Бывший СССР
23:06, 17 июля 2014

Авиакатастрофы: хроника Крупнейшие катастрофы гражданской авиации последних десятилетий

Анастасия Кислякова
Обломки малайзийского лайнера «Боинг-777»
Фото: Максим Змеев / Reuters

17 июля на территории Украины, в 60 километрах от российской границы, потерпел аварию самолет «Малайзийских авиалиний» «Боинг-777». На борту воздушного судна находились 295 человек (280 пассажиров и 15 членов экипажа). Все люди погибли. «Лента.ру» решила вспомнить самые крупные авиакатастрофы.

Аварии и катастрофы

Самая крупная катастрофа в истории авиации произошла 27 марта 1977 года. В этот день на испанском острове Тенерифе на взлетно-посадочной полосе столкнулись два «Боинга 747»: самолет американской авиакомпаний «Пэн Американ» и нидерландской «Королевская Авиационная Компания». В результате крушения погибли 583 человека.

Вторая по количеству жертв катастрофа произошла 12 августа 1985 года в Японии. Неподалеку от знаменитой горы Фуджи потерпел крушение Боинг 747 авиакомпании «Японских Авиалиний». Авария унесла жизни 520 человек. Только четверым пассажирам удалось выжить. Расследование показало, что причиной трагедии стали ошибки и халатность, допущенные во время ремонта самолета. Из-за неисправности Боинг потерял управление и разбился.

11 лет спустя, 12 ноября 1996 года, в 75 километрах от столицы Индии — Дели два самолета врезались друг в друга на скорости 500 километров в час. Ил-76 летел в Дели из казахстанского Чимкента. На его борту находились десять членов экипажа и 27 пассажиров. А из Дели поднялся в воздух «Боинг-747» и взял курс на Саудовскую Аравию. На его борту находилось 312 человек. После столкновения на землю упало более 500 тонн горящего металла, а обломки разлетелись на восемь километров вокруг.

19 августа 1980 года: самолет «Локхид L-1011 — Трайстар» авиакомпании «Сауди Эйр» вылетел из столичного аэропорта рейсом в Джидду. Когда самолет находился в наборе высоты в заднем грузовом отсеке начался пожар. Самолет возвратился в аэропорт и приземлился, но из-за задержки эвакуации все находившиеся на борту, в общей сложности 302 человека, погибли от огня и дыма.

Гражданские самолеты несколько раз становились жертвами военных. 3 июля 1988 года оказалось последним днем для 290 пассажиров аэробуса А300 «Иранских авиалиний». Все они погибли из-за ошибки американских военных. Самолет летел над Персидским заливом из Тегерана (Иран) в Дубай (ОАЭ). Но в этом время в Персидском заливе действовал крейсер ВМС США «Винсеннес». Он защищал кувейтские транспорты от нападения Ирана и Ирака, воевавших между собой. По официальным данным американских властей, крейсер принял аэробус за истребитель F-14 ВВС Ирана и выпустил по нему две ракеты. Американцы признали те события военным инцидентом, а командир судна наказан не был. Лишь в 1996 году США согласились выплатить сумму в 62 миллиона долларов в качестве добровольного акта, а не как компенсацию.

1 сентября 1983 года гражданский южнокорейский «Боинг-747», на борту которого было 269 человек, был принят за военный и сбит советскими войсками ПВО неподалеку от острова Сахалин. Лайнер, направлявшийся из Нью-Йорка в Сеул, отклонился от курса и вторгся в воздушные границы СССР. В данном случае гражданский самолет был сбит военным. В небо были подняты два перехватчика Су-15. Они нагнали нарушителя и сопровождали его. Затем по команде с земли по «Боингу» были выпущены две ракеты. Расследование показало, что летчики неверно настроили автопилот и до последнего момента не подозревали о том, что отклонились от маршрута. Перехватчика они также не видели.

10 апреля 2010 года под Смоленском разбился Ту-154 польских ВВС. Тогда погибло 96 человек. На борту лайнера находился президент Польши Лех Качиньский, его супруга, почти все армейское командование страны, политики, видные общественные и религиозные деятели. Самолет летел в условиях сильного тумана, о чем был извещен экипаж. Пилотам было предложено садиться на запасной аэродром, однако они отказались. Самолет зацепил деревья, развернулся и начал разваливаться в воздухе. По официальной версии причиной аварии стали ошибки экипажа. Польские власти утверждают, что пилотов вынудили садиться в таких условиях российские диспетчера.

Теракты

Самолеты падают не только из-за человеческого фактора, отказа техники и погоды. Зачастую пассажиры и экипаж рейсов становятся жертвами террористов.

Самый известный теракт в воздухе, унесший почти три тысячи жизней, произошел 11 сентября 2001 года. Утром того дня группа из 19 террористов захватила сразу 4 самолета. Два из них были направлены на башни Всемирного Торгового Центра, что привело к полному разрушению небоскребов. Третий самолет врезался в здание Пентагона под Вашингтоном, а еще один упал около города Шенксвилл в Пенсильвании.

Еще один теракт произошел около побережья Ирландии 23 июня 1985. «Боинг-747» авиакомпании «Эйр Индиа» следовал курсом Монреаль-Лондон-Дели-Бомбей. На высоте в 9400 метров самолет взорвался, а его останки упали в Атлантический океан. Все 329 человек, находящиеся на борту, погибли. Расследование продолжалось почти 20 лет. Канадские власти установили, что виной всему индийские экстремисты. Сикхская боевая группа, базировавшаяся в Северной Америке, подложила бомбу в багаж. Хотя службы безопасности и были уведомлены о готовящемся теракте, взрывчатка попала на борт самолета в одной из сумок пассажиров. Однако сикхи утверждают, что они не причастны к тем событиям.

21 декабря 1988 года в результате взрыва авиалайнера «Боинг 747-100» компании «Пан Американ» погибли 270 человек. Самолёт летел из Лондона в Нью-Йорк. Катасрофа произошла над Локерби в Шотландии. Многие годы считалось, что к взрыву самолета было причастно ливийское правительство. По другой версии, к террористическому акту причастен Иран, а приказ отдал сам аятолла Хаменеи.

< Назад в рубрику