На этой неделе в кинотеатрах выходят провалившаяся в американском прокате драма о Джонни Деппе в роли суперкомпьютера, пародийный вестерн от автора комедии про говорящего плюшевого медведя, мультфильм про «Волшебника страны Оз» в интерпретации потомков Баума и патриотический байопик с малоизвестными подробностями из жизни русского богатыря Ивана Поддубного.
Перевод оригинального названия Transсendence в данном случае означает не только главенство над другими, хотя в истории о том, как Джонни Депп превратился в виртуальную говорящую голову, есть и этот смысл. Речь идет о трансцедентности как «выходе за пределы»: герой Деппа, ученый Уилл Кастер, работает над созданием компьютерного сверхмозга, который поможет человечеству сделать Землю более пригодной для жизни. Но когда новые луддиты, протестующие против засилия технологий, ранят его пулей с полонием, Кастер решает загрузить в компьютер собственное сознание, чтобы сохранить жизнь, пусть и не физическую. Фантастическая драма, снятая дебютантом в режиссуре Уолли Пфистером, постоянным оператором Кристофера Нолана, чудовищно провалилась в американском прокате, собрав при бюджете 100 миллионов долларов всего 23 млн, что неудивительно — такому поэтическому размышлению над отношениями человека и технологий с трагическим финалом скорее впору ездить по фестивалям, а не пытаться заманить в кинотеатры подростков, которые просто хотят весело провести вечер пятницы и для которых Джонни Депп давно не кинозвезда.
Именно для зрителей, приходящих в кино посмеяться и поохать над испражнением в шляпу (да, в фильме есть такая сцена, причем со звуками), сделал пародию на вестерны автор комедии про говорящего плюшевого медведя Теда «Третий лишний» Сет Макфарлейн, сам зачем-то решивший сыграть главную роль — неудачника-фермера Альберта, чудом дожившего до среднего возраста на опасном Диком Западе. Альберт имеет глупость влюбиться в жену главного бандита района, поэтому дуэль на главной площади перед салуном неизбежна. Так как сюжеты всех вестернов одинаковы, дело не в сюжете, а в том, как Макфарлейн высмеивает клише классического американского жанра, о котором, кстати, мало кто помнит — вестерн давным-давно погиб, и редкие попытки его воскресить, иногда, как «Джанго освобожденный» Тарантино, удачные, только подтверждают правило. Макфарлейн, кстати, вставил в финал киноманскую шутку и про «Джанго», главное — дождаться ее, наблюдая, как герои мучаются от поноса и скучно говорят о любви на фоне прерий.
Потомки Фрэнка Баума, придумавшего бессмертного «Волшебника Изумрудного города», явно потратили все наследство и решили нажиться на прадедушке, а заодно опозорить его доброе имя. Этот мультфильм о продолжении приключений Дороти и ее друзей — Железного Дровосека, Страшилы и Храброго Льва — снят по книге правнука Баума, и, конечно, в отличие от голливудской экранизации 1939 года с Джуди Гарланд в роли Дороти, забудется сразу при выходе из кинотеатра.
Некоторые российские кинематографисты явно прислушались к призыву Минкульта снимать патриотическое кино, в чем нет ничего плохого — наше кино должно быть разным. А так как гордиться России имеет смысл достижениями в спорте, космосе и балете, за последние годы вышли экранизации биографий Гагарина и хоккеиста Харламова. Но вместо того, чтобы сделать для порядка байопик, например, Майи Плисецкой, режиссер Глеб Орлов снял историю жизни еще одного спортсмена, русского богатыря Ивана Поддубного (набравший мышечную массу и так не хрупкий Михаил Пореченков). Поддубный оказался не так прост, как раньше казалось. Хотя со стороны его биография смотрится как список побед (ни одного проигранного соревнования или турнира за 40 лет), сценаристы откопали и обреченный на недолговечность роман с гимнасткой, и стычки с постоянно меняющейся властью, и трагический конец жизни, когда ушедший на покой в 70 лет борец был вынужден продавать награды, чтобы не умереть с голоду.
Байопик про спорт — особый жанр, и можно сказать, что «Поддубный» - наш ответ «Бешеному быку» и «Али». Жалко только, что эти фильмы сняты Мартином Скорсезе и Майклом Манном, а «Поддубный» достался режиссеру «Нашей Russia: яйца судьбы».