Экономика
08:48, 17 июля 2014

Под напряжением Хорватия рискует лишиться российских инвестиций в ТЭК из-за давления ЕС и США

Александр Широков
Фото: Antonio Bronic / Reuters

Хорватские парламентарии обсуждают изменения в законе о приватизации национальной нефтяной компании INA. Цель поправок — максимально усложнить приобретение акций компании инвесторами, зарегистрированными в странах, не входящих в ЕС. Судя по тому, что хорватские СМИ бурно обсуждают интерес к INA со стороны российских энергетиков, новые поправки направлены как раз против потенциальных инвесторов из России.

Переговроры по INA между русскими и хорватами состоялся в начале июля. В Загребе побывала представительная делегация группы «Газпром» во главе с Алексеем Миллером. Несмотря на то что газовиков приняли премьер страны Зоран Миланович и президент Хорватии Иво Йосипович, конкретики по итогам переговоров озвучено не было. Хорваты устами министра промышленности Ивана Врдоляка, лишь подтвердили интерес «Газпрома» к добыче нефти и газа на хорватской части адриатического шельфа и в континентальной части страны. Вопросы, касающиеся строительства ветки «Южного потока» и возможной покупки пакета акций INA, были обсуждены коротко. По словам Врдоляка, переговорщики «обменялись информацией, не сделав никаких серьезных выводов» по обоим вопросам.

Хорваты, несмотря на крайне непростую ситуацию в национальной экономике (падение ВВП продолжается уже на протяжении десяти кварталов, а уровень безработицы превысил 20 процентов), крайне сдержанны в отношении потенциальных инвестиций из РФ. Руководители страны, комментируя переговоры с Миллером, четко дали понять, что в вопросе тендеров на добычу углеводородов у россиян не будет никаких преференций. А строительство хорватской ветки «Южного потока» не будет начато до тех пор, пока ЕС не отменит санкции в отношении Москвы, спровоцированные украинским кризисом.

Еще более показательной стала «подготовка» Загреба по теме потенциальной возможности появления у INA российского акционера. За несколько дней до встречи с Миллером все тот же премьер Миланович заявил, что уже в ближайшее время в парламент страны будет внесен закон, дающий кабинету министров право блокировать сделки по продаже акций INA инвесторам из стран, не входящим в ЕС. При этом в качестве потенциальных акционеров INA уже на протяжении долгого времени в СМИ и экспертном сообществе Хорватии фигурируют только две российские компании — «Роснефть» и «Газпром».

Показательно, что во время избирательной кампании 2011 года Миланович, в то время лидер оппозиции, активно критиковал свою соперницу, правоцентристку Ядранку Косор, за неумение договариваться с российскими энергетическими компаниями. По словам нынешнего хорватского премьера, именно недостаточная активность Косор привела к тому, что Хорватия получила лишь ветку «Южного потока», хотя могла претендовать на участие в строительстве магистральной части газопровода.

Еще менее логичным выглядит и нежелание Загреба рассмотреть, даже в теории, возможность допуска российских инвесторов к управлению INA. Хорватская нефтяная компания сейчас находится не в самом завидном положении. Модернизация двух НПЗ, в Риеке и Сиске, практически заморожена, добыча и переработка падают (в 2013 году эти показатели снизились на 17 и 9 процентов соответственно). Ту же динамику показывают и ключевые финансовые показатели — выручка и чистая прибыль. А ее нынешний фактический владелец, венгерская MOL, дает понять, что в развитии INA не заинтересована.

Причиной кризиса в INA, прежде всего, является конфликт акционеров — правительства Хорватии (контролирует 45 процентов акций) и MOL (контролирует 49 процентов акций). Загреб недоволен тем, как венгры управляют INA. Правительство подозревает, что задержки в модернизации НПЗ компании происходят намеренно, чтобы открыть топливный рынок Хорватии для продукции НПЗ MOL, находящихся в Венгрии. Кроме того, у акционеров нет взаимопонимания и по вопросам кадровой политики. Хорватов не устраивает доминирование иностранцев в главной компании страны. Однако главной претензией к MOL является договор, дающий венграм право на управление INA. За его подписание бывший премьер Хорватии Иво Санадер получил 10 лет тюрьмы. Суд посчитал, что «вредительское» для национальной экономики соглашение Санадер подписал после того, как MOL заплатил ему 10 миллионов евро. Показательно, что в розыске по этому делу находится и действующий глава MOL Золт Хернади, которого хорваты подозревают в даче той самой взятки.

