Шпионский скандал в Германии набирает обороты. На данный момент задержаны уже два высокопоставленных агента — сотрудник разведки и чиновник Минобороны — передававших американцам сведения, составляющие государственную тайну. И это, судя по всему, не конец истории: по данным немецких СМИ, всего с Вашингтоном сотрудничают чиновники более десяти федеральных ведомств. История вызвала большой резонанс именно потому, что шпионаж велся в пользу страны, которая является союзником Германии по НАТО — как правило, люди, интересующиеся секретными сведениями, отправляют их потом прямиком в Москву. «Лента.ру» вспомнила наиболее громкие шпионские скандалы последних лет.
Предыдущий громкий шпионский скандал в Германии был связан с российскими разведчиками. Фигурантами стали супруги Аншлаг — по данным немецкого следствия, нелегалы, более 20 лет прожившие на территории Германии по австрийским паспортам. На момент ареста Андреасу Аншлагу по паспорту было 54, его супруге Хайдрун — 48. Как утверждают германские контрразведчики, супруги — кадровые сотрудники сперва Первого управления КГБ, затем Службы внешней разведки. Соседи описывают их как людей доброжелательных, но ведших достаточно замкнутый образ жизни. В Германии осужденные прожили более 20 лет.
По данным обвинения, на протяжении всего этого срока Аншлаги поставляли КГБ и СВР секретные документы ЕС и НАТО, которые они получали от нидерландского дипломата Раймона Путерая. В июле 2013 года суд в Штутгарте приговорил Андреаса к шести с половиной, а Хайдрун к пяти с половиной годам тюремного заключения, а также к конфискации имущества. Свои подлинные имена Аншлаги так и не раскрыли. Путерая позже приговорили к 12 годам тюрьмы.
Самым резонансным шпионским скандалом последних лет стало дело Анны Чапман. Тогда в США и на Кипре по подозрению в шпионаже в пользу России были арестованы 11 человек, которых обвинили в том, что они действовали на американской территории в качестве агентов России, не поставив в известность генпрокурора. В Соединенных Штатах задержали Вики Пелаес и Хуана Лазаро (Михаила Васенкова), Анну Чапман, Майкла Зоттоли и Патрицию Миллз (Михаила Куцика и Наталью Переверзеву), Ричарда и Синтию Мерфи (Владимира и Лидию Гурьевых), Дональда Говарда Хитфилда и Трейси Ли Энн Фоули (Андрея Безрукова и Елену Вавилову) и Михаила Семенко. Считается, что сотрудников СВР сдал американцам бывший замначальника Управления «С» (нелегальная разведка) СВР Александр Потеев, бежавший в США.
Одиннадцатым был некий Кристофер Метсос. Его задержали на Кипре, однако позже выпустили под залог. Подозреваемый не стал ждать развития ситуации и скрылся. Единственное, что удалось установить ФБР, что он жил под именем канадского мальчика, который на самом деле умер в возрасте пяти лет.
Агентов вскоре обменяли на разоблаченных американских агентов: осужденного за госизмену ученого Игоря Сутягина, бывшего замначальника службы безопасности «НТВ-Плюс» Геннадия Василенко, а также сотрудников СВР и ГРУ Александра Запорожского и Сергея Скрипаля.
Для одной из разведчиц — Анны Чапман — эта история оказалась не концом, а началом карьеры. Сейчас она ведет программу на телевидении.
В феврале 2012 года шпионский скандал потряс Эстонию. Спецслужбы прибалтийской страны задержали в аэропорту Таллина супругов Дрессен — Алексея и Викторию. При Виктории, которая уже села на рейс в Москву, нашли папку с секретными документами. По версии следствия, Алексей Дрессен, который служил в Полиции безопасности Эстонии (КаПо), использовал жену как курьера.
Он проработал в КаПо более двух десятков лет, почти с момента получения Эстонией независимости. По данным эстонских контрразведчиков, Дрессенов завербовала Федеральная служба безопасности Российской Федерации. После ареста Алексей Дрессен сознался в работе на Россию. Его признали виновным в госизмене и приговорили к 16 годам тюремного заключения. Викторию осудили по тем же статьям, но дали шесть лет условно.
Четырьмя годами ранее, в 2008 году, также за госизмену и передачу данных России, в Эстонии арестовали чиновника Минобороны Хермана Симма, который руководил отделом по защите гостайн. Он, в отличие от Дрессена, работал на Службу внешней разведки, причем в течение долгого времени — с 1995 по 2008 год. Ему дали 12 с половиной лет.
Любопытно, что оба — и Симм, и Дрессен — в свое время входили в состав Госкомиссии по контролю за экспортом и импортом стратегических товаров, которой руководил нынешний президент Тоомас-Хендрик Ильвес. Эстонские спецслужбы утверждают, что это простое совпадение.
В январе 2012 года шпионский скандал потряс и тихую Канаду. По обвинению в шпионаже в пользу России был задержан морской офицер Джеффри Делайл.
Как позже рассказал на суде Делайл, на сотрудничество с российской разведкой его толкнули житейские неурядицы: он страдал от игромании и хронической бедности, от него ушла жена, о повышении по службе не приходилось и думать. Тогда сержант отправился в российское посольство в Оттаве и сам предложил свои услуги. Его завербовали всего за три тысячи долларов в месяц — учитывая ценность переданных им впоследствии материалов, можно сказать, что по соотношению «цена-качество» он оказался одним из лучших агентов в истории шпионажа.
