Мир
09:13, 3 июля 2014

Картельный в голову В Мексике борьба с наркокартелями превратилась в глобальную социально-политическую задачу

Ксения Жарова (Редактор отдела «Путешествия»)
Антинаркотические ополченцы патрулируют улицы Паракуаро, Мексика
Фото: Jorge Dan Lopez / Reuters

В начале недели в Мексике в стычке с военными были убиты 20 членов одного из наркокартелей. Причем перестрелку спровоцировали сами преступники, атаковав патруль силовиков. Подобные инциденты в Мексике давно не редкость: местная наркомафия не боится ни полицейских, ни армии, которым по численности и технической оснащенности не сильно уступает. А своей невероятной жестокостью наркосиндикаты прославились далеко за пределами родины, превратив Мексику в страну, где иностранные компании боятся вести бизнес.

Мафия в Мексике уже давно просочилась в правительственные структуры. В войнах на стороне наркокартелей принимают участие не только полицейские, но и офицеры армии. В стране процветает взяточничество и подкуп чиновников. Главные мафиози управляют картелями даже из тюрем.

Угроза для экономики

Наркомафия в Мексике — это гораздо больше, чем просто криминальная проблема. Ее деятельность затрагивает все сферы жизни государства. В частности, активность наркокартелей стала фактором, мешающим развитию экономики республики. В недрах Мексики находятся около 545 триллионов кубометров сланцевого газа и 13 миллиардов сланцевой нефти. При этом в 2013 году правительство приняло закон о прекращении 75-летней монополии государственной компании Petroleos Mexicanos (Pemex) и открытии нефтегазового сектора для частных инвестиций. Однако результата это не принесло. Напротив, за последнее десятилетие объем добычи сырья снизился в Мексике на треть. Все дело в том, что районы, наиболее привлекательные для добычи, расположены в восточном штате Тамаулипас и находятся в руках преступных группировок. В итоге иностранные компании, в первую очередь американские, считают работу там слишком опасной.

Те же, кто все-таки решаются на этот шаг, стараются максимально обезопасить своих сотрудников. Например, рабочие Weatherford International на буровую площадку попадают в сопровождении мексиканской армии. Такие меры предосторожности стали приниматься после того, как неизвестные обстреляли отель, где проживали сотрудники фирмы.

Еще одна серьезная проблема для развития нефтегазовой отрасли заключается в воровстве сырья наркокартелями. В 2013 году из трубопроводов было незаконно откачано горючего на 750 миллионов долларов.

В последние годы преступные синдикаты стали осваивать и другие виды бизнеса. Сегодня они осуществляют нелегальный трафик мигрантов и проституток. А также торгуют контрафактом, программным обеспечением, оружием. Американские аналитики по борьбе с терроризмом с ужасом предсказывают, что в скором времени картели могут стать курьерами для международных террористических и радикальных экстремистских организаций.

Наркокартель «Рыцари-тамплиеры» в последние несколько лет занялся нелегальной добычей полезных ископаемых и вырубкой лесов. Как сообщил федеральный комиссар по безопасности штата Мичоакан, их главный источник дохода — железная руда. На мировом рынке одна метрическая тонна этого сырья стоит 100 долларов, картели же демпингуют, предлагая руду по 15 долларов. По подсчетам мексиканских властей, в 2013 году наркокартели заработали на продаже железной руды миллиард долларов.

«Наркобанды превратились в настоящие мультинациональные корпорации, которые будут реагировать на давление со стороны рынка и делать всё то, что они должны, чтобы остаться в бизнесе», — констатирует директор консалтинговой фирмы Southern Pulse Самюэль Логан.

Сейчас между картелями развернулась нешуточная борьба не за товар и даже не за поставщиков, а за порты и населенные пункты, находящиеся у самой границы и вблизи крупных трасс. Наркобароны демонстрируют, что в этой войне готовы на все. Запугивание населения, правительственных сил и конкурентов превратилось для них в рутину. Для членов наркомафии стало привычным делом обезображивать тела своих жертв и выставлять их на всеобщее обозрение, например развешивая тела убитых на деревьях. Жертвами преступников часто становятся блогеры, осмелившиеся критиковать их в интернете. Так, члены картеля «Лос Сетас» (Los Zetas) однажды повесили на мосту изуродованные тела молодых мужчины и женщины. Как выяснила полиция, единственной виной этих несчастных были нелестные отзывы о наркомафии.

О масштабе волны насилия, накрывшей страну, можно судить по признанию, сделанному во время судебного процесса в США мексиканцем Хесусом Чавесом Кастильо. Этот преступник сознался в убийстве 800 человек за девять месяцев. Он лишал людей жизни по приказу главаря банды, в которой состоял. По словам Кастильо, ежедневные убийства были необходимы бандитам для поддержания своего авторитета.

Особой жестокостью отличается основанный в 2011 году картель «Рыцари-тамплиеры». Эта организация, унаследовавшая название от средневекового рыцарского ордена, больше напоминает религиозный культ. Все решения в картеле принимает совет старейшин. А в качестве ритуала посвящения претенденту на членство в банде необходимо съесть человеческое сердце. В случае, если тамплиер не выполнит приказ, его казнят вместе с семьей, конфисковав все имущество.

