Крупные форекс-компании до сих пор надеются, что в осеннюю сессию Госдума наконец-то примет подготовленный ими законопроект о регулировании рынка форекс. По их расчетам, это должно было произойти еще весной. Однако не произошло. Новый законопроект фактически полностью лишает права надзирать за участниками торгов единственного мегарегулятора — Банка России. Шансов, что Дума все же одобрит такой закон осенью, немного.
Проект, представляющий собой поправки в закон «О рынке ценных бумаг», призван избавить рынок форекс от «плохих парней», заключающих фальшивые сделки от имени клиентов и рисующих котировки с потолка (а точнее так, как невыгодно клиенту). Основной критерий, который выбран для этого, — величина компании. Есть требования по объему капитала, но они по разным версиям — от 100 до 300 миллионов рублей.
При этом вводится требование об обязательном членстве в саморегулируемой организации (СРО) — Центре регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий (ЦРФИН). Эта организация создана в 2011 году при активной поддержке «большой тройки» рынка форекс — «Альпари», «Телетрейд» и «Форекс Клуб». Именно ЦРФИН продвигает закон о регулировании рынка. Всего на сегодняшний день она объединяет 38 российских форекс-брокеров. Условиями членства в СРО являются вступительный взнос в размере миллиона рублей, ежемесячные членские взносы в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей и единовременный взнос в компенсационный фонд в размере двух миллионов рублей. Небольшие форекс-брокеры называют такие взносы запретительными. Но цель авторов законопроекта, видимо, и состояла в том, чтобы убрать с рынка «мелочь».
«В случае принятия законопроекта в этой версии, мошенничества на рынке форекс, наверное, станет меньше, поскольку крупные компании ведут себя на рынке гораздо приличнее, — говорит управляющий директор компании «Алор» Сергей Хестанов, входящий в Экспертный совет ЦРФИН. — Однако, к сожалению, он не решает основных проблем рынка форекс». По мнению эксперта, основной проблемой, требующей решения, является проблема признаваемости котировок. То есть того, что они не генерируются искусственно внутри форекс-компании, а являются реальным результатом поведения рынка.
Интересно, что нормативный акт был внесен в Думу в июне 2013 года не депутатом из профильного комитета по финансовым рынкам, а членом комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Василием Шестаковым. Он также является членом Совета при президенте России по делам казачества. Позднее законопроект поддержали и добавились в состав авторов депутаты Андрей Мурга и Анатолий Аксаков.
Закон практически полностью написан в соответствии с концепцией ЦРФИН, выигравшей соответствующий конкурс, организованный ФСФР. Тогда проект концепции был отобран из других проектов, представленных разными организациями и сообществами экспертов. Помимо прочих достоинств варианта ЦРФИН он оказался наиболее экономным для федерального бюджета — стоимость госконтракта по разработке концепции составляла... один российский рубль.
Пройдя первое чтение в Думе в мае 2013 года, законопроект получил негативное заключение главного правового управления президента. Затем его второе чтение не раз откладывалось, пока не было перенесено на осеннюю сессию.
Итак, законопроект о регулировании форекса фактически отдает установление правил на этом рынке на усмотрение единственной саморегулируемой организации. При этом в осеннюю сессию Госдуме предстоит рассмотреть другой законодательный акт, внесенный и разработанный Центробанком. Он касается саморегулирования на финансовых рынках. И в нем содержатся дополнительные требования к СРО. В частности, организация, получающая часть регулятивных полномочий должна работать на рынке не менее пяти лет и включать в себя не менее 30 процентов представителей отрасли. Законопроект Центробанка предотвращает возникновение «клубных» организаций, представляющих интересы лишь небольшого круга компаний (даже если это лидеры отрасли). И еще не известно, будет ЦРФИН соответствовать этим требованиям или нет.
Оговоримся, ЦБ прекрасно понимает, что саморегулируемые организации ближе к рынку и видят ситуацию изнутри, и поэтому смогут более эффективно отслеживать недобросовестное поведение участников рынка, чем сам регулятор. Законопроект об СРО на финансовом рынке предполагает обязательное членство в них. Но вот речи о полной подмене ими государственного регулирования нет. Между тем законопроект о рынке форекс предполагает именно последнее.
Когда оба документа попадут на рассмотрение комитета по финансовым рынкам Госдумы, депутатам, скорее всего, придется выбрать один из двух. На это противоречие указывает Алексей Тимофеев, возглавляющий Национальную ассоциацию участников финансового рынка (НАУФОР). «Закон о регулировании форекса закрепляет модель регулирования, совершенно отличную от варианта ЦБ, — считает он. — В нем предусмотрено наличие только одной СРО, в отличие от проекта Банка России, предполагающего множественность организаций и защиту от монополизации отрасли». Также глава НАУФОР указал на противоречия в регулирующих функциях Центробанка и ЦРФИНа, согласно законопроекту о рынке форекс. «В нем столько изъятий из существующего законодательства, что ЦБ лишается большей части регулирующих и надзорных полномочий — они все передаются СРО», — недоумевает Тимофеев.
У саморегулирования на финансовом рынке большие перспективы. СРО могут, с одной стороны, не дать чиновникам задушить отрасль бюрократическими процедурами, а с другой, существенно облегчить регулятору задачу по выявлению недобросовестных участников рынка. Но это только в том случае, если на рынке несколько саморегулируемых организаций и они конкурируют. Если единственная организация, контролируемая крупнейшими компаниями отрасли, устанавливает на рынке свои правила, то это больше похоже не на саморегулирование, а на картельный сговор. К которому, по-видимому, и стремятся форекс-компании. А картелям, как известно, надзор государства нужен только в том случае, если он гарантирует им сохранение монополии. И не более.