В среду 9 июля в громком уголовном деле в отношении бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова и его племянника, экс-заммэра Каспийска Юсупа Джапарова была поставлена точка. Вернее, точка с запятой. В Северо-Кавказском военном окружном суде вынесли приговор по первому уголовному делу — о подготовке теракта. Саид Амиров получил 10 лет колонии строгого режима, а Юсуп Джапаров — 8 лет и 6 месяцев. На очереди еще один процесс — по делу об убийстве следователя управления СКР по Дагестану Арсена Гаджибекова. Напомним, 1 июня 2013 года Амирова арестовали именно по подозрению в организации убийства Гаджибекова.
Бывший мэр Махачкалы был ключевой фигурой в дагестанской политике на протяжении последних двадцати лет и, казалось, фигурой абсолютно непотопляемой. Саид Амиров пережил пятнадцать покушений и в результате одного из них получил серьезнейшую травму позвоночника, которая приковала его к инвалидному креслу. Однако это не мешало Амирову держать не только Махачкалу, но и всю республику в железном кулаке. Крестный отец Дагестана — так полушепотом называли градоначальника региональной столицы. Амировский клан был вездесущим. В самых смелых фантазиях дагестанцы не могли предположить, что Саида Джапаровича могут подвинуть с его должности, не то что арестовать.
Когда 1 июня прошлого года мэра «взяли», республика была потрясена. Задержание прошло весьма показательно. Амирова увезли на вертолете с центральной площади Махачкалы в тот момент, когда в Грозном шел финальный матч Кубка России по футболу между «Анжи» (Махачкала) и ЦСКА (Москва) и весь Дагестан был увлечен игрой. Глава республики Рамазан Абдулатипов, само собой, сидел на трибуне «Ахмат Арены» в Чечне. Идеальная спецоперация. Ажиотаж вокруг этого эпохального события возник только тогда, когда Амиров находился уже далеко от Махачкалы. При этом накануне был арестован его племянник Юсуп Джапаров, занимавший пост заместителя мэра Каспийска, города-спутника Махачкалы. Однако то, что силовики могут прийти к самому Амирову буквально через день, да еще и задержать, было из разряда фантастики.
В результате «хозяину» Махачкалы и его племяннику предъявили обвинение в организации заказного убийства следователя СКР Арсена Гаджибекова, который, по версии правоохранителей, перешел дорогу всемогущему клану Амирова в бизнес-интересах. В тот момент мало кто верил, что дело дойдет до реального срока. Хотя по поводу ареста мэра в Махачкале заказывали банкеты. И многие не скрывали, что вздохнули с облегчением.
На всех предварительных заседаниях в Басманном суде Москвы, где первоначально рассматривалось дело Амирова и Джапарова, адвокаты подсудимых настаивали на том, что Саид Джапарович настолько болен, что ему немедленно нужно изменить меру пресечения на домашний арест. Мало того что он инвалид-колясочник, так у него еще и целый набор серьезнейших заболеваний, в том числе и сахарный диабет. Зачитывались десятки медицинских заключений. Непонятно было одно: как человек в таком состоянии столько лет управлял Махачкалой? Впрочем, суд был непоколебим, отказывая раз за разом в ходатайстве адвокатов об изменении меры пресечения.
В ходе расследования убийства Арсена Гаджибекова правоохранители вышли еще на одно преступление. В сентябре 2013 года в отношении Амирова и Джапарова было возбуждено второе уголовное дело — по обвинению в подготовке теракта и незаконном обороте оружия. Следствие выяснило, что Саид Амиров хотел устранить своего политического конкурента — главу отделения Пенсионного фонда по Дагестану Сагида Муртазалиева. Для этого был приобретен переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-2М», из которого хотели сбить самолет с Муртазалиевым на борту. Обвинения строились на показаниях бывшего помощника прокурора Хасавюрта Магомеда Абдулгалимова по прозвищу Колхозник. Он указал место тайника в Карабудахкентском районе Дагестана, где позже следователи и нашли ПЗРК. Вот тогда стало понятно, что могущественному Амирову едва ли удастся выйти сухим из воды. Хотя своей вины ни Амиров, ни Джапаров так и не признали ни по одному, ни по другому эпизодам. А защитники подсудимых настаивали на том, что свидетели давали показания под пытками.
В декабре 2013 года расследование по делу о подготовке теракта было завершено. А срок расследования по делу о заказном убийстве продлили до 28 августа 2014 года. Процесс по обвинению в подготовке теракта шел в Басманном суде до марта, после чего все материалы были переданы в Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону. В конце апреля там начался допрос свидетелей.