В целом, отношения акционеров светлого будущего INA не сулят. Однако, судя по последним телодвижениям официального Загреба, и русских среди акционеров хорватское правительство видеть не хочет. И это несмотря на то, что в двух соседних странах — Сербии и Боснии — российские «Газпромнефть» и «Зарубежнефть» вполне успешно развивают местный ТЭК, превратив его в стержень национальной экономики государств. Только в Сербии подконтрольная «Газпромнефти» NIS дает порядка 15 процентов доходной части бюджета. А его инвестиции в развитие национальной энергетики превысили 2 миллиарда евро. Компания, до покупки приносившая ежегодные убытки в сотни миллионов евро, уже третий год подряд признается самой прибыльной бизнес-структурой Сербии и наиболее привлекательным работодателем страны. Аналогичная картина и с активами «Зарубежнефти» в сербской части Боснии. В 2009 году запущен обновленный НПЗ в Босанском Броде, проведена модернизация сбытовой сети, ведутся геолого-разведочные работы по поиску нефти, а самое главное — сохранены тысячи старых и созданы сотни новых рабочих мест.

Этот сюжет мог бы повториться и в Хорватии. По оценке экспертов, только инвестиции в модернизацию двух НПЗ INA могут составить до 1,5 миллиарда евро. А активизация добычи за счет привлечения новых технологий и закупки современного оборудования может увеличить эту сумму до двух миллиардов. Взаимодействие в том или ином виде с другими нефтяными компаниями в регионе, подконтрольными российским структурам, позволило бы INA в перспективе серьезно снизить издержки, расширить географию поставок своей продукции, в конечном итоге оздоровить финансовую ситуацию и увеличить выплаты в национальный бюджет.

Однако пока официальный Загреб, получив соблазнительный, но крайне неконкретный сигнал из Вашингтона, рискует отказаться от реальных финансовых вливаний в национальную экономику, сделать которые могут именно бизнес-структуры из РФ. Возможно, что причиной холодности хорватов стали не только санкции ЕС, но и состоявшийся по «случайному» совпадению 1 июля визит в Загреб заместителя помощника госсекретаря США по энергетической политике Эймоса Хочштейна. По итогам переговоров с американским дипломатом, все тот же министр Врдоляк заявил, что «США видят Хорватию в роли регионального энергетического лидера» и намерены профинансировать строительство терминала для СПГ на острове Крка. Стоимость проекта может составить порядка 1 миллиарда евро.

С его помощью Хорватия, по мысли США, должна превратиться в источник газа для всех соседей и не только. Речь шла о возможных в перспективе поставках топлива на Украину, в Венгрию, Словакию и Словению. Хорватские СМИ единодушно признали, что предложения, сделанные Загребу Хочштейном, однозначно показывают, что «США видят Хорватию как своего регионального партнера в вопросах энергетики, что является знаком для российских компаний, говорящим, что тут для них места нет».

Обещания, вне всякого сомнения, — дело полезное. Однако вопрос лишь в том, когда и в каких объемах они будут реализованы. Бюджет страны на 2014 год уже запланирован. Поэтому ожидать начало какой-либо конкретики по терминалу на Крке до конца текущего года нереально. Кроме того, Хорватия не располагает технической базой для строительства объектов такого рода. Значит, деньги, выделенные на проект, получат иностранные компании, а не хорваты. Стагнация же INA, вызванная политикой правительства и конфликтом акционеров, может ухудшить и без того неблестящее положение компании. Сокращение добычи и подтвержденных запасов негативно скажется на курсе акций. Задержки в модернизации НПЗ неминуемо приведут к падению доли на национальном рынке и сокращению экспорта. Следствием этого станут недоплаченные в дефицитный бюджет налоги и перспектива сокращения числа рабочих мест.

< Назад в рубрику