Ситуация вокруг отказа фильму Виталия Манского в государственном финансировании обсуждается в СМИ уже несколько дней. Внимание к этой истории привлек сам режиссер, сообщивший, что проект фильма о семье, разделенной войной на Украине, рекомендованный Экспертным советом по неигровому кино, был впоследствии изъят из протокола голосования. По версии Манского, решение об отказе «Родным» в господдержке принимал лично министр культуры РФ Мединский.
Российский культуролог, главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ Даниил Дондурей рассказал «Ленте.ру» о том, почему, по его мнению, фильму Виталия Манского было отказано в господдержке.
«Лента.ру»: Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию вокруг фильма Виталия Манского?
Дондурей: Насколько я понимаю, это довольно сложная ситуация, в которой столкнулись разное понимание кино, разные политические интересы, понимание кино министерством культуры, политические взгляды министра. Все, безусловно, понимают, что Манский — один из лидеров неигрового кино по количеству и качеству фильмов, по участию в международных фестивалях, мировому признанию. Когда говорят о России, называют 3-4 имени, среди которых Манский. Он предложил очень актуальный фильм «Родные» о семье славянских народов, русской семье, с которой происходит драма. Мне кажется, это очень актуальное кино, не направленное против России. Это большое объективное исследование. Сейчас очень важно снимать такие фильмы, когда Запад от нас отгораживается, отторгает нас, когда говорят: Россия — не Европа. Весь этот ужас напоминает подготовку к войне. Предыдущий документальный фильм Манского «Труба» — очень взвешенная картина о том, что произошло с транспортировкой нефти. Вовсе не антироссийская картина, а, наоборот, довольно критическая по отношению к Европе.
Как развивались события?
Министерство культуры поставило этот проект на первое место, а через месяц решило его изъять. Объяснение смешное: говорят, из-а событий на Украине не удастся снять это фильм. Сам родился во Львове, жил в Киеве, всех там знает. Наверное, министерство опасается, что Манский — человек самостоятельный, творческий, скажет что-нибудь лишнее. До сих пор Манский успешно снимал все проекты, которые он задумал. Он не такой человек.
Так что, лучше снимать никакое кино, чем яркое и заметное?
Это объясняется сегодняшним страхом перед заметными проектами. Сейчас принято снимать фильмы про войну и спорт вроде «Легенды 17». Либо ты снимаешь такие фильмы, либо снимаешь никакое кино, чтобы тебя не заметили. Это очень печально.
Неслучайно я видел тысячи людей, стремящихся увидеть новый фильм Валерии Гай Германики. Люди хотят увидеть хоть какое-то свидетельство свободы режиссера. Это происходит оттого, что люди чувствуют возвращение советской цензуры. Хотя я и отношусь критически к работам Германики, это кино, безусловно, очень свободное.