К середине своего второго президентского срока Барак Обама стал самым непопулярным лидером США за всю послевоенную историю. Для многих американцев, особенно в консервативных штатах, он — олицетворение всего самого ужасного, что только может быть в политике. Очередным подтверждением того, что президента не только не любят, но и не считают способным решать проблемы, стал инцидент, с которого началась поездка Обамы в Техас.
— Он мне совсем не нравится, — заметил Король. — Впрочем, пусть поцелует мне руку, если хочет.
— Особого желания не имею,— сказал Кот.
Этот забавный диалог из кэрролловской «Алисы в стране чудес» в лаконичной форме выражает суть отношений Барака Обамы и губернатора Техаса Рика Перри. Лишним подтверждением того, что эти политики относятся друг к другу, мягко говоря, без особой симпатии, стал инцидент во время поездки президента в «Штат одинокой звезды». Вместо того чтобы, как велит традиция, поприветствовать главу государства у трапа самолета, республиканец Перри прислал довольно сухое письмо. «Спасибо за приглашение встретить вас в аэропорту Остина, но краткое рукопожатие у трапа самолета не позволит обсудить гуманитарный кризис и кризис в области национальной безопасности, которые разворачиваются сейчас в долине реки Рио-Гранде, на юге Техаса», — говорилось в нем.
Чтобы понять причины губернаторского демарша, надо иметь в виду особенности биографии самого Рика Перри, характерные черты мировосприятия его однопартийцев и специфику возглавляемого им штата.
В 2009 году компания Rasmussen Reports провела исследование, которое показало, что лишь 18 процентов техасцев хотели бы, чтобы их штат немедленно вышел из состава США (против этого высказались 75 процентов). Но при этом каждый третий респондент заявил, что в принципе Техас имеет право быть независимым. Среди сторонников Республиканской партии сепаратистов оказалось больше — 48 процентов поддержали идею развода с Вашингтоном.
Поводом для проведения исследования стало заявление губернатора Рика Перри. Выступая на митинге противников повышения налогов (важнейшая тема для республиканцев), он прямо заявил, что не исключает отделения Техаса от США. «Техас — это уникальное место. Когда мы стали членом США в 1845 году, одним из условий была возможность покинуть этот союз, если нам этого захочется. Я надеюсь, что Америка и Вашингтон обратят на это внимание. У нас великая страна, и у нас нет ни одной причины распускать наш союз. Но если Вашингтон продолжит совать нос в дела народа США, кто знает, чем это может закончиться», — заявил Перри под одобрительные возгласы собравшихся.
Чем объясняется популярность сепаратистских идей среди техасцев? Во-первых, историческими причинами. Этот штат, единственный из всех, вошел в состав США, будучи суверенным государством. Соответственно, рассуждают техасцы, раз мы когда-то уже были отдельной страной, значит, можем стать ею снова, если пожелаем.
Но гораздо важнее не эти «дела давно минувших дней», а современные реалии. Техас — штат особенный. По численности населения он уступает только Калифорнии, а по размеру — лишь Аляске. При этом Техас экономически сверхуспешный штат. И причиной тому не только залежи углеводородов. В списке Fortune Global 500 (рейтинг крупнейших мировых компаний, критерием попадания в который служит выручка) представлены 50 техасских предприятий. Штат является главным экспортером товаров в США, оборот его торговли с другими странами составляет более 100 миллиардов в год. Если бы Техас был отдельным государством, он обладал бы (по состоянию на 2012 год) 14-й по величине экономикой в мире по ВВП, опережая такие страны, как Южная Корея и Нидерланды.
Все это не только служит поводом для гордости техасцев за свою малую родину, но и наводит их на другую мысль: а нужно ли нам, таким успешным и обеспеченным, правительство в Вашингтоне? Тут надо пояснить, что в республиканской мифологии федеральный центр — это такое чудовище, которое нарушает права граждан, вмешивается в их личную жизнь и постоянно повышает налоги, которые потом идут не на что-то полезное для трудолюбивых и законопослушных американцев, а на нужды бездельников и нелегалов. Насколько справедливы подобные представления — это отдельный вопрос. Но то, что наиболее консервативные американцы именно так и думают — факт.
На происходящее в «синих» (поддерживающих демократов) штатах, жители штатов «красных» (республиканских) смотрят с ужасом. Пока первые легализуют однополые браки, вторые пытаются отстоять право считать семьей только союз мужчины и женщины. В Техасе такую трактовку брака на референдуме 2005 года поддержали три четверти граждан. А в техасских школах детей по-прежнему учат, что гомосексуализм — это преступление (при том, что юридически таковым он перестал быть в этом штате в 2003 году).
Олицетворением всего самого ужасного для многих техасцев стал лично Барак Обама. Наиболее консервативные из них считают его не просто политическим оппонентом, а концентрированным злом, почти что антихристом. Чернокожий демократ с отчеством Хусейнович в Белом доме — это ли не сбывшийся кошмар богобоязненного белого консерватора?
В каком-то смысле всю суть отношения техасских республиканцев к Обаме выразил в предвыборном ролике кампании 2012 года один из живых символов штата — Чак Норрис. Актер, сыгравший крутого рейнджера Уокера, тогда призвал американцев не переизбирать президента-демократа на второй срок, поскольку в противном случае Америка окажется на пути, ведущем в «тысячелетие тьмы».