При помощи Делайла ГРУ проникло в святая святых канадского флота — в центр, откуда при помощи электронных средств слежения специалисты наблюдали за тем, что происходит в канадских водах. И там сержант получил доступ к системе «Пять глаз», объединяющей информационно-аналитические центры США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Таким образом Делайл оказался посреди целого океана разведывательной информации, которую он исправно передавал в российское посольство.
В 2008 году Делайл получил звание младшего лейтенанта и еще четыре года передавал данные своим кураторам. На чем он прокололся, неясно до сих пор. Судя по сообщениям канадской прессы, ориентировка на него пришла из ФБР, так что, возможно, Делайла сдал кто-то из американских «кротов» в России, а может, его поведение просто показалось американцам подозрительным.
Как бы то ни было, в конце концов Делайл оказался на скамье подсудимых. Сперва он хранил молчание, но потом неожиданно полностью раскололся и признал свою вину, получив 20 лет тюрьмы (обвинение просило пожизненного заключения). К тому моменту кураторы Делайла давно покинули страну. До самого конца Делайл утверждал, что действовал по идейным соображениям, а не ради денежного вознаграждения.
Понятно, что основная масса шпионских скандалов связана с противостоянием спецслужб НАТО и России: несмотря на то, что со времен холодной войны отношения изменились кардинально, противостояние, хоть и в других формах, продолжается.
Тем неожиданнее, что фигурантами дел о шпионаже в США за последние годы становились агенты довольно экзотических разведок. Много шума наделала история с разоблачением в 2005 году филиппинского шпиона Леандро Арагонсильо, который оказался первым раскрытым иностранным разведчиком в Белом Доме.
Арагонсильо — выходец с Филиппин, получивший американское гражданство после 21 года службы в морской пехоте, — сперва работал администратором службы охраны вице-президента (сначала Альберта Гора, потом Дика Чейни). Так Арагонсильо получил доступ к секретным документам.
Попался шпион уже после того, как он перешел на работу в Центр информационных технологий ФБР на должность аналитика разведданных, и раскрыли его по чистой случайности: Арагонсильо попытался вызволить из кутузки попавшего туда соотечественника — Майкла Рэя Акино, бывшего замдиректора Национальной разведки Филиппин. В ФБР решили проверить филиппинца, и в процессе выяснилось, что Арагонсильо неоднократно копался в базе данных ведомства, выкачивая оттуда информацию о филиппинских политиках, и в течение трех лет благополучно передавал информацию на родину, причем не куда-нибудь, а прямо в офисы оппозиционных партий. Всего он успел переслать более ста материалов, ключевым из которых стал компромат на президента Глорию Арройо.
Для Арагонсильо обвинение требовало двадцати лет тюрьмы, но суд, приняв во внимание активное сотрудничество филиппинца со следствием, скостил ему срок вдвое. Акино же был приговорен к шести годам и четырем месяцам тюрьмы и уже вышел на свободу.
Пока ФБР расследовало дело Арангосильо, в городе Александрия проходил процесс над бывшим сотрудником Пентагона Лоуренсом Франклином. Он тоже шпионил, но на этот раз — в пользу Израиля. Франклина завербовали, когда он работал в военном атташате США в еврейском государстве. В течение нескольких лет он передавал сотрудникам группы, лоббирующей интересы Израиля в США, секретную информацию о деятельности Вашингтона на иранском и иракском направлениях. В частности, именно от него в Тель-Авиве узнали о готовящемся вторжении в Ирак. Что касается Ирана, то Франклин принимал участие в нескольких встречах с иранскими оппозиционерами: переданная им информация позволила израильтянам сорвать несколько иранско-американских соглашений.
Изначально Франклина приговорили к 12 годам и семи месяцам тюрьмы, а также десяти тысячам долларов штрафа. Позже его защите удалось доказать, что действия американца не нанесли урона безопасности Соединенных Штатов, и ему сперва снизили срок до восьми лет, а потом и вовсе приговорили к десяти месяцам домашнего ареста и ста часам общественных работ.
Разумеется, американские секреты интересуют не только Москву, Тель-Авив и Манилу. Активно работают в США разведчики КНР, причем их практика имеет свою специфику: в качестве агентов задействуют американских граждан китайского происхождения, как правило, играя на их патриотических чувствах.
Последним по времени случаем стало дело Чи Мака, он же Май Дачжи. По данным следствия, работая на одну из американских компаний, связанных с оборонным сектором, он тайно переправлял в КНР секретные сведения о военных технологиях США. В марте 2008 года Чи Мак был приговорен к суровому наказанию — 24 с половиной годам тюрьмы, вместе с ним были осуждены и его родственники — супруга, сын, брат и жена брата.
Разумеется, Май Дачжи — не единственный, кто попадал за последнее время в поле зрения ФБР. Но в остальных случаях судьям либо не удавалось доказать злой умысел, либо нанятые за большие деньги адвокаты при пересмотре дела указывали на многочисленные процессуальные нарушения, и в итоге приговор оказывался крайне мягким.