Кульминацией стало выступление главного свидетеля и потерпевшего — Сагида Муртазалиева. Допрос проводился посредством видеосвязи из секретной комнаты в Московском городском суде. В Ростов потерпевший не приехал, объяснив это тем, что боится за свою жизнь и жизнь своих близких. «До меня доходили различные сигналы о приобретении нескольких пулеметов для устранения меня. Потом получил сигнал о приобретении зенитного комплекса», — заявил Муртазалиев. В качестве одной из причин, почему он так мешал Амирову, глава отделения ПФР по РД назвал выборы мэра Каспийска. На этот пост собирался идти племянник Амирова Юсуп Джапаров, экс-заммэра Каспийска. «Во время выборов могли присутствовать разного рода конфликты, драки могли произойти. Меня попросили донести через других людей до Юсупа Джапарова, что ему не стоит выдвигаться на пост мэра Каспийска», — сообщил потерпевший.
27 июня в прениях сторон была поставлена точка и Саид Амиров выступил с последним словом. «Уважаемый суд! Я очень рад, что мы наконец дождались фактического завершения судебного процесса. Почти два месяца мы выслушивали показания свидетелей. Часть из их говорила правду, часть врала, боялись говорить в силу оказываемого на них давления. Другие набрались смелости и признали, что их пытают. И даже назвали тех, кто их пытает — следователь ФСБ Арбузов, следователь Романенко, Филиппов, Бузиков, различные сотрудники МВД... Ни Амиров, ни Джапаров не совершали преступления. Их совершали вышеуказанные работники правоохранительных органов. Они должны сидеть в СИЗО за то, что пытали людей и заставили их оговорить меня и моего племянника. Некоторые свидетели выучили показания хорошо, другие плохо. Следователей сложно назвать следователями. Это паразиты правоохранительной системы», — сказал обвиняемый.
Гособвинение запросило для Амирова 13 лет лишения свободы, а для Джапарова — 11 лет. Вынесение приговора назначили на 9 июля. В результате суд учел состояние здоровья и государственные награды Саида Амирова и назначил ему 10 лет колонии строгого режима. Относительно Юсупа Джапарова суд учел наличие малолетних детей, положительных характеристик и находящейся на его иждивении жены и присудил ему 8 лет и 6 месяцев лишения свободы.
Обвиняемые довольно спокойно слушали приговор, а вот их родственницы, как только услышали о реальных сроках заключения, не смогли сдержать слез. Около ста человек в течение полутора часов после окончания заседания ждали у ворот, пока автозак под усиленной охраной с Амировым и Джапаровым не покинет территорию суда. Когда машины выезжали, группа поддержки начала аплодировать. А адвокаты осужденных сразу же заявили, что в ближайшее время обжалуют приговор.
Тем временем в Дагестане еще не все верят в то, что эпохе Амирова пришел конец. По словам нашего источника, эта тема до последнего сильно замалчивалась, все боялись. В марте у Саида Амирова был 60-летний юбилей. Родственники экс-мэра организовали праздник с размахом в Русском драматическом театре в Махачкале. Как говорят, чиновников, пришедших на концерт, после этого уволили. По слухам, уволили и журналистку, которая поставила сюжет о юбилее опального экс-мэра на одном из местных телеканалов. Девушка якобы с тех пор сидит без работы. «Обещали, что если не будет Амирова, исчезнет и терроризм в республике. Однако эта проблема никуда не ушла, просто о ней не говорят, подают на телевидении лишь бегущей строкой», — рассказали «Ленте.ру» местные жители.
Председатель независимого профсоюза водителей и предпринимателей республики Дагестан Исалмагомед Набиев — один из тех, кто открыто выступал против Саида Амирова. И до, и после его ареста. Если другие противники экс-мэра, общаясь с журналистами, просили не называть их имен и фамилий, боясь за свою безопасность, то Набиев рассказывал открыто и под диктофон о том, как Амиров из-за денег и жажды всевластия погубил множество человеческих судеб, оперируя конкретными фактами и персонажами.
После оглашения приговора «Лента.ру» позвонила Исалмагомеду Набиеву. «Что сказать? Правосудие у нас все-таки существует, и законы иногда работают. Случилось то, что должно было случиться. Я с самого момента ареста, в отличие от многих, не сомневался, что будет обвинительный приговор. Но снесли только верхушку айсберга. Проблемы же остаются пока. Этот метод нужно применить ко многим руководителям Дагестана», — прокомментировал Набиев.
По словам нашего собеседника, за год после ареста Амирова многое изменилось, и Рамазан Абдулатипов прилагает большие усилия, чтобы переломить ситуацию. Однако элита его не поддерживает и ставит исподтишка подножки. «Все это время создавался фон, что обвинительного приговора не будет, в общество активно внедрялось мнение, что Амиров скоро выйдет. Что говорить, если назначенный после ареста Саида Амирова и.о мэра Махачкалы Муртазали Рабаданов почти год не мог открыть свой рабочий кабинет в мэрии, он боялся. Недавно был назначен новый и.о мэра Магомед Сулейманов, так он открыл кабинет на второй же день», — рассказал Исалмагомед Набиев «Ленте.ру».
Амиров за решеткой, но его клан никуда не делся. Хотя его позиции серьезно пошатнулись. Вероятно, уже скоро Дагестан ждет глобальный передел сфер влияния и перенаправление денежных потоков.