Новости партнеров

От ворот разворот

Насколько оправданна и с чем связана приостановка полетов в Израиль

В ночь на 23 июля две крупнейшие российские авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро» развернули летевшие в Тель-Авив лайнеры в связи с опасностью попадания под обстрел в районе аэропорта имени Бен-Гуриона. Похожим образом поступили и другие крупные европейские и азиатские перевозчики, приостановившие регулярные рейсы в Израиль. Самые жесткие меры предприняло Управление по гражданской авиации США, запретившее на 24 часа всем компаниям, зарегистрированным в стране, полеты в Тель-Авив и обратно. По данным «Ленты.ру», эти ограничения косвенным образом связаны с крушением лайнера «Боинг-777» в Донецкой области Украины.

Приз террористам

Около полудня по московскому времени ракета, выпущенная из сектора Газа, попала в жилой дом в израильском городке Йехуд. Ситуация в целом штатная — во всяком случае, в рамках военного положения, которое введено в Израиле. О том, что крупнейший в стране аэропорт может подвергнуться обстрелу, специалисты говорили еще в середине июля. Однако в этот раз ракета взорвалась слишком близко: если обратить внимание на карту, граница городка почти вплотную примыкает к территории вокруг аэропорта. Согласно свидетельствам очевидцев, персонал аэропорта оценил инцидент как угрозу безопасности и переместил большую часть вылетающих из здания аэровокзала в бомбоубежище. Правда, это решение было быстро отменено, но оно успело оказать влияние на руководство ряда иностранных авиакомпаний.

В итоге от полетов полностью или частично отказались сразу 14 авиакомпаний. Среди них немалое количество перевозчиков с мировыми именами: по данным «Ведомостей», это KLM, Lufthansa и ее дочерние компании Germanwings, Austrian Airlines и Swiss. Также в списках фигурируют Air Berlin, Norwegian Air, Scandinavian Airlines, американские авиакомпании Delta, American Airlines и United Airlines и даже Air Canada и Korean Air. Вслед за приостановкой перелетов была выпущена рекомендация EASA (европейское агентство авиабезопасности) с призывом не некоторое время воздержаться от полетов в Тель-Авив. Приостановили свои полеты и российские авиакомпании. В ночь на 23 июля «Аэрофлот» развернул над Черным морем самолет, следующий рейсом 504 в Тель-Авив. Вслед за ним аналогичный маневр совершил борт компании «Трансаэро», выполнявший рейс 311 из Внуково. Также приостановила рейсы и российская компания UTair.

Предпринятые шаги вызвали бурное неприятие у израильских чиновников: заявление было сделано на высшем уровне, когда премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху попросил госсекретаря США Джона Керри помочь возобновить полеты американских авиакомпаний в Израиль. В свою очередь, в интервью «Ленте.ру» бывший советник председателя израильского правительства Бенни Брискин назвал действия США «недружественным шагом в отношении Израиля». Он подчеркнул, что «никто не ждал такого "подарка" от союзников и друзей». Почти сразу высказалось Министерство транспорта Израиля, которое отметило, что «нет никаких причин отменять полеты и вручать приз террористам».

Гнев израильтян понять можно: даже несмотря на то, что сейчас в стране «низкий сезон», туры в Израиль все равно продаются. Одним же из итогов военного обострения в Израиле стало снижение количества покупаемых туров примерно на 15-20 процентов, утверждают в Российском союзе туриндустрии. По мнению предпринимательского объединения, шум вокруг аэропорта имени Бен-Гуриона усугубит положение. О том, сколько людей в итоге откажутся от посещения Израиля по всему миру, сказать затрудняются все причастные к отрасли специалисты.

Первым делом самолеты

Возникший прецедент, когда компании, поставленные в определенные политические условия, принимают решение об отказе от полетов, создает формально новую ситуацию. В ее рамках, по всей видимости, необходимо переписывать правила по безопасности полетов. Это отмечают все собеседники «Ленты.ру», которые так или иначе близки к отрасли. По их словам, если раньше за вопросами безопасности полета следили в основном командир судна и диспетчер, то теперь ситуация изменилась и часть решений принимается уже под давлением политических обстоятельств другими людьми. «В этот раз, подчеркивают они, решение на 80 процентов было связано с крушением малазийского лайнера». Важно отметить, что комментаторы не работают в штате крупных российских перевозчиков, совершивших разворот, и по этой причине предпочитают оставаться анонимными. По их мнению, решения в «Аэрофлоте» и «Трансаэро» принимались на уровне оперативных руководителей среднего и высшего звеньев. По этой причине пресс-службы перевозчиков воздерживаются от развернутых комментариев. К слову, соответствующие запросы «Ленты.ру» в «Аэрофлот» и «Трансаэро» были проигнорированы, а службы аэропортов перенаправили вопрос обратно к авиакомпаниям.