Государства в государстве

Первые мексиканские наркоторговцы появились в 1940-х годах. Фермеры из горных деревень штата Синалоа, который находится в 500 километрах от границы США, стали выращивать марихуану и переправлять ее в Соединенные Штаты. В 60-е годы к «травке» добавился колумбийский кокаин. Постепенно Мексика превращалась в своеобразный хаб по транспортировке наркотиков из Колумбии в Северную Америку.

О монополии на нелегальный ввоз наркотиков в 70-90-е годы мексиканские банды могли только мечтать. Весь бизнес был в руках колумбийцев во главе со знаменитым Пабло Эскобаром. Но тут неожиданно на помощь мексиканцам пришли американские и колумбийские власти. Разгромив крупные картели в Колумбии и перекрыв канал поставок через Флориду, они, сами того не желая, расчистили дорогу мексиканским наркокартелям. Ослабленные колумбийцы больше не могли диктовать условия. За поставку наркотиков через Мексику им приходилось платить не только деньгами, но и товаром (от 35 до 50 процентов объема поставки). Всего за несколько лет в руках у мексиканских банд оказался полный контроль над всей цепочкой наркоторговли — от сырьевых плантаций до точек продажи на улицах США.

Лидер мексиканского наркокартеля «Рыцари ордена тамплиеров» Энрике Планкарте
Фото: Eduardo Verdugo / AP

По мере того как расширялся бизнес, появлялись новые синдикаты. Сейчас в Мексике около десяти крупных картелей. Два из них называют отцами-основателями. Это «Синалоа картель» (Sinaloa Cartel) и «Гульф картель» (Gulf cartel), которые первыми взяли на себя поставку колумбийских наркотиков на мировой рынок. Позднее бывшие партнеры превратились в конкурентов, развязав ожесточенную войну в стране.

Борьба с наркокартелями осложняется тем, что на их сторону часто переходят сами стражи порядка. Мафиози с легкостью переманивают и пограничников, задавая всего один вопрос: Plata o plomo (серебро или свинец)? Те, кто отказывается сотрудничать с преступниками, обычно долго не живут. Не удивительно, что таможенники предпочитают брать взятки, закрывая глаза на контрабанду.

С конца 1990-х годов картели стали нанимать бывших солдат элитных частей армии (GAFE), прошедших обучение у специалистов из США, Израиля и Франции. Объявления о наборе рекрутов открыто развешивались в городках. Вакансии картелей стали одной из причин массового дезертирства из мексиканской армии. С 2000 по 2006 годы на сторону бандитов перешло около 100 тысяч солдат и офицеров. Этих наемников называют сикарио (sicarios). Они собирают налоги, обеспечивают поставки наркотиков, а также уничтожают конкурентов. Постепенно бывшие военные вытеснили старых мафиози, сосредоточив всю власть в своих руках.

Техническому оснащению наемников может позавидовать правительственная армия. В арсенале наркокартелей есть минометы, противотанковые ракеты, гранатометы и тяжелые пулеметы. Оружие мексиканцы закупают в США. Там оно стоит в три-четыре раза дешевле. Для штучной покупки обычно используют подставных людей, получающих по 50-100 долларов за свои услуги.

Подкупает мексиканская наркомафия и американских чиновников. Так, в июне 2011 года правительство США арестовало 127 таможенников и сотрудников пограничной службы, которые сотрудничали с мексиканскими наркокартелями. Как показало расследование, за одну пропущенную машину с кокаином таможенники в среднем получали миллион долларов.

Блатная романтика

Постепенно Мексика превратилась в страну с процветающим наркобизнесом, который затронул практически все сферы жизни общества. Наркобароны спонсируют фильмы и сериалы, в которых мафиози представлены положительными героями. Бандитов воспевают в своих песнях известные в стране наркошансонье. Напевая «наркокорридос» — песни, посвященные мафии — подростки в Мексике видят путь к успеху в продаже наркотиков. Мечтая стать богаче, молодые люди вступают в банды едва достигнув 14 лет.

Простым мексиканцам кажется, что членам преступных группировок хорошо не только при жизни, но и после смерти. У мафиози принято провожать погибших товарищей с почестями и хоронить в мавзолеях. На постройку склепа картели денег не жалеют. Самые дешевые усыпальницы — для обычных бойцов — обходятся в 20-30 тысяч долларов. Склепы для верхушки клана стоят от 300 до 500 тысяч долларов. В эту сумму зачастую входит цена кондиционеров и стереосистем, которыми для пущей роскоши оснащаются мавзолеи. При отделке склепа учитываются пристрастия умершего: его изображают с оружием в руках или за рулем автомобиля.

Мексиканские власти в первой половине нулевых закрывали глаза на разрастание спрута наркобизнеса. С президентом Висенте Фоксом у мафиози существовало негласное соглашение: не вмешиваться в дела друг друга. Это привело к ослаблению центральной власти. Все изменилось в 2006 году, когда президентом стал Фелипе Кальдерон. Новый лидер страны объявил наркокартелям войну.

Дело Кальдерона продолжает и новый президент Мексики — Энрике Пенья Ньето. Борясь с преступностью в Мексике, власти страны арестовывают и уничтожают лидеров картелей. В результате мощные преступные организации разваливаются на маленькие вооруженные группировки. Одни считают, что это начало конца картелей, так как разногласие в их рядах — это верный путь к поражению. Однако большее число экспертов полагает, что пока принимаемые правительством меры не принесли желаемого эффекта. Маленькие вооруженные группировки сложнее вычислить. А им в свою очередь намного проще подкупить местных чиновников.

< Назад в рубрику