Интернет и СМИ
13:34, 2 июля 2014

«Американские IT-компании сами найдут обход санкций против России» Андрей Кишкурно, коммерческий директор R-Style, о том, к чему в сфере IT может привести политическое противостояние

Игорь Агапов
Фото: Jung Yeon-Je / AFP

Некоторое время назад ведущие американские IT-компании (в частности, Microsoft и HP) заявили, что в связи с санкциями США против России им придется предпринять шаги по ограничению сотрудничества с российскими клиентами. Причем, кроме прекращения поставок продукции, возможна и отмена технической поддержки уже поставленных и используемых российскими компаниями IT-систем.

О том, к чему может привести сегодняшнее политическое противостояние в сфере IT и кто и как сможет найти выход из ситуации, «Ленте.ру» рассказал коммерческий директор российской IT-компании R-Style Андрей Кишкурно.

«Лента.ру.»: Вы уже почувствовали практические последствия американских санкций?

Андрей Кишкурно: В IT отрасли можно увидеть целый ряд эффектов от введения санкций. И кроме реальных ограничений наблюдается немало неразберихи и нервозности, которые приводят к неприятностям для заказчиков. Так, одна западная компания чуть не сообщила о прекращении поддержки решений «Банку России» вместо недавно ставшего широко известным банка «Россия».

Андрей Кишкурно

Нас в R-Style коснулись и конкретные санкционные инциденты. Так, один из наших клиентов, ОАО «Стройгазмонтаж», попал в «черный список» США и на произведенное для него в Штатах оборудование распространяется запрет на экспорт. В результате изменился предмет нашего контракта, и мы уже начали поиск вариантов замещения того программного обеспечения, установка которого была запланирована изначально.

Некоторые американские компании отказывают своим клиентам, попавшим под санкции, не только в продажах, но и в поддержке поставленных решений. Так случилось с банком «Россия». Да, хотя системные интеграторы и сервисные компании вынуждены соответствовать требованиям вендоров, рынок не стоит на месте и не ждет санкций в полной покорности. Сейчас происходит поиск альтернативных подходов, так как никто не хочет отказываться от своих клиентов и терять рынок.

Что будет, если ограничения на сотрудничество американских IT-компаний с российскими клиентами приобретут более широкий характер?

Если нам запретят поставку из США всех видов оборудования, содержащих криптографические технологии — а это многие серверы, телекоммуникационные системы — мы просто не будем их использовать. Но дело в том, что самим американским компаниям такой исход крайне нежелателен. Может российский рынок и не является ключевым для них, но все же он имеет достаточный объем и демонстрирует устойчивый рост. Вендоры не хотели бы терять его, ведь если они откажутся осуществлять поставки в Россию, это будет делать кто-то другой.

Понимаете, одно дело — полностью прекратить поставки, получить отложенный спрос, а потом вернуться на рынок. Но в данной ситуации отложенного спроса в России для американских поставщиков не будет, так как на рынке уже присутствует масса альтернативных вариантов. Поэтому поставщики уже сегодня ищут способы борьбы с санкциями, как уже введенными, так и потенциально возможными. И они найдут, как обойти санкции. Например, международные компании могут изменить точки отгрузки оборудования, поставляя его из своих азиатских структур, которые не подвержены действию американских и европейских санкций.

Следует понимать, что сегодня многие опасаются не только санкций как таковых, но и различных ошибок, связанных с излишним старанием должностных лиц и чиновников. Например, ситуация с Visa и MasterCard была обусловлена именно тем, что отдельные руководители перестарались в своих инициативах приверженности санкциям, а в результате столкнулись с серьезными проблемами. Ведь если в компании был выпущен определенный циркуляр, ему просто не могут не подчиниться, если даже он разрушителен для бизнеса этой организации.