Однако, если предположение источников «Ленты.ру» соответствует действительности, то следует отметить, что формально компании никаких рекомендаций или правил безопасности не нарушали. Документальная база ICAO (Международная организация гражданской авиации, от англ. — International Civil Aviation Organization — прим. «Ленты.ру»), состоящая из конвенции, двух десятков приложений и сотни протоколов, крайне расплывчато формулирует вопросы возникновения нештатных ситуаций на земле, при этом четко расписывая аналогичные сценарии в воздухе. Некоторые упоминания о работе служб аэропорта есть в приложениях 2 и 19, но в целом большинство полномочий отдано в ведение государств, подписавших Конвенцию о международной гражданской авиации. А существующие на местном уровне правила отсылают к соответствующим протоколам и четко разграничивают только ответственность персонала, но никак не полномочия по принятию решений. В этой связи источники «Ленты.ру» утверждают, что решение об изменении карты полета должны приниматься в руководстве авиакомпаний по согласованию с аэропортами вылета, что, по всей видимости, и было сделано. При этом в ряде случаев перевозчики ориентируются на мнение комитетов по авиационной безопасности на местах.

Получили в «Купол»

Другой вопрос: насколько адекватно оцениваются вопросы безопасности на практике. В случае с инцидентом вокруг международного аэропорта имени Бен Гуриона, как мы уже говорили, решение, скорее всего, принималось с оглядкой на эвакуацию из здания аэровокзала. Однако Бенни Брискин уверен, что значение попадания ракеты на территорию, прилегающую к зоне аэропорта, сильно переоценено. Он утверждает, что аэропорт в Тель-Авиве — один из самых безопасных аэропортов в мире. «Система «Железный купол» ориентирована в первую очередь на охрану неба над аэропортом», — рассуждает он. «Эта система ПРО настроена таким образом, что она не сбивает ракеты, которые не направлены в населенные объекты, которые летят просто в поле. Жители Израиля — народ экономный, каждая ракета стоит сотни тысяч долларов, поэтому они предпочитают не пускать ракеты просто так. Система сразу опознает, куда летит ракета. Если известно, что она никак не заденет инфраструктуру или жилые объекты, эту ракету не сбивают», — поясняет Брискин «Ленте.ру». По этой причине, считает он, американская истерика не была оправдана, никакой опасности обстрел не представлял. «После того как компании США отменили рейс в Тель-Авив, ее примеру по инерции последовали и европейские авиаперевозчики», — утверждает бывший советник Биньямина Нетаньяху.

Насколько можно судить по тактико-техническим характеристикам системы «Железный купол», мнение Бенни Брискина вполне компетентно. Площадь прикрываемого батареей района составляет порядка 150 квадратных километров, что соответствует окружности примерно в 44 километра. Но у системы, разумеется, есть свои ограничения — она не «видит» запуска небольших ракетных систем на дистанции менее четырех километров. Однако считается, что главное достоинство системы перехвата ракет — это радар. Многоцелевая РЛС EL/M-2084 компании Elta Systems быстро перехватывает цель и рассчитывает траекторию ее полета. Как поясняет «Взгляд», эффективность перехвата при этом довольно высока: при 421 сбитой ракете система «упускает» 58. Следует сказать несколько слов и о выпущенной по Израилю ракете. Точных данных, разумеется, в открытом доступе найти невозможно, однако известно, что в последние месяцы Израиль обстреливается в основном ракетами «Фаджр-5» с дальностью полета до 75 километров. От ракет этого семейства «Железный купол» защищает аэропорт достаточно надежно, опасность возникает лишь при попадании в руки террористов полноценных систем залпового огня.

На следующий день после отмены рейсов в Израиле состоялось заседание Комитета безопасности на транспорте, в ходе которого министр по безопасности Исраэль Кац предложил альтернативный вариант: использовать другой аэропорт. По данным чиновника, международный аэропорт имени Бен Гуриона временно заменит аэропорт Увда, расположенный в пустыне Арава. При этом в настоящий момент большинство рейсов в Тель-Авив восстановлено, а Федеральное управление гражданской авиации США отозвало запрет на полеты в Тель-Авив. Тем не менее пока некоторые проблемы с пассажиропотоком сохраняются.

Наземная операция Израиля началась поздно ночью 17 июля. Отношения Израиля и ХАМАС обострились еще в начале июня.