Экономика
08:44, 23 июля 2014

Угольная пыль К фактическому банкротству компанию «Мечел» привел стратегический просчет ее руководства

Константин Угодников
Челябинский металлургический комбинат
Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

Новый виток санкций против российских компаний и банков со стороны США, похоже, не оставляет шансов выбраться из финансовой ямы холдингу, который под них как раз и не попал. Речь идет о металлургической компании «Мечел». Впрочем, если компания все-таки обанкротится, возложить вину за это ее руководству придется в том числе на собственные просчеты.

Закон сопромата

Чем жестче конструкция, тем она более хрупкая, гласит закон сопромата. Отсутствие пластичности бизнес-конструкций, выстроенных в начале 2000-х отечественными металлургами, сейчас становится главной причиной кризиса в российской черной металлургии. Сегодня в них входят не только сами металлургические заводы, но и горно-обогатительные комбинаты (ГОК), угольные разрезы и прочие предприятия. Выстраивание компаний полного цикла можно было считать оправданным шагом в период растущих цен на сортамент и сырье для его производства. Однако в условиях падения цен большинство таких холдингов ждет серьезная реструктуризация.

В среднем, по сравнению с 2008 годом цены на продукцию черной металлургии и сырье упали не менее чем на 40 процентов. Именно этим объясняется тот факт, что сейчас, продавая североамериканский бизнес за сумму около 2 миллиардов долларов, «Северсталь» получает всего лишь около 40 процентов средств, инвестированных в него несколькими годами ранее. И даже в таком виде сделку по продаже Severstal Columbus и Severstal Deaborn Plant можно признать выгодной для холдинга.

Справедливости ради следует отметить, что степень вертикальной интеграции у группы «Мечел» менее жесткая, чем у других металлургических компаний. Но, как оказалось, и не слишком пластичная. Она владеет контрольными пакетами акций не только металлургических, но и угледобывающих, а также энергетических компаний. Под ее контролем находятся также порты. Ее 25 предприятий расположены в 11 регионах России, в США, в Литве и на Украине. Флагманами группы считаются Челябинский металлургический комбинат, ОАО «Южный Кузбасс» и «Якутуголь». «Мечел» является одним из мировых лидеров по объему производства концентрата коксующегося угля и занимает второе место в мире по запасам углей для металлургии. Собственно стремление нарастить их производство в условиях падения мировых цен и подвело компанию.

По последним данным, чистый долг «Мечела» сегодня составляет 8,3 миллиарда долларов. И это результат именно политики так называемой «вертикальной интеграции», когда руководство пыталось создать единый производственный цикл, начиная от добычи сырья и заканчивая реализацией готовой продукции. Стратегия себя не оправдала. Закон сопромата оказался сильнее любых финансовых планов. И получить новые кредиты под залог своих ценных бумаг для рефинансирования старых заимствований для нее проблематично. С аналогичными проблемами шесть лет назад столкнулись многие российские компании. Тогда им на помощь пришло государство. Теперь надежды на это практически нет.

Ахиллесова пята

Весь бизнес владельца компании Игоря Зюзина в последние годы, как говорят аналитики, был похож на целую серию марджин-коллов. Из-за падения курсовой стоимости акций он вынужден был постоянно увеличивать заложенный пакет ценных бумаг. А часть из них теперь продает, чтобы расплатиться с кредиторами. Было время, когда капитализация группы оценивалась рынком в 22 миллиарда долларов. Сегодня она не превышает 800 миллионов. То есть в 10 раз ниже суммы обязательств группы. Налицо фатальный просчет в долгосрочном стратегическом планировании топ-менеджеров корпорации. Ярким его примером стала эпопея с освоением Эльгинского месторождения угля.

Эльгинское угольное месторождение, являющееся гордостью группы «Мечел», в итоге и оказалось его ахиллесовой пятой. Речь идет о крупнейших в России запасах коксующегося угля, расположенных в Якутии в 415 километрах к востоку от Нерюнгри. Отсюда до единственной транспортной артерии — Байкало-Амурской магистрали — 300 километров. Долгие годы именно этот факт мешал приступить к промышленной разработке месторождения. Пока за дело не взялась группа «Мечел».

Изначально компания оценивала инвестиции в освоение Эльгинского месторождения на уровне 1,8 миллиарда долларов. Общая стоимость проекта оценивалась ею в 4,74 миллиарда. Однако фактические капитальные вложения превзошли ожидания. На строительство железной дороги до станции Улак в Амурской области длинной 321 километр, сезонной обогатительной фабрики, а также мостов и дорог было только к январю 2011 года было потрачено 1,83 миллиарда долларов. А к 2012-му уже 2,5 миллиарда. Одна только железнодорожная ветка потребовала строительства 420 искусственных сооружений. В том числе 76 мостов.