При этом наши заказчики сами стали настороженнее относиться к американским решениям и американскому программному обеспечению. Если раньше популярные и хорошо зарекомендовавшие системы приобретались без колебаний, то теперь целый ряд компаний берет тайм-аут, чтобы взвесить все риски и подумать, стоит ли иметь дело потенциально опасными продуктами, по которым могут отозвать поддержку или отказать в продаже дополнительных модулей. Ведь спрос на промышленные IT-решения во многом зависит именно от наличия поддержки, которая является важнейшей ценностью данных систем.

Насколько критично для российской IT-отрасли полномасштабное сотрудничество с ведущими компаниями из США? Каков может быть размер экономического ущерба от введения широких ограничений?

Да, сегодня мы живем в открытой стране и для российской IT-отрасли критично сотрудничество с зарубежными компаниями. Но нужно ли выделять среди них именно компании из США? Конечно, на российском рынке хорошо представлены чисто американские компании, такие как IBM, Hewlett-Packard, Microsoft. Но если они прекратят сотрудничество с Россией, что же, мы будем привыкать к другим названиям — Huawei, Samsung, Hitachi. Ведь заказчику по большому счету нет разницы, главное — чтобы его запросы были удовлетворены.

Нужно понимать, что компании, имеющие исключительно американскую регистрацию, как правило, производят решения класса high-end. Однако на практике все то же самое можно сделать и на базе решений среднего уровня. Придется лишь немного больше поработать. Тем временем многие вендоры, выпускающие решения среднего уровня, уже давно переехали в Азию, как в отношении сборки и производства, так и с точки зрения наличия штаб-квартиры.

Поэтому для ряда компаний политические санкции могут привести лишь к выделению локальных азиатских производств, предлагающих практически те же продукты, но под другим брендом. Таким образом, вряд ли подобные действия окажут ощутимое негативное воздействие на российских рынок IT-решений.

Насколько реально замещение в России IT-продуктов американских компаний аналогичными по функционалу продуктами других стран или собственными российскими разработками? Сколько для этого может потребоваться времени?

Я бы сказал, что это не просто реальная возможность, а актуальная тенденция. При этом замещение попытаются создать сами же американские производители. Это доказывают и исторические примеры. Например, во времена эмбарго на поставку из США техники в страны Персидского Залива американская компания IBM создала для работы в этом регионе отдельную организацию — Gulf Business Machines (GBM). Она якобы не имела никакого отношения к своему учредителю и до сих пор успешно работает в регионе.

Что касается чисто российских разработок, мне очень приятно видеть развитие отечественной отрасли, но пока что нашим компаниям далеко до ведущих производителей high-end серверов. Многие годы мы ориентировались на западные поставки, так как одномоментная покупка готовых решений, пусть даже очень дорогих, была выгоднее, чем длительная разработка своих технологий. За это время сформировалась определенная зависимость, которую мы сейчас можем преодолеть благодаря американским санкциям.

Например, вопрос с Национальной платежной системой, который столько раз откладывался, наконец, получил самое активное развитие. Теперь даже MasterCard будет иметь транзакционный центр в России, и это правильно.

Для эффективного развития рынка должен соблюдаться определенный баланс между внутренними и внешними разработками. Конечно, есть особенные компании, которые создают что-то уникальное, например мейнфреймы IBM или ноутбуки Apple. Это особенные системы и их стоит импортировать. Но многие вещи можно весьма эффективно производить в России.

В определенном смысле больным вопросом является закупка базовых компонентов, таких как процессоры. Но и здесь привязка к американским поставщикам является искусственной. Ведь если компания Intel перестанет поставлять свои процессоры российским заказчикам, для них может уже сегодня найтись замена на базе чипов, например, Samsung. При наличии спроса многие производители будут рады вложить значительные средства в разработки новых микрочипов, чтобы уже через полгода выйти на рынок с предложением, замещающим популярные сегодня продукты американских компаний. И это касается как наших друзей из Азии, так и российских производителей.

< Назад в рубрику