Мир
08:45, 10 июля 2014

Кимчи против мацы Опрос, проведенный более чем в ста странах мира, неожиданно выявил высокий уровень антисемитизма в Южной Корее

Игорь Денисов (старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД РФ)
Синагога в Южной Корее
Фото: Kim Kyung Hoon / Reuters

Жители Южной Кореи оказались едва ли не главными антисемитами Азии. Пальму первенства в этом вопросе они уступили лишь Малайзии. Но, если результат этой мусульманской страны никого не удивил, то популярность антисемитских идей в Корее экспертов озадачила. Единственное правдоподобное объяснение этому феномену: то, за что евреев критикуют по всему миру, у корейцев вызывает восхищение. Поэтому, соглашаясь, например, с тем, что у евреев слишком большое влияние в мире, граждане Южной Кореи не имели в виду ничего плохого.

Глобальное исследование того, насколько предвзятое отношение к евреям распространено на планете, провела американская Антидиффамационная лига (АДЛ). Эта правозащитная организация, созданная в США перед Первой мировой войной, вот уже целый век ведет борьбу с антисемитизмом и другими формами нетерпимости по отношению к евреям.

Высокий индекс антисемитизма в Южной Корее (53 процента) оказался одним из самых неожиданных результатов свежего исследования «АДЛ Глобал 100: Индекс антисемитизма» (ADL Global 100: An Index of Anti-Semitism). В Корее, как и в других странах, участникам опроса предлагалось одиннадцать предложений, каждое из которых иллюстрировало один из негативных стереотипов, касающихся евреев. Если респондент согласен более чем с шестью тезисами, считается, что он заражен юдофобией. Методика несколько примитивная, но, как утверждают в АДЛ, она успешно используется уже многие годы в ходе исследований внутри США.

Большинство опрошенных южных корейцев, к примеру, согласились с тем, что у евреев слишком большое влияние в мире бизнеса. Кроме того, в Южной Корее считают, что евреи контролируют мировые финансовые рынки, а также в целом мировые дела. Корейские участники опроса также уверены, что в руках евреев слишком много рычагов контроля над глобальными СМИ, и, кроме того, «евреи думают, что они лучше, чем другие народы».

В результате по «индексу антисемитизма» Республика Корея опередила Индонезию, которая является самой густонаселенной мусульманской страной мира (индонезийский индекс — 48 процентов). В глобальном рейтинге антисемитов южнокорейцы ненамного уступили жителям Малайзии (61 процент).

Результат Малайзии как раз не удивляет — в 2003-м тогдашний премьер-министр страны Махатхир Мохамад вызвал бурю возмущения в Израиле своими антисемитскими высказываниями. «Во Второй мировой войне европейцы убили шесть миллионов евреев из двенадцати. И все равно евреи правят миром! Мы должны выиграть эту битву! Но для этого должны вооружиться не злостью, а разумом», — заявил Махатхир Мохамад в ходе встречи на высшем уровне стран-членов Организации Исламская конференция. Уже потом, отвергая обвинения в антисемитизме, малазийский премьер раздул скандал еще сильнее. В интервью The Bangkok Post он заявил, что «реакция мирового сообщества на мои слова как раз и доказывает, что евреи контролируют мир».

Никто из южнокорейских лидеров подобных заявлений никогда не делал. Тем более удивительно, что один из азиатских тигров так выделился на общем в целом очень спокойном фоне в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Соседи Кореи обнаружили куда более скромные показатели ксенофобии по отношению к евреям: Китай — 20 процентов, Япония — 23 процента.

Нет дыма без огня

Первое предположение: может быть, в ходе телефонных опросов корейцы перепутали евреев с японцами? Ведь корейский национализм, имеющий корни в колониальном прошлом, отличается тем, что он преимущественно направлен против одной страны — Японии. Современное обострение территориальных споров между двумя странами и серия реформ Синдзо Абэ по подъему Японии как военной державы лишь усилили антияпонские чувства среди корейцев. Однако, как уверяют организаторы исследования, «трудностей перевода» быть не должно. Практическая работа была поручена профессионалам, проведшим не одно социологическое исследование в разных странах мира. В целом погрешность результатов в АДЛ оценивают примерно в 3,2-4,4 процента.

