Сколько стоит бренд «Сделано при поддержке Министерства культуры», какая страна лучше всех для туризма, где находится оплот Европы и почему Россия уникальна, знает только министр культуры РФ Владимир Мединский, который дал эксклюзивное интервью «Ленте.ру».
«Лента.ру»: Владимир Ростиславович, недавно в Сочи вы встречались с министрами туризма зарубежных стран. Насколько Россия привлекательна для международного туризма?
В.Р. Мединский: За два дня в Сочи мы показали те потрясающие сооружения, которые были построены в городе к Олимпиаде. Форум собрал руководителей туризма из 26 стран. Все они входят во Всемирную туристскую организацию. Это специализированная организация ООН (так же, как и ЮНЕСКО), которая занимается поддержкой и развитием международного туризма. Встреча в Сочи была важна для нас с точки зрения продвижения российского туристского продукта. Как показало общение с коллегами, пока политики придумывают новые санкции, бизнес развивается. Интерес взаимный и достаточно серьезный. Люди, непосредственно ответственные за туризм в своих правительствах, понимают, что, с одной стороны, им нужен турист из России и, с другой стороны, у них есть спрос на Россию. Эта встреча — прекрасный повод разрекламировать Россию как одно из лучших мест для туристов со всего мира.
Велика ли эффективность такой рекламы?
Количество въезжающих в Россию туристов растет до 10 процентов в год. Но потенциал туризма, въездного и внутреннего, у нашей страны гораздо выше. Те иностранцы, которые приезжают в Россию сегодня, выбирают, как правило, Санкт-Петербург. Менее популярна Москва и еще меньше — другие регионы России. Все наши усилия сосредоточены сейчас на преодолении этого вакуума знаний о России. Необходимо восстанавливать речной туризм по Волге, Каме, Лене. Традиционные северные маршруты — Валаам, Карелия, Соловки, Алтай, Камчатка. Объективно, более красивых мест, чем в России, в мире нет. В каждой стране есть своя изюминка, но у нас все собрано в уникальное созвездие чудес природы и рук человеческих.
Широка страна моя родная!
Да, наша уникальность связана с разнообразнейшей природой, фантастическим оздоровительным потенциалом, изумительными историко-культурными объектами. Свои недостатки мы знаем. Это дорогое транспортное плечо, сложный въезд, визы, недостаток развитой инфраструктуры.
Олимпийская инфраструктура Сочи будет использоваться для культурных событий?
Осенью этого года в Сочи пройдет не только «Формула 1», но и уникальное культурное событие: фестиваль этнической культуры народов РФ. Первый в своем роде. Мы его тоже планируем в Олимпийском парке. Съедутся этнические коллективы со всей страны, ученые, этнографы, фольклористы, и мы надеемся, что этот фестиваль с концертами и научными конференциями станет ежегодным. Также мы обсудили с мэром проведение в городе Всемирной хоровой олимпиады 2016 года.
Наша культурная политика основывается на традиционной европейской культуре. А что с новыми течениями в искусстве? Недавняя смена состава экспертных советов связана с переориентацией в этой сфере?
Никакой переориентации нет. Все экспертные советы занимаются поддержкой современного искусства, молодой драматургии и современного театра. В какой-то момент мы обратили внимание, что идет какая-то однобокая поддержка, то есть поддерживаются одни и те же направления. Подчеркну, что я не имею ничего против современного искусства. Просто современное искусство многообразно. Государство не должно поддерживать что-то одно, зачастую лишь крайние формы актуального искусства. В то время как до других художников, артистов, драматургов, которые ищут себя в иных жанрах современного искусства, деньги зачастую не доходят. Получается такая в некотором смысле мафия, которая постоянно сама себя оценивает и подкармливает. Эксперты обратили внимание: вот есть 10 грантов на поддержку спектаклей — и на эти 10 грантов претендуют всего пять театров, каждый из которых подает по 5-6 заявок, как будто больше театров в стране нет. Это неправильно. При этом мы со следующего года увеличиваем финансирование современных драматургов, режиссеров, художников в два раза.
Будем откровенны, бренд «Сделано при поддержке Министерства культуры» дорогого стоит, и мы не собираемся ставить его на продукции, которая написана нецензурным языком. На произведения, которые продвигают сомнительные ценности. Мы не орган цензуры, мы это не запрещаем. Пожалуйста, делайте это сами. Только, друзья, не рассчитывайте на господдержку, у вас ее не будет. Мы поддерживаем то, что соответствует законам и культурной политике государства.
