Мир
17:21, 9 июля 2014

Доигрались Немецкие футболисты забили бразильскому президенту политический гол

Алексей Куприянов
Фото: Mauricio / Xinhua / ZUMA Wire / ИТАР-ТАСС

Для Бразилии — страны, где футбол возведен в ранг религии, — позорное поражение от немецкой сборной на чемпионате мира стало настоящим шоком. Вопреки прогнозам местные болельщики не стали вымещать злобу ни на фанатах других команд, ни на стражах порядка. Однако горечь от проигрыша, помноженная на возмущение от коррупционных скандалов в период подготовки к ЧМ, может дать о себе знать на ближайших президентских выборах.

Мундиаль в Бразилии все еще продолжается, но для большинства населения страны он закончился досрочно. Бразильская сборная, самая успешная команда в истории чемпионатов мира, потерпела разгромное поражение от немцев — 1:7. «Избранные» — именно так переводится с португальского их прозвище A Seleção, — пропустили пять мячей уже в первом тайме и сумели забить лишь единственный ответный мяч во втором.

Но полиция напрасно ожидала погромов. Никаких толп возмущенных фанатов, бьющих витрины и стражей порядка, разносящих все на своем пути, никакого вандализма. Лишь в Сан-Паулу сожгли десяток автобусов, да в Ресифи пришлось усмирять особо буйных обитателей фан-сектора — сущий пустяк для страны, где все от мала до велика больны футболом. Бразильская пресса издевается над своей командой, сравнивая разгром сборной со знаменитым «позором "Мараканы"» — проигрышем бразильской сборной на ее первом домашнем первенстве уругвайцам 64 года назад. Сравнение действительно знаковое, учитывая, что Бразилия второй раз принимает мундиаль и вновь терпит на нем унизительное поражение. Что же случилось, почему разгром своей легендарной сборной оставил бразильцев почти равнодушными?

Футбол и большая политика

О том, что чемпионат мира 2014 года пройдет в Бразилии, стало известно в 2007 году. Альтернативы особо не было: согласно правилам, принимать мундиаль должна была страна из Южной Америки, и других достойных претендентов, кроме Бразилии, не нашлось. Робкая попытка Колумбии заявить о намерении принять ЧМ у себя была сразу же была пресечена.

Для бразильской политической элиты проведение мундиаля должно было стать триумфом. В течение последних десятилетий страна уверенно наращивала темпы экономического роста, превратившись из раздираемого кризисами государства третьего мира в признанного лидера Латинской Америки, претендующего на роль великой державы. Одна из стран БРИКС, один из претендентов на роль постоянного члена в реформированном Совбезе ООН, гарант мирного процесса и устойчивого развития региона — все эти успехи требовали закрепления и демонстрации на понятном простым людям уровне. Чемпионат мира предоставлял для этого прекрасный шанс.

Но все пошло наперекосяк. Сразу же как стало известно о предстоящем чемпионате, в городах Бразилии начались акции протеста. Сперва незначительные: в 2008 году 79 процентов высказывались за проведение мундиаля. Но постепенно люди начали вполне резонно интересоваться: неужели в стране, где почти четверть населения живет за чертой бедности и ютится в фавелах, не найдется лучшего применения колоссальным суммам? Власти обещали, что затраты окупятся, но газеты в открытую писали о чудовищной коррупции на строительстве объектов, стоимость которых выросла с трех миллиардов долларов до одиннадцати с половиной. Для сравнения: ЮАР на проведение ЧМ-2010 потратила лишь четыре миллиарда долларов.

Забастовки следовали одна за другой. Водители автобусов, медики, учителя требовали увеличения зарплат и улучшения условий труда. Прокурор одного из городов подал в суд, требуя от правительства прекратить рекламную кампанию, так как власти, по его мнению, обманывают бразильцев, обещая им инвестиции в городскую инфраструктуру и сферу госуслуг. Власти отвечали жестко, увольняя бастующих с работы и проводя зачистки в фавелах, что лишь подогревало страсти. Масла в огонь подлило и повышение цен на общественный транспорт, которое недовольные немедленно связали с крупными затратами на ЧМ. Увеличить стоимость проезда планировали всего на 20 сентаво — три рубля на наши деньги, — но это был вопрос принципа. Пик протестов пришелся на июнь прошлого года: по опросам, против чемпионата высказался 81 процент бразильцев. За прошедший год это число упало до 52 процентов — люди устали протестовать. В конце концов, как выразилась член оргкомитета чемпионата мира по футболу 2014 года Жуана Авеланж (Joana Havelange): «Я хочу, чтобы чемпионат прошел как можно лучше. Я не собираюсь бороться против его проведения, раз уж все равно большинство средств уже было потрачено или украдено».

Футбол и анархисты

Многих отпугнуло то, что во главе протестов шли анархисты из «Черного блока». Отношение к ним населения в Бразилии неоднозначное: многим не нравится их агрессивность и борьба против привычного миропорядка, как такового. Любую акцию анархисты превращали в погром, поджигая офисы банков, разбивая дорогие автомобили и без колебаний вступая в драку с полицейским спецназом. Постепенно участие в демонстрациях превратилось в опасное дело. Многих оттолкнула от протестного движения гибель оператора местного телеканала Сантьяго Андраде: он скончался в больнице после того, как ему разворотило плечо брошенной кем-то из демонстрантов петардой. Военная полиция тогда не осталась в долгу и жестоко избила попавшегося под руку репортера Deutsche Welle, который на свою беду оказался в колонне протестующих.

Среди тех, кто был недоволен мундиалем, все большую популярность набирал лозунг «за протесты, но против вандализма». Многих возмущало, что ничтожная в масштабах страны группа анархистов претендует на то, чтобы выражать позицию двухсот миллионов человек. К тому же правительство пошло на уступки: более чем в сотне городов, включая Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, цены на проезд так и не повысили, а министра спорта Орланду Силву вынудили подать в отставку по подозрению в коррупции.

Тем не менее, после начала мундиаля протестующих на улицах стало больше. Правительство предпринимало отчаянные усилия, чтобы удержать джинна в бутылке и не позволить недовольным испортить праздничное настроение, тем более что сборная страны уверенно шла к финалу. Матч с немцами поставил точку в этом восхождении.

Футбол и президент

Поражение сборной может отразиться на судьбе нынешнего президента — Дилмы Русеф. За время подготовки к ЧМ-2014 у избирателей к ней накопилось немало вопросов. Во власть госпожа президент пришла как представитель левой Партии трудящихся, обещая покончить с коррупцией, помочь малообеспеченным слоям населения и реализовать социальные программы. Как эти обещания соотносятся с огромными затратами на чемпионат — вопрос, на которой ей предстоит ответить уже в ближайшем будущем. Президентские выборы в стране пройдут пятого октября. В течение последнего года рейтинг Русеф неуклонно падал, хотя и превосходил рейтинг ее соперников от социалистов и социал-демократов вместе взятых. Если бы сборная в шестой раз выиграла чемпионат мира, ей простили бы всё. Но этого не произошло, и предвыборная гонка обещает быть напряженной.

Разочарование, усталость, недоумение — вот что переживают сейчас бразильцы. Но главное — волшебный туман рассеялся, пора возвращаться к делам. Как заявил британским журналистам один из бразильцев: «Я надеюсь, что люди проснутся и начнут думать своей головой, а не следовать эмоциям и изольют свой гнев в избирательные урны. Футбол — это лишь иллюзия, нам пора проснуться и трезво взглянуть в глаза реальности».

< Назад в рубрику