Инвестиции в этот проект «Мечел» осуществлял, в том числе, за счет заемных средств. Подобная схема финансирования капитальных вложений является оправданной в условиях растущих цен на уголь. Но не при их падении. Результат не заставил себя ждать. Правда, в самом «Мечеле» затруднились ответить на вопрос «Ленты.ру», какую сумму из уже инвестированных в проект 88 миллиардов составляли кредиты.

Убытки «Мечела» за прошлый год составили 2,9 миллиарда долларов. Представители холдинга признают, что такой результат связан со слабой конъюнктурой мировых рынков, а также единоразовыми денежными списаниями из-за продажи активов. Стоимость тонны угля начала падать в конце 2012 года и снизилась с 330 долларов до 120 в первом квартале 2014-го. Помимо отечественных энергетиков и металлургов покупателями эльгинского угля должны стать компании из стран АТР — Китая, Южной Кореи и Японии. На их долю приходится 80 процентов мирового потребления углей для металлургии. Однако падение цен увеличило срок окупаемости проекта. Теперь ввести первую очередь Эльгинского месторождения в эксплуатацию «Мечел» планирует только в 2017 году. А платить по взятым ранее кредитам компании необходимо точно в срок. Что при столь серьезных убытках весьма непросто.

Спасение утопающего

Спасти «Мечел» от банкротства государство пытается уже несколько месяцев. В марте, например, правительство обсуждало с РЖД идею выкупить у холдинга железную дорогу от Эльги к БАМу за 50-70 миллиардов рублей. Однако у самой железнодорожной монополии свободных средств на это не оказалось. В результате единственной возможностью сохранить компанию оставалась попытка уговорить банки реструктурировать кредиты. Схема получалась замысловатой.

Банки — Газпромбанк, ВТБ и Сбербанк — собирались выделить еще 215 миллиардов рублей, из которых 180 миллиардов должны были пойти на выкуп дополнительной эмиссии акций компании или ее конвертируемых облигаций. При этом деньги должны были поступить «Мечелу» не напрямую, а транзитом через ВЭБ, который и должен был получить в собственность эти бумаги. Еще 35 миллиардов должны были пойти на оплату текущих обязательств холдинга. Ожидалось, что они поступят в июне. Но договориться о сделке так и не удалось.

Как заявил глава ВЭБа Владимир Дмитриев, все предлагаемые варианты спасения «Мечела», в том числе и описанный выше, для государственной корпорации развития являются убыточными. «Мы в банке на правлении приняли решение о том, чтобы не участвовать в предлагаемой схеме спасения и оказания поддержки коммерческим банкам, потому что для нас этот проект является убыточным», — подчеркивал он. Понятно, что позиция ВЭБа в данном случае является ключевой. И его отказ помогать «Мечелу» означает одно — без работы могут остаться несколько тысяч человек из более чем 70-тысячного коллектива компании.

Впрочем, финансовые организации, которые готовы пойти должнику навстречу, пока все же есть. «Мне кажется, что сейчас самое важное, чтобы правительство определилось, готово ли оно в какой-то мере участвовать в решении этой проблемы. Если готово, то как; если неготово, то крупнейшие банки-кредиторы — Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк — сядут и найдут решение этой проблемы. Оно может быть различное, оно будет направлено на сохранение деятельности компании», — заявил президент группы ВТБ Андрей Костин в эфире телеканала «Россия 24». Проблема в том, что судьбу этого металлургического холдинга могут решать и другие. А на всех денег может не хватить.

Об этом, в частности, говорит владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин. «У государства просто не хватит бюджетных денег, чтобы их всем раздавать. Скорее всего, в ближайшее время будет меняться «поляна» участников российского металлургического рынка», — считает он. И главная причина в продолжающемся падении цен на их продукцию.

По оценкам специалистов, сегодня на мировом рынке черной металлургии наблюдается классический кризис перепроизводства. Суммарные избыточные мощности оцениваются в 500 миллионов тонн. Это результат бурного развития металлургии в первое десятилетие нынешнего столетия. И первой изменение тренда почувствовала на себе Украина. Чтобы российские металлурги не повторили печальный опыт украинских коллег, их вертикально интегрированным холдингам требуется срочная реструктуризация. Пока гром не грянул.

< Назад в рубрику