Экономика
08:01, 22 июля 2014

Революция олигархов За что воюют друг с другом украинские миллиардеры

Иннокентий Адясов
Игорь Коломойский
Фото: Михаил Маркив / «Коммерсантъ»

В том, что события на Украине все больше напоминают аналогичные процессы в других странах постсоветского пространства, — нет ничего удивительного. Отличие в том, что в борьбе за доставшиеся еще от СССР промышленные активы украинские олигархи пользуются не только пробелами в законодательстве, слабостью правоохранительной системы и подконтрольными СМИ, но и собственными частными армиями. Лидером в этом противостоянии пока считается губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский. Однако события разворачиваются таким образом, что сценарий, при котором он окажется у разбитого корыта, совсем не исключен.

Паны дерутся

На Украине происходит то, о чем очень долго говорили политологи. В стране идет открытая олигархическая война между Игорем Коломойским и его группой «Приват» с одной стороны и бывшими «семейными» олигархами Виктора Януковича — Дмитрием Фирташем и Сергеем Левочкиным — с другой. Последние действуют при негласной, но очень действенной информационной поддержке бывшего медиамагната, а сейчас главы секретариата президента Петра Порошенко — Бориса Ложкина.

Первыми нанесли удар СМИ, контролируемые Фирташем и Левочкиным. Речь в первую очередь идет об общеукраинском телеканале «Интер». Коломойского обвинили в попытке захвата юго-востока Украины, установлении контроля над Одесской областью и сотрудничестве со скандально известным Сергеем Курченко. Этот бывший партнер сына Виктора Януковича в прошлом не раз попадался на махинациях с нефтью и нефтепродуктами. Не стоит сомневаться, что уже в ближайшие дни последует крайне жесткая ответная реакция нынешнего Днепропетровского губернатора Игоря Коломойского.

С чем же связана разборка в «профсоюзе украинских олигархов», особенно разрушительная для Украины в период усиливающегося вооруженного противостояния в Донбассе? Ответ прост. В стране грядет приватизация крайне лакомых кусков украинской госсобственности. Пока нынешний премьер-министр Арсений Яценюк заявил только о планах продажи с молотка «Укрспирта». Сам по себе этот актив крайне интересен. Но в том, что это только начало «самой масштабной приватизации за последние 23 года», никто на Украине не сомневается. На очереди приватизация активов НАК «Нафтогаза» и «Энергоатома», контролирующего все украинские атомные электростанции. А также морские и речные порты и многое, многое другое.

И борьба за них обещает быть затяжной и… кровавой. Неслучайно сейчас все больше украинских экспертов говорят о том, что военная операция в Донбассе — это лишь отвлекающий маневр в главной украинской войне, войне за собственность.

У кого чубы трещат?

Принято считать, что украинские олигархи за счет своих огромных финансовых средств вполне могут влиять не только на экономику Украины, но и ее политику. События в Киеве зимой этого года даже стало популярным представлять как бунт «профсоюза олигархов» против «семьи» Януковича. И цель была одна — глобальный передел сфер экономического влияния на Украине.

Насколько это соответствует действительности, сказать сложно. Хотя известно, что тот же нынешний украинский лидер — Петр Порошенко — бросил весь свой медийный ресурс на «снос» клана бывшего президента. Его коллеги по «профсоюзу олигархов» делали это менее публично. Вопрос в другом. Так ли уж состоятельны те же Коломойский, Пинчук, Тарута, Ахметов, Жеваго да и сам Порошенко?

Если ориентироваться на данные Forbes, весь украинский олигархат чувствует себя хорошо. Проблема лишь в том, что издание оценивает только их активы. А вот что происходит с их собственными обязательствами — до конца известно только им самим. Однако попытаться свести некий баланс все же можно. И картина получится не такая уж и радужная. Приватизированные ими некогда процветающие предприятия сегодня являются фактическими банкротами, а финансовые институты могут функционировать только при поддержке государства.

Так, осенью 2013 года особое внимание как украинских, так и зарубежных аналитиков было привлечено к основному производителю украинских труб, зятю бывшего президента Украины Леониды Кучмы Виктору Пинчуку. Компания «Интерпайп» оказалась не в состоянии погасить свои долги перед международными банками. Они уже превышают 1,3 миллиарда долларов. Погасить необходимо в этом году 109 миллионов долларов. А на счетах компании свободных средств осталось не более 50 миллионов.

Как считают экономисты, Виктор Пинчук уже находится на грани банкротства. И эта грань может быть пересечена очень скоро. Вряд ли Леонид Кучма, который в последнее время так активно пытается вернуться в большую украинскую политику, сможет помочь своему незадачливому зятю серьезной поддержкой из бюджета Украины.

Не лучше обстоят дела с бизнесом и у нынешнего президента страны Петра Порошенко. Став главой государства, «шоколадный король» торжественно пообещал продать свой бизнес. Ему стоит поспешить, пока его компания стоит хоть каких-то денег. В конце 2013 года немецкая аудиторская группа Ertel-Audit опубликовала исследование, согласно которому стоимость активов Петра Порошенко только за прошлый год упала на 42,5 процента. В первую очередь причиной падения было осложнение торговых отношения Киева с Москвой. Шоколадному бренду «Рошен» был закрыт путь на российский рынок. А деятельность его кондитерской фабрики в Липецке столкнулась с системными проблемами.