Пытаясь найти объяснение южнокорейскому антисемитизму, эксперты буквально по крохам стали собирать все последние случаи, которые могли быть истолкованы как проявления нетерпимого отношения к евреям со стороны корейцев. Один такой эпизод действительно вспомнили. На ниве критики еврейского влияния в мире прославился профессор одного из сеульских университета Ли Вон Бок. По образованию он архитектор, но вот уже много лет настоящим его увлечением и главным делом жизни стала работа над манхва (книжками комиксов). Огромную известность принесла Ли Вон Боку серия иллюстрированных историй «Дальние и ближние страны».

Здесь стоит пояснить, что учебные комиксы — весьма популярный в Азии жанр. Корейцы с гордостью уверяют, что родился он как раз на их земле. В легкой и доступной форме в этих популярных книжках, которые многие корейские дети порой держат в руках чаще, чем учебники, излагаются сведения из самых разных областей знаний: от физики до всемирной истории.

Сея «разумное, доброе, вечное», Ли Вон Бок выступил как неприкрытый антисемит, заявили, ознакомившись с одним из комиксов, представители международных еврейских организаций. Так, на одной картинке был изображен идущий в гору человек, путь которого к вершине преграждает кирпичная стена со звездой Давида и надписью «Стоп». Подпись под картинкой гласила: «Последним препятствием на пути к успеху всегда является крепость, которая называется евреями». Подпись к другой картинке рассказывала молодым читателям, что «поле публичной полемики в США принадлежит евреям, и не будет преувеличением сказать, что СМИ США являются голосом евреев». Затронута и больная тема терактов 11 сентября. В формате комикса о причинах атаки говорилось так: «Арабские террористы презирают США и разрушили башни Всемирного торгового центра с помощью атаки смертников, потому что евреи с помощью денег и такого оружия, как новостные СМИ, контролируют Соединенные Штаты».

Под напором критики профессор-карикатурист заявил, что в новых изданиях он исправит ошибки. Правда, пояснения Ли Вон Бока звучали примерно так же, как контратака Махатхира Мохамада после обвинений в антисемитизме. Ли Вон Бок через своего издателя передал, что сам он не является антисемитом, а заявления по поводу евреев, которые нашли отражение в комиксах, являются общеизвестными.

Делясь планами создания новой серии, посвященной глобализации, художник признался, что он « против национализированных групп, которые одержимы идеей "чистой крови"». «Римская империя и Испания процветали, когда были открыты для иностранных культур. Их упадок начался тогда, когда стала популярной националистическая идея «чистой крови», отметил художник, не пояснив, имеет ли он в виду «еврейский капитал», который критиковал в своих прошлых работах.

Вспышек антисемитизма нет, есть интерес

Можно подозревать, что комиксы Ли Вон Бока и взрастили антисемитизм среди корейцев, однако вряд ли это так. Тем более отсутствие вспышек антисемитских настроений уже после того как комиксы увидели свет, зафиксировали многие, порой очень пристрастные, наблюдатели. Например, Госдепартамент Соединенных Штатов.

Офис специального посланника по мониторингу и борьбе с антисемитизмом в марте 2008 года представил в Конгресс США специальный доклад, в котором комиксы Ли Вон Бока упомянуты в одном ряду с современными изданиями Протоколов сионских мудрецов. Тем не менее в остальных разделах доклада никаких опасных тенденций и случаев дискриминации евреев в Южной Корее не отмечалось. В страновом докладе по РК за 2013 год, подготовленном Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда, антисемитизму посвящена одна строчка: «Есть небольшое еврейское население, состоящее почти полностью из экспатов. Информация об актах антисемитизма отсутствует».

Результаты опроса АДЛ удивили и многие еврейские организации. Так, представитель Центра Симона Визенталя, один из самых влиятельных американских раввинов Абрахам Купер выразил сомнения по поводу низких результатов Швеции (4 процента), где зафиксированы случаи антисемитских выходок или предвзятого отношения к еврейским детям в школах. По его словам, из-за обстановки нетерпимости шведский город Мальме уже давно внесен в «стоп-лист» для еврейских путешественников.

Негативной же информации по Южной Корее у еврейских неправительственных организаций, как и у Госдепа, нет. Эндрю Бейкер из Американского еврейского комитета объяснил высокие результаты опроса парадоксальной причиной — не черной завистью и предвзятым отношением к евреям, а, наоборот, любопытством и искренним интересом к еврейской истории и еврейскому опыту. По данным Бейкера, южнокорейские путешественники весьма часто посещают музеи холокоста в Европе, что, конечно, не говорит о том, что в Южной Корее холокост отрицают.

