Мир
12:09, 24 июля 2014

Малайзия после «Боинга» Как повлияла катастрофа на политическую жизнь страны

Алексей Куприянов
Фото: Samsul Said / Reuters

С того самого дня, как стало известно о том, что злополучный «Боинг» перестал выходить на связь, в Малайзии проходят почти ежедневные демонстрации. Их организаторы — молодежные крылья партий правящего альянса, поэтому никакой угрозы для стабильности в стране акции не несут. Сотни молодых людей митингуют у посольств России и Украины, объясняя журналистам, что никого не обвиняют — просто просят у Москвы, Киева и ООН помощи и содействия в расследовании.

Они просто хотят справедливости

В среду, 23 июля, около 120 человек, одетых в черные футболки, собрались возле здания парламента, держа плакаты с надписью «#justice4MH17» — «Справедливость для МН17». Таким образом они решили выразить солидарность с членами семей жертв злополучного рейса. «Мы хотим показать, что молодежь, из какого бы социального слоя она не происходила, может собраться вместе во имя Малайзии в ее тяжелейший час», — объяснил один из лидеров.

Малайзийские власти, впрочем, уже успели выразить сдержанное недовольство поведением Киева, который не смог обеспечить международным экспертам доступ к месту крушения и гарантировать их безопасность, несмотря на обещания ополченцев предоставить необходимый коридор. 113 человек из состава малайзийской делегации во главе с министром транспорта Лиоу Тионг Лаем просидели в столице Украины несколько дней. А в результате черные ящики получил генерал Мохаммед Сакри, член Совета национальной безопасности. Произошло это после того, как премьер Наджиб Разак переговорил по телефону с лидером ДНР Александром Бородаем. Сам факт переговоров держали в строгом секрете как от других государств, так и от собственных депутатов. Последние, впрочем, тайные договоренности премьера одобрили.

Кроме того, Наджиб Разак на экстренном заседании парламента сообщил, что обратился к генеральному прокурору с просьбой возбудить дело о крушении «Боинга». Премьер заявил: он твердо уверен, что самолет сбили. И при этом еще раз подчеркнул — до того, как расследование закончится, обвинять кого-либо преждевременно. Глава кабинета, и без того популярный, в эти дни говорит с миром от имени нации. Манифестанты неизменно выражают поддержку его усилиям и поют ободряющие песни.

Алкоголь и короткие юбки

Большинство политических партий королевства демонстрируют понятное единодушие, скорбя по погибшим и поддерживая главу правительства. Даже оппозиция признает его заслуги в расследовании катастрофы. «Наджиба Разака стоит похвалить за достигнутый результат. Трагедия MH17 должна объединить малайзийский народ, людям следует и дальше оказывать полную поддержку премьеру», — заявил лидер партии «Демократическое действие» Лим Кит Сианг.

Но есть и исключения. Так, представитель Панмалайзийской исламской партии (ПМИП) Тармизи заявил, что крушение «Боинга» — это наказание Аллаха для «Малайзийских авиалиний» за то, что они предлагают на рейсах пассажирам алкоголь, а их стюардессы носят короткие юбки. Причем ПМИП — отнюдь не маргинальная партия, у нее высокий уровень поддержки в северных штатах Малайзии, где проживает в основном сельское население, известное своим консерватизмом.

Судьба авиаперевозчика

Судьба самих «Малайзийских авиалиний» остается пока под вопросом. Компания является национальной гордостью страны, ее самолет изображен даже на одной из купюр. Но с 17 июля продолжается устойчивое падение ее акций — не такое резкое, впрочем, как в марте, когда бесследно пропал «Боинг» рейса 370.

Несмотря на то, что компания входит в топ-7 лучших перевозчиков мира по качеству сервиса, она уже не первый год является убыточной, за последние девять месяцев ее стоимость упала более чем на 40 процентов. До сих пор на плаву ее поддерживали за счет бюджетных денег, но после двух катастроф подряд может не хватить и их. Уже появилась информация о том, что один из акционеров «Малайзийских авиалиний» — инвестиционная фирма Khazanah Nasional, также принадлежащая государству —собирается приватизировать авиаперевозчика. Западные эксперты заявляют, что этот бренд в Европе скомпрометирован, и компании придется уйти с рынка. Хотя сами малайзийцы настроены патриотично и готовы и дальше покупать билеты любимого авиаперевозчика, невзирая на риск.

< Назад в рубрику