А почему Россия…
…Знаю, вы сейчас насчет «Россия не Европа» спросите. Вообще, целиком фраза в проекте звучала примерно так: «Россия не Европа и не Азия».
Россия, безусловно, является страной европейской цивилизации. Россия — европейская страна, и наша культура во всем ее разнообразии и уникальности является неотъемлемой частью европейской культуры. Но наша культура гораздо глубже и шире европейской: в нее все-таки входит и культура исламских народов, народов Севера, Поволжья, Кавказа, народов Сибири. Кроме того, некоторые проявления современного европейского искусства вызывают у меня ощущения, что сегодня Европа гораздо дальше стоит от классических европейских ценностей, которыми всегда была силен Старый Свет. Это ценности свободы, уважения к личности, крепости семьи. Это великие достижения европейской цивилизации: от античности и Ренессанса — до XX века. И вот когда я смотрю на некоторые проявления современного искусства, мне кажется, что к тем основам, на которых была построена Европа, мы сейчас находимся ближе, чем многие европейцы. Возможно, Россия — это последний оплот Европы.
Как отразится в культуре формирование евразийского пространства?
Мы постоянно работаем со всеми странами евразийского пространства, у нас тесные взаимосвязи. Единственная страна, к сожалению, с которой сейчас официально заморожены культурные связи, это Украина. Но все, что мы должны делать, мы делаем. Мы в самое тяжелое время завершили реставрацию и открыли памятник Тарасу Шевченко в одном из красивых мест Москвы, у гостиницы Украина. Это сделано полностью на российские деньги, как вы понимаете. Мы выполняем все наши обязательства по совместному кинопроизводству. Политика иногда разъединяет, но культура всегда — объединяет народы. Всегда.
Но при помощи целенаправленной культурной политики можно и наоборот, разобщить народы.
К большому сожалению, я, как историк, могу сказать, что то, что было написано в учебниках по истории для украинских школьников и студентов в последние 20 лет, не то что противоречит исторической науке, а находится просто за гранью здравого смысла. Некоторые исторические книги должны бы попасть в категорию научной фантастики, глупых анекдотов. Но все это формировало сознание. И мы видим воспитанное на них поколение людей, родства не помнящих. Не знающих общей истории, не помнящих общих побед. То что происходит сегодня — результат той культурной политики, которая велась на Украине в последние годы. Бисмарк говорил, что в войне с Францией победил не прусский офицер, а прусский школьный учитель, а мы сейчас можем сказать, что в этом, мягко скажем, беспорядке на родной для нас украинской земле виноваты не только политики, но и деятели культуры. Те, кто формировал культурную политику, писал историю, те, кто преподавал историю. Они лишили нас общего прошлого и, соответственно, общего будущего.
Если не говорить о столицах, какие новые бренды можно развивать за пределами Центрального региона?
Я недавно был в Чистополе, маленьком городке в Татарстане. Городок на Каме, мимо него идут туристические теплоходы. Сейчас там мало что можно посмотреть. Но город уникальный. Почему? Во-первых, там неплохо сохранившаяся купеческая застройка XIX века. До революции это была крупная оптовая база по перепродаже зерна. Там, кстати, жили родители Саввы Мамонтова.
Во-вторых, здесь жили и работали в эвакуации 200 советских писателей. Весь Союз Писателей практически с 1941 по 43 год. Именно в этом маленьком городишке были написаны «Доктор Живаго», «Бьется в тесной печурке огонь», «В лесу прифронтовом», немало пьес, сценариев, романов. Именно в Чистополе Гроссман задумывается над «Жизнью и судьбой». Твардовский пишет «Василия Теркина». Здесь творит Анна Ахматова. Рядом буквально, — Марина Цветаева.
По количеству литературных гениев на квадратный метр второго такого места в мире нет. И сохранились здания, где они жили. Я был в музее Пастернака. Вот стол, на котором был написан «Доктор Живаго». Вот стул, на котором сидел один из советских писателей — Нобелевских лауреатов, вот его кровать. Вот посуда, из которой он пил чай. Передать словами атмосферу, которую создают эти обыденные вещи, невозможно.
И насколько это эффективно в плане культурного туризма?
Сейчас в Чистополе лишь один музей Пастернака, сделанный благодаря личному участию президента Татарстана Минниханова. Таких музеев там можно сделать много, целый музейный квартал. А еще рядом Свияжск, где чуть не старейшая деревянная церковь в России, в которой молился Иван Грозный. Рядом Булгар, знаменитое место, где Древняя Булгария приняла ислам — памятник, который в этом году включен в знаменитый список ЮНЕСКО World Heritage. Что делать в Турции?! Надо путешествовать по России.