Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон произвел кардинальные перестановки в правительстве. В новую команду вошли молодые министры, в том числе женщины. Некоторые из них известны в Старом Свете как ярые евроскептики. Тори активно готовятся к парламентским выборам 2015 года. Сейчас они всего на один-два процента опережают своих главных соперников — лейбористов. Перестановки в Британии примечательным образом совпали с утверждением кандидатуры Жан-Клода Юнкера на пост главы Еврокомиссии в Европарламенте. А ведь именно этот промах Кэмерона отнял у консерваторов наибольшее количество голосов.
Таких масштабных перестановок, как отмечают британские газеты, Соединенное Королевство не видело уже давно. О происходящем за черной дверью на Даунинг-стрит, 10 сообщал в своем Twitter сам глава британского правительства Дэвид Кэмерон. Одной из главных сенсаций стало снятие с поста министра иностранных дел Уильяма Хейга. Правда, с политической арены он не уходит, оставаясь лидером Палаты общин до окончания срока своих полномочий, который истекает в 2015 году. О нем глава британского правительства отозвался так: «Он стал не только первоклассным министром иностранных дел, но также зарекомендовал себя как мудрый советчик и хороший друг». Краткое сообщение Кэмерона в микроблоге «Теперь министром иностранных дел будет Филип Хэммонд» дало понять избирателям, что Британия поворачивается вправо.
Хэммонд — активный сторонник выхода Соединенного Королевства из состава Евросоюза, а именно этого и хотят избиратели, уверен руководитель исследовательской группы «Страноведение» Андрей Куликов. «Абсолютно не важно, что именно он будет делать на посту руководителя Форин-офиса, главное, что в глазах европейского сообщества новый министр иностранных дел выглядит большим евроскептиком, чем Хейг. Кэмерон дал ясный сигнал как Старому Свету, так и своим избирателям».
Резкий поворот Британии вправо связан с победой евроскептиков из «Партии независимости Соединенного Королевства» на выборах в Европарламент в мае 2014 года. Набрав 27,49 процента голосов, они получили 24 из 73 мест, предоставленных Великобритании. «В свете приближающихся выборов 2015 года успех консервативной партии неоднозначен. Она, конечно, хочет перехватить инициативу и улучшить свои шансы. Как показал опрос общественного мнения, проведенный 15 июля, консерваторы всего на один-два процента опережают лейбористов. Эти перестановки были тщательно продуманы. Стратеги консервативной партии хотели показать изменение отношения правительства к иммиграции и Европейскому союзу. Для Соединенного Королевства важна не столько внешняя политика, сколько внутренняя. Тори хотят показать населению, что они евроскептики» — уверен Андрей Куликов.
Большой удар по имиджу Дэвида Кэмерона и всей Консервативной партии нанесло утверждение кандидатуры Жан-Клода Юнкера на пост главы Еврокомиссии. Ведь как известно, глава британского правительства последние несколько месяцев предпринимал отчаянные попытки не допустить бывшего премьера Люксембурга к одному из главных постов в Старом Свете. Кэмерон неоднократно заявлял о том, что не верит в способность «политика из 80-х» решить «проблемы следующих пяти лет». И в случае, если его изберут, Британия в 2017 году проведет референдум о выходе из состава Европейского Союза. На этом Кэмерон не остановился и, как отмечает The Daily Telegraph, пообещал покинуть свой пост, если референдум ему не удастся провести.
Для того чтобы угодить избирателям, Кэмерону пришлось лишить министерского портфеля еще одного своего друга — Майкла Гоува. Министерство образования в Соединенном Королевстве теперь возглавит Ники Морган, которая до этого занимала пост министра по делам женщин и равноправия. Это решение вызвало настоящий восторг у учителей, которые на протяжении четырех лет неоднократно устраивали общенациональные забастовки, требуя отставки прежнего министра образования.
Инициативы Гоува были крайне непопулярными в Великобритании. Профессора и преподаватели писали министру письма с просьбой отказаться от ужесточения нагрузки в начальной и средней школах. Решения Гоува в Соединенном Королевстве называют спорными: с одной стороны, он предлагал уплотнить образовательную программу, увеличить продолжительность учебного дня и сократить каникулы, с другой — отказаться от домашних заданий и исключить некоторых классических авторов из курса литературы. Масла в огонь подлила новость о том, что в Бирмингеме руководство некоторых средних школ осуществляли исламисты. Теперь Гоув будет следить за партийной дисциплиной консерваторов в Палате общин. А также принимать активное участие в предвыборной агитации и публичных выступлениях в СМИ.
Британские СМИ отметили, что должность «главного кнута» (Chief Whip) партии хоть и какая-то эфемерная, но все-таки очень важная накануне выборов 2015 года. Это подчеркнул и сам Кэмерон: «Могу сказать Вам, как премьер-министр, что работа главного парламентского партийного организатора — одна из самых важных в правительстве. Я бы очень хотел, чтобы один из моих лучших сотрудников, звезда и великий мозг, тот, кто совершал что-то невероятное с образовательной системой в нашей стране, занимался этой работой. Я так рад, что он будет это делать, потому что это непременно будет выполнено на высшем уровне».
Еще одной отличительной чертой перестановок считается участие в правительстве женщин. Как показали опросы общественного мнения, женская половина Британии негативно отнеслась к жестким социальным реформам, которые проводили консерваторы. Такой результат предсказывала накануне парламентских выборов в 2010 году лондонская Times: «Тому, кто придет на Даунинг-стрит, 10, придется осуществлять такие жестокие сокращения бюджета, что результатом станет непопулярность, равносильная политическому изгнанию на целые поколения». Поэтому, чтобы понравиться среднему избирателю (в Соединенном Королевстве это женщины), Дэвид Кэмерон решил раздать четверть министерских портфелей женщинам-политикам.
По словам британских газет, в правительстве произошла «чистка умеренных», а также тех, «кому за 50». Так в отставку был отправлен ярый сторонник евроинтеграции генеральный прокурор Соединенного Королевства Доминик Грив. Не нашлось места в новой команде и популярному 74-летнему политику Кеннету Кларку, который не раз обещал «сохранить членство Британии в Европейском союзе». Он был членом парламента, в разные годы занимал посты министра финансов и министра внутренних дел в правительствах Маргарет Тэтчер и Джона Мейджора. В 2010-2012 годах возглавлял министерство юстиции. Всего в отставку были отправлены семь министров.
В 2010 году консерваторам не удалось получить абсолютное большинство в Палате общин. Им пришлось создавать коалиционное правительство с участием либеральных демократов, которые заняли третье место. На парламентских выборах в 2015 тори планируют взять реванш, ради которого они готовы пойти на многое, полагает Андрей Куликов: «Сейчас Кэмерон в таком положении, что он может пообещать все, что угодно. Исход выборов 2015 года не очевиден. Поэтому, что касается референдума 2017 года о выходе Великобритании из состава ЕС, то он, возможно, вообще не состоится. Если консерваторы проиграют и к власти придут лейбористы, то до референдума дело не дойдет. Они будут проводить политику евроинтеграции».