Экономика
08:45, 16 июля 2014

Не так сидят Чиновники будут ездить на российских иномарках

Марат Селезнев
Производство автомобилей BMW на заводе «Автотор»
Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

Дмитрий Медведев подписал постановление об ограничении госзакупок некоторых видов техники иностранного производства. Под удар попали автомобили чиновников, экстренных служб, а также медицинское оборудование. Комфорт госслужащих удалось защитить с помощью остроумной лазейки, а вот отказ от зарубежной медтехники может нанести серьезный удар по здоровью простых граждан.

Завод российский, бренд иностранный

Новое постановление — логичное продолжение госпрограммы импортозамещения. Чтобы снизить зависимость от внешних факторов, правительство стремится перевести производство ключевой продукции в Россию. В этот раз было решено запретить государственные и муниципальные закупки различных видов автомобилей и техники иностранного производства.

Действительно, зачем закупать машины за рубежом, если есть отечественный автопром, который остро нуждается в государственной защите?! Однако на комфорте чиновников новый документ вряд ли скажется. «Под словом "иностранная" понимается та техника, которая производится не на территории Российской Федерации», — заявил на совещании у премьер-министра зампред правительства Аркадий Дворкович. То есть иномарки, собранные в России, считаются отечественной продукцией.

Для справки, в России работает несколько заводов, которые выпускают машины под зарубежными брендами. Тот же «Автотор» в Калининградской области, с конвейеров которого выходят BMW и Cadillac, в том числе и премиум-класса. В Ленинградской области функционируют заводы Nissan, Toyota и Ford. В Калужской области выпускают Volkswagen. Так что госслужащие не останутся в накладе — от ассортимента автомобилей «отечественного» производства разбегаются глаза.

Зампред комитета по научно-техническим инновациям и высоким технологиям Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Владимир Рудашевский в разговоре с «Лентой.ру» предположил, что такая концепция поддержки отечественного производителя имеет право на существование. По его мнению, речь идет не о прямой, а о косвенной помощи отечественным производителям. Ведь если государство продолжит закупать иномарки, собранные в России, это привлечет еще больше зарубежных автопроизводителей. Они откроют здесь свои заводы (к примеру, скоро в России появится завод Mercedes). По словам же Аркадия Дворковича, сейчас уровень локализации на различных предприятиях в РФ составляет 30-40 процентов. Это значит, что треть автомобильных комплектующих в иномарках — чисто российского производства. Выпуск запчастей дает толчок к развитию отечественного производителя. Но, так или иначе, госслужащие не станут ездить на полностью российских автомобилях. «На жигули чиновники не пересядут», — уверен Владимир Рудашевский.

Скорая иностранная помощь

Самый спорный момент правительственного постановления касается медицинского оборудования и автопарка скорой помощи. Как и в случае с автомобилями чиновников, государство будет покупать машины, собранные исключительно на российской территории. По данным директора Центра социальной экономики Давида Мелик-Гусейнова, сейчас подавляющее большинство автомобилей скорой помощи — российского производства. Их доля в автопарке достигает 80 процентов. При этом по своему качеству они не сильно уступают иностранным аналогам. Зато обладают неоспоримым преимуществом — низкой ценой. Но когда дело касается здоровья, первую скрипку играет не карета скорой помощи, а оборудование, которое она везет.

Председатель правительства уверен в том, что качественное медицинское оборудование можно делать и в России. «Надо признаться, что наша медицинская промышленность реально встала на ноги, и по сравнению с тем, что мы имели 10-15 лет назад, это просто небо и земля», — сказал он на совещании с вице-премьерами. Правда, Дмитрий Медведев оговорился и добавил, что не стоит отказываться от медицинской техники, которую не может поставить отечественный производитель.

Действительно, российское здравоохранение находится в сильной зависимости от зарубежного оборудования. Давид Мелик-Гусейнов говорит, что лишь 20 процентов карет скорой помощи оснащены оборудованием, которое необходимо для поддержания жизни пострадавшего от инфаркта. Все остальные автомобили просто везут пациента в больницу, не оказывая в пути необходимой помощи. В итоге «золотой час», когда человека все еще можно спасти, тратится впустую. Поэтому так важна начинка этих машин. В таких условиях закрытие медицинского рынка от иностранных производителей приведет к сокращению конкуренции, а в конечном счете и к регрессу в сфере здравоохранения. Цена импортозамещения в этой области слишком высока. На кону жизни тысяч людей.

Госзакупки без границ

Сокращение госзакупок иностранной продукции — это действительно мощный шаг в сторону протекционизма. Он ограничивает доступ зарубежных предприятий к российскому рынку. А между тем членство России во Всемирной торговой организации (ВТО) налагает на государство ряд обязательств. Фундаментальным принципом, который должен соблюдаться всеми членами этой организации, является обеспечение недискриминационного доступа иностранных производителей к госзакупкам.

Впрочем, по мнению профессора Российской экономической школы (РЭШ) Натальи Волчковой, этот принцип правительственное постановление не нарушает. Дело в том, что присоединение к соглашению ВТО по государственным закупкам — дело добровольное. И пока никаких обязательств по нему Россия на себя не взяла.

«Процесс присоединения к соглашению ВТО о госзакупках еще даже не начинался. И совсем необязательно, что начнется», — считает Наталья Волчкова. Государственный спрос обеспечивает работой многие сегменты экономики. Любимым инструментом в арсенале властей остаются именно госзакупки, которые позволяют перенаправлять денежные потоки в нужное русло. А следовательно, и развивать экономику в ручном режиме.

< Назад в рубрику