Ему вторит еще более надежный источник — раввин Ошер Лицман, проведший несколько лет в Сеуле. По его собственному опыту, стереотипы, касающиеся еврейского влияния в бизнесе, политике или масс-медиа, в Корее не воспринимаются отрицательно. Более того, корейцы, видимо, в чем-то хотят походить на «детей Сиона» и стать «азиатскими евреями».

Сходный интерес к «еврейскому Дао» наблюдается и в Китае. На книжном рынке КНР широко представлены книги о секретах еврейского успеха. Деловая литература о секретах мастерства еврейских акул бизнеса издается большими тиражами и пользуется стабильным спросом. Правда, оказалось, что у большинства книг с яркими зовущими названиями и блестящими суперобложками есть один маленький, но существенный недостаток. Не очень понятно, кто автор, еврей ли он или хотя бы знает человека, который знаком с евреями-предпринимателями.

Более того, открылась страшная тайна: часть «переводных» книг похоже написана самими китайцами, пожелавшими остаться неизвестными. В свое время журналисты Washington Post даже провели журналистское расследование, пытаясь выйти на след автора книги «Еврейский опыт предпринимательства и деловая мудрость» (Jewish Entrepreneurial Experience and Business Wisdom), которая была переведена на китайский язык и принадлежала перу некоего Вильяма Хэмптона. Следов его в международных издательских базах данных найти не удалось. Не помогло и китайское издательство с контактами переводчика — по словам издателей, после того как книга увидела свет, контакт с ним потерялся.

Еврейский вопрос не испортил корейцев

Так испортил ли корейцев еврейский вопрос? Эксперты-корееведы, опрошенные «Лентой.ру», видят главную проблему якобы зашкаливающего «индекса антисемитизма» в сомнительной методологии, которая совсем не учитывает южнокорейскую специфику. Получается, что, отвечая да, корейцы автоматически записываются в антисемиты, хотя на самом деле они в ряде случаев хотят быть «как евреи», а в других — весьма далеки от проблем народа израилева.

Свидетельствует переводчик, автор многочисленных работ по этнографии и корейской филологии Виктор Аткнин: «Я не помню, чтобы кто-нибудь из моих корейских знакомых высказывался о евреях, еврейской нации неодобрительно. Напротив, в их оценке достижений евреев звучала зависть, даже восхищение: «Сумели же!» Как-то слышал одобрение возвращения Израилем древних территорий, что актуально в свете территориальных разногласий Южной Кореи с соседями».

По мнению Виктора Аткнина, положительные ответы («да, у них много власти», «да, они рулят на Уолл-стрите») можно было бы, зная корейцев, интерпретировать иначе. «Они не несут в себе чего-либо негативного по отношению к еврейской нации. В них, скорее, кроется зависть, что ли. Сталкиваясь с вопросами анкеты, кореец задает себе вопрос «Хотел бы я, чтобы мы, корейцы, были лучшими, были хозяевами на мировом рынке?» — заметил эксперт.

«По большому счету, южным корейцам мало интересны и Израиль, и еврейский вопрос». Более того, в местной политической элите очень большую роль играют христиане-протестанты, которые составляют чуть менее 30 процентов населения, но едва ли не большинство элиты. В этой среде уровень поддержки Израиля очень высок. Остальная же часть населения об Израиле просто не думает», — рассказал «Ленте.ру» известный специалист по Корее, профессор Сеульского университета Кукмин Андрей Ланьков. При этом, как подтвердил эксперт, в Корее весьма распространены представления о том, что евреи — люди богатые, умные и влиятельные, а также очень патриотичные.

Все эти черты не вызывают у корейцев негативных ассоциаций, а даже симпатичны им, что и отразил опрос. Таким образом, сенсация почти разоблачена — корейский антисемитизм оказался мифом. Однако, как нередко бывает в науке, исследование подтолкнуло к размышлениям совсем на другую тему. Перемещение центра мировой хозяйственной деятельности в АТР сопровождается ростом националистических настроений в Азии. Было бы полезно создать некий статистический инструмент фиксации исключительности отдельных азиатских наций. И было бы совсем здорово, чтобы он был более точным и надежным, чем глобальный индекс, предложенный Антидиффамационной лигой

< Назад в рубрику