Особо «теплые» чувства у техасцев вызывает миграционная политика Обамы. Собственно отказ Рика Перри встречать Обаму в аэропорту, связан как раз с этим вопросом. Губернатор неоднократно рапортовал президенту, что ситуация на мексиканской границе ужасна. В настоящее время 180 тысяч нелегалов находятся в лагерях для задержанных за незаконное пересечение границы. Мест для них не хватает. При этом многие мигранты гибнут по пути в США, их братские могилы время от времени обнаруживают пограничники. Сил пограничных служб не хватает на то, чтобы пресекать потоки нелегалов и наркотрафик. Такую ситуацию, по словам Перри, иначе как гуманитарной катастрофой назвать нельзя. В связи с этим он призывал главу государства лично посмотреть на то, что происходит в приграничных районах штата, чтобы оценить масштаб бедствия.
Но делать этого Обама не стал, заявив, что в такой поездке нет необходимости, поскольку он и так знает, что происходит в приграничных районах. Эти слова главы государства возмутили даже его однопартийцев. «Я уверен, что президент Буш в свое время так же думал, что он может просто взирать на все со своих небесных высот, и ему это потом аукнулось. Так что я надеюсь, что для президента Обамы это не станет тем, чем для Буша стал ураган "Катрина". Он говорит, что ему нет нужды ехать на границу. Но ему следует спуститься с небес» — заявил конгрессмен-демократ от Техаса Генри Кюлер, намекая на ситуацию, когда Буш лишь из окна самолета осмотрел последствия стихийного бедствия.
А Рик Перри просто констатировал: «Более двух лет мы пытаемся привлечь внимание администрации к этой проблеме. Я не думаю, что его (Обаму — прим. «Ленты.ру») вообще волнует защищена ли граница или нет».
Но то, что президент не хочет ни смотреть на то, что происходит на границе, ни всерьез заняться ее укреплением, — это еще полбеды. Гораздо хуже, полагают консерваторы, что он собирается легализовать 11 миллионов человек, которые в настоящее время незаконно находятся на территории США. После проведения инициированной Обамой реформы они сначала получат вид на жительство, а потом и гражданство.
Казалось бы, ну, что такого? Все равно всех не переловишь и не депортируешь, а так хоть налоги платить будут. Но республиканцы не верят в бескорыстность Обамы. Дело в том, что реализация этого проекта станет настоящим подарком для демократов. Рейтинг Обамы низок. Опрос, проведенный газетой New York Times и телеканалом CBS, показал: 52 процента американцев считают, что Обама плохо справляется со своей работой. При этом 66 процентов респондентов сообщили, что, с их точки зрения, ситуация в стране развивается в неправильном направлении. По данным Института Гэллапа, за время, прошедшее с переизбрания Обамы на второй срок, на восемь процентов (с 37 до 29) снизился уровень доверия американцев институту президентства.
Недовольство его политикой проецируется на всю Демократическую партию. Поэтому шансы на успех следующего демократического кандидата в президенты заранее оказываются под угрозой. Но, если в стране появятся 11 миллионов новых избирателей, это компенсирует все провалы обамовской политики, ведь голосовать они будут именно за демократов.
Возьмем для примера Техас — штат, граничащий с Мексикой, откуда и устремляются в США потоки нелегалов. Из раза в раз местные жители на президентских выборах поддерживают республиканцев: 2012 год — 57,17 процента за Митта Ромни (республиканец), 2008 год — 55,39 процента за Джона Маккейна (республиканец), 2004 год — 61,1 процента за Джорджа Буша (республиканец), 2000 год — 59,3 процента за Джорджа Буша, 1996 год — 48,8 процента за Боба Доула (республиканец) и так далее. По данным Института Гэллапа лишь 26 процентов белых техасцев сегодня поддерживают демократов (61 процент — республиканцев). Но среди латиносов-техасцев демократов существенно больше — 46 процентов. Понятно, что, если в штате увеличится количество испаноговорящих избирателей, то и результаты у демократов улучшатся.
Рика Перри это должно особенно задевать за живое, поскольку он может оказаться тем человеком, которому легализовавшиеся латинос не позволят стать президентом. В 2012 году он уже пытался побороться за кресло главы государства. И даже какое-то время считался фаворитом среди республиканцев. Но и из-за ряда оплошностей выбыл из гонки, а бороться с Обамой пришлось Ромни. Тем не менее на выборах 2016 года Перри вновь собирается попытать удачу.
Понятно, что все выше перечисленное «не озонирует» отношения Перри и Обамы. Хотя, в конце концов, они все же провели встречу за круглым столом во время президентского вояжа в Техас, вряд ли оба остались от нее в восторге. Что же касается консервативно настроенных жителей штата, то их мнение озвучил сенатор-республиканец Джон Корнин: «Техасцам не нужны поучения со стороны человека, который отказался своими глазами посмотреть на охваченные бедствием районы. Президент Обама может заниматься сбором средств (для парламентской кампании — прим. «Ленты.ру») и делать заявления, техасцы будут решать проблему».