорт торговцев. Те нашли выход из положения — стали подвозить продукты ночью и в закрытых пикапах. На улицах раздавались памфлеты, в которых, со ссылкой на мнение ветеринаров утверждалось, что бесконтрольное потребление собачьего мяса может вызвать эпидемию бешенства. Кроме того, активисты убеждали прохожих, что большинство собак, поступающих на их стол в дни фестиваля, украдены у хозяев или отравлены жестокими «ловцами».

Все это, к сожалению, не выдумка. В мае в провинции Хубэй прошел суд над группой из одиннадцати человек, которые торговали отравленным собачьим мясом. В ходе следствия стало известно, что они убили около 1000 собак с помощью дротиков, покрытых высокотоксичным составом. Местные ветеринары успокоили жителей Юйлиня, заявив, что в городе и его окрестностях ничего подобного нет и токсичное мясо не обнаружено.

Между тем психологические атаки против фестиваля продолжались. Шумные и почти круглосуточные пикеты активистов у заведений общепита привели к тому, что даже у нейтрально относящихся к народным обычаям юйлинцев терпение закончилось. В первую очередь раздосадованы были рестораторы. Продажи деликатесов из собачьего мяса у них сократились наполовину по сравнению с прошлым годом. В свою очередь, многие горожане стали заявлять журналистам, что, хотя они и не очень любят собачье мясо, но назло приехавшим толпами защитникам животных в фестивале непременно поучаствуют.

Городские чиновники в этой ситуации решили защитить местный бизнес и обычаи. Народное правительство Юйлиня встало на сторону любителей собачатины, сославшись на необходимость следовать традициям, а также на то, что правовых оснований для запрета фестиваля нет. Действительно, ни один китайский закон есть собак не запрещает.

Страсти попытались успокоить приехавшие из соседних провинций монахи-буддисты, которые провели на одном из оптовых рынков специальную религиозную церемонию. Ее цель — успокоить души убиенных четвероногих, а также образумить тех, кто продолжает употреблять в пищу собачье мясо.

Представители властей, в свою очередь, порекомендовали рестораторам на время фестиваля закрыть иероглиф «собака» на вывесках заведений и воздержаться от того, чтобы убивать собак публично. Кроме того, госслужащим было предписано не участвовать в мероприятиях фестиваля. Правда,возможно, дело здесь не только в собаках: просто в рамках антикоррупционной кампании чиновникам рекомендовано вести себя скромнее.

Интернет-мобилизация

Протесты против фестиваля в Юйлине охватили и виртуальное пространство. Десятки тысяч перепостов набрал рисунок со щенком, у которого из левого глаза вытекает кровавая слеза. Надпись на самодельном плакате гласила «Отмените фестиваль собачьего мяса 21 июня. Пожалуйста, не ешьте нас! Мы — друзья людей».

Всеобщее возмущение вызвал инцидент на местном рынке. Там продавцы собак демонстративно душили несчастных животных. Живодеры предлагали людям спасти их, выкупив собак за большие деньги. Жестокому обращению с животными должны давать отпор правоохранительные органы — настаивали многие блогеры.

Между тем консенсуса по поводу того, можно ли употреблять в пищу собачье мясо, в интернете так и не удалось найти.

«Зачем есть собак, особенно украденных у хозяев? Те, кто едят собак, — поголовно душегубы!» — написал один пользователь популярной соцсети Вэйбо. «Нужно менять эту ужасную традицию. Да и те, кто заводят животных, чтобы потом выбросить их без всякого чувства ответственности, не лучше. Люди, это ваш позор!» — эмоционально изложил свою точку зрения другой пользователь. «Стоит ли поддерживать традиционную культуру, если она является жестокой и ужасной? Откройте глаза и посмотрите правде в лицо: в Китае не любят животных и не относятся к ним по-доброму. Только панды имеют особый статус», — с горечью пишет другой пользователь.

А вот мнение из противоположного лагеря: «Почему никто не протестует против поедания говядины, свинины, баранины или куриного мяса? Они же тоже все живые! Разве собаки чем-то отличаются?» «Собачье мясо очень вкусное, я тоже его ем! Но считаю, что государство должно разработать соответствующую политику, чтобы предотвратить воровство домашних животных с целью последующей перепродажи на убой», — излагает свой подход другой участник дискуссии.

Бои за собак: партийная оценка

Если в интернете так и не удалось достичь гармонии, то что говорить об улицах Юйлиня в день фестиваля. Между защитниками животных и посетителями ресторанов то и дело возникали словесные стычки, в результате которых некоторые наиболее страстные полемисты попадали в больницы с травмами. В ряде случаев пикетчиков даже пришлось разгонять с помощью полиции.

Сложность ситуации в том, что она потенциально взрывоопасна. Активность защитников животных, которых по мере развития страны и роста среднего класса становится все больше, сталкивается с достаточно мощным противостоянием со стороны носителей традиционных ценностей. Причем важно, что в случае запрета поедания собак линия противостояния проходит по кулинарному полю, чрезвычайно важному для любого китайца. Говорить о модернизации и необходимости действовать цивилизованно можно, но, когда речь заходит о еде, тем более дарящей молодость и здоровье, у многих китайцев возникает своего рода психологический блок.

В незавидное положение поставлены власти. Любое общественное движение, которое не замыкается в рамках абстрактных дискуссий, а выплескивается на улицы, заставляет государственные органы проявлять настороженность. Не случайно об инцидентах в Юйлине высказалась главная партийная газета «Жэньминь жибао». Проблема решена в духе диалектического материализма. Собака и друг, и продукт питания, считают партийные пропагандисты. «Цивилизованное решение проблемы состоит не в том, чтобы твердо держаться только своих ценностей, взаимно очернять друг друга, — необходимо толерантно относиться к противоположному мнению», — призывает газета. Ясно, что громить рестораны и травмировать защитников животных нехорошо. Одно непонятно: можно ли продолжать есть собак в день Сячжи?

< Назад в рубрику