Положение Порошенко (как политическое, так и экономическое) сейчас серьезно осложняется еще и тем, что уже упоминавшийся выше Коломойский встал к нему в открытую оппозицию и явно хочет перехватить существенную часть собственности бывших олигархов «семьи» Януковича: Дмитрия Фирташа и Рината Ахметова.

Принадлежащие Коломойскому СМИ уже пытаются представить президента Порошенко как фигуру временную. Основной же мишенью для них стал новый глава секретариата президента Украины Борис Ложкин — основатель медиахолдинга UMH. Это и понятно. Именно через Ложкина проходят все основные кадровые назначения в тех отраслях, где есть интересы Коломойского.

В кольце фронтов

Свои интересы, кроме назначения близкого ему губернатора Одесской области, за время до прихода к власти Порошенко олигарх Коломойский так реализовать и не смог. Наиболее интересные активы Фирташа и Ахметова ему перехватить не удалось. В первую очередь речь идет о контролируемых последними облэнерго. Завис пока и вопрос об ускоренной приватизации Одесского припортового завода. Коломойский хотел получить его в собственность еще в 2009 году. Не смог олигарх взять под свой контроль НАК «Нафтогаз Украины» и финансовые потоки украинской таможни.

Зато Борис Ложкин через близкие ему СМИ постоянно поднимает вопрос о неизбежном банкротстве ядра империи Коломойского — банка «Приват». Тут, видимо, стоит привести цитату из украинских СМИ : «Тем не менее фактор Коломойского в украинской политике, очевидно, теряет былую динамику развития. Уже сегодня говорят, что ему не будет места в новом формате украинской власти. И этот факт не может не беспокоить бизнесмена, известного своими жесткими схемами работы. Вот почему технологи и СМИ Коломойского рискнули пойти ва-банк, пытаясь поставить Порошенко в позу, в которой ему будет неудобно смотреть в глаза избирателей».

К неизбежному «крестовому походу» Порошенко против Коломойского, судя по всему, готовы присоединиться и другие украинские олигархи. Владелец группы «Приват» явно перешел «красную черту» в своем стремлении замкнуть ресурсы государства на себя и стать единственным бенифициаром в разделе имущества «семьи» Януковича. И, судя по всему, опасения его коллег по цеху вовсе не беспочвенны.

Днепропетровский губернатор решил на волне ура-патриотизма и откровенного популизма нанести удар по активам своих противников. А именно, передать собственность «нелояльных» олигархов в так называемый фонд «поддержки участников АТО». Само собой, проект подразумевает, что рулить им будет сам Коломойский. Но помимо «внутриукраинского фронта» главу Днепропетровской области все больше беспокоит фронт российский. 2 июля 2014 года Басманный суд Москвы вынес решение о заочном аресте Игоря Коломойского. Статьи обвинения весьма и весьма тяжкие: «Убийство», «Похищение людей», «Применение запрещенных средств ведения войны» и «Воспрепятствование законной деятельности журналиста».

Пока сложно представить, как российское правосудие будет исполнять это судебное решение на территории другого государства, но последствия для Коломойского уже имеются. Случайно или нет, но 2 июля акционеры Москомприватбанка (основным акционером которого и был опальный в России украинский олигарх) утвердили новый состав совета директоров и новое название банка — «БИНБАНК кредитные карты». На базе бывшего Москомприватбанка БИНБАНК будет развивать свой карточный бизнес. Ребрендинг Москомприватбанка завершится в 2015 году. Можно с большой долей уверенности предположить, что и другие активы Коломойского в России теперь попадут в зону особого внимания российских правоохранительных органов. И в первую очередь удар может быть нанесен по собственности группы «Приват» в Крыму.

Оставь надежду

Решение России защищать свой рынок (пока Москве не удалось убедить Минск и Астану принять общие меры по защите общего рынка Таможенного союза) от «вала реэкспорта с территории Украины» неизбежно будет еще одним мощнейшим ударом по и так неблестящему финансовому положению украинских олигархов. Для понимания важности российского рынка для того же Пинчука или Порошенко стоит привести только два факта. Во-первых, на российский рынок поставлялось до трети продукции «Интерпайп» (объем экспорта в ЕС почти в два раза меньше) и больше половины экспорта корпорации «Рошен». Несмотря на снятие таможенных пошлин ЕС, корпорация Порошенко так и не смогла серьезно увеличить свое присутствие на европейском рынке. Во-вторых, если рынок России останется закрытым для «Рошена», вряд ли будет много желающих приобрести этот бизнес Порошенко. Может быть, именно поэтому Верховная Рада пока явно не спешит ратифицировать экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС. Вопрос пока отложен на сентябрь.

Другое дело, выгодна ли самой России разворачивающаяся «война олигархов» в соседней стране. С одной стороны, ее результатом может стать еще большая активизация боевых действий на юго-востоке. Особенно со стороны частных вооруженных формирований Коломойского. «Замиритель Донбасса» явно сможет претендовать на самый лакомый кусок пока еще госсобственности. И это явно не в интересах Москвы. Ведь результатом станут многочисленные человеческие жертвы и новая волна беженцев в Россию. Но с другой стороны, неизбежная жесткая «разборка» среди украинского олигархата и критичная его зависимость от российского рынка открывает перед Москвой некое «окно возможностей» для серьезного влияния как на экономику, так и на политику Украины.

< Назад в рубрику