Четыре месяца прошло с момента исторического воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Легким этот переходный период для жителей полуострова не назовешь. Республика Крым и город-герой Севастополь в реалии новой жизни вошли стремительно, оставив 60-летний этап в составе Украины (УССР) лишь в учебниках истории. Чем сегодня дышат новоиспеченные российские регионы — в специальном репортаже Ленты.ру.
Меняю UA на RUS
«Коля, как дела? Опять обстреливали? Какую улицу? Наши все целы? Держитесь там, чуть что, бегите в подвал». Такие разговоры слышны в Крыму везде: на улице, на пляже, в кафе, в магазинах и на рынке. Новости можно не смотреть: обо всем, что происходит на Донбассе, узнаешь на улице в режиме реального времени. Людей с Юго-Востока Украины в городах Крыма не просто много — десятки тысяч. Приехавших с территории, на которой сейчас полным ходом идет гражданская война, можно условно поделить на три категории. Это беженцы, спасающиеся из очагов конфликта, которых взяли под опеку волонтеры. Представители среднего класса Донбасса, отправившиеся в Крым с семьями пересидеть кровавые события. И, наконец, состоятельные жители Юго-Востока, которые приехали на своих дорогих авто на полуостров в приобретенную когда-то недвижимость, предусмотрительно сняв со счетов украинских банков всю наличность. Номерные знаки «АН…» — Донецкая область. Герб и флаг Украины рядом с номером скрыт под наклейкой «RUS». Так, в основном, гости с Донбасса ездят по дорогам полуострова, показывая свое отношение к последним событиям.
Ялта, которую называют жемчужиной Южного берега Крыма, — самый популярный курорт в республике. Квартиру не посуточно, а на длительный срок в городе сейчас снять практически невозможно: спрос взвинтили жители Юго-Востока Украины. Жилье для долгосрочной аренды ищут за любые деньги. Цены в Ялте доходят до 20 тысяч рублей за однокомнатную квартиру в месяц. Сумма для крымских реалий грандиозная, при том, что среднемесячная зарплата – 12 тысяч рублей.
Если донецкие богачи, владельцы собственной недвижимости на полуострове, ведут праздный образ жизни, загорая на пляжах и прохлаждаясь по вечерам в ресторанах, то у других их земляков такой возможности нет. Многие уже устроились в Крыму на работу — строителями, официантами и таксистами. С каждым днем таких становится все больше.
Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»
Не нужен нам берег турецкий
Тем временем на полуостров хлынули и российские туристы. Причем многие приехали на машинах. География — от Сибири до Москвы. У крымчан новое развлечение: смотреть в мобильном приложении, какой регион обозначают цифры на номерных знаках. «Ого! Из Карелии приехали. Смотри, а та машина из Чечни», — удивляются местные жители.
Россияне, нежась на морском берегу, в шутку называют друг друга «оккупантами» и рассказывают о тяготах долгой дороги до Крыма. Самый тяжелый участок — паромная переправа через Керченский пролив. Стоять в очереди с детьми приходилось по 20 часов. Благо, по дороге организованы туалеты и закусочные. Потчуют втридорога чаем, пирожками и «Дошираком». Одно развлечение — искупаться, пока ждешь, в Азовском море. Такой марафон выдерживают не все, многие разворачиваются и уезжают отдыхать в Анапу, которая находится неподалеку от переправы. Как говорят, в Анапе благодаря этому настоящий курортный бум.
Аэропорт Симферополя, как и паромная переправа, работает на износ, принимая и отправляя по 70 рейсов в день в разные города России. Однако фактически полное отсутствие железнодорожного сообщения сыграло свою роль: туристический сезон сами крымчане считают плохим. По их подсчетам, турпоток по сравнению с летом 2013 года снизился примерно на тридцать процентов. Но есть надежда на конец июля-август. Традиционно в Крым в это время приезжает больше всего отдыхающих.
Впрочем, нынешним летом на полуострове царит эйфория, и слабый курортный сезон новые россияне не считают острой проблемой. Ведь, как считает большинство жителей полуострова, если бы Крым не ушел из Украины в Россию, зона боевых действий здесь была бы похлеще, чем на Донбассе.
Рублем ударили и приголубили
С переходом на российские рубли цены на полуострове значительно выросли. На продукты, проезд, коммунальные услуги. Но особенно — на лекарства. Некоторых препаратов на аптечных полках нет вообще: украинские поставки прекратились, а российские еще не начались. То же и с молочной продукцией — выбор в магазинах скудный, на что больше всего сетуют молодые мамы.
К тому же крымчане жалуются на спекуляцию с коэффициентом при переводе цен с гривен на рубли. Умножали цены на товары и услуги сначала на 3,8, потом на 3,4. При этом зарплату многим переводили в рублевый эквивалент по коэффициенту 3,0.
Больше всех радуются пенсионеры и правоохранители. Первым, как и обещали российские власти, в несколько этапов повысили пенсионные пособия. Минимально сегодня крымские пенсионеры получают чуть больше 7 тысяч рублей, а максимально — до 30 тысяч, в зависимости от стажа и размера пенсии, которую выплачивала Украина.
Выросла зарплата и у правоохранителей, ее подняли до уровня среднероссийской. Полицейские облачились в новую форму с российскими шевронами и бдительно несут службу, круглосуточно разъезжая по улицам крымских городов на патрульных машинах с триколорами на лобовом стекле.
Не флагом единым
Символика — вообще отдельный разговор. Российские флаги в Крыму повсюду: на крышах и окнах домов, в личных авто и рейсовых автобусах, на вершинах скал, в виде лент украшают люстры в спальнях и кабинетах. Такое нарочитое проявление патриотизма, как в Крыму и Севастополе, сегодня едва ли удастся увидеть в каком-то другом российском регионе. Футболки, кружки и магниты с изображением «вежливых людей», президента РФ Путина и прокурора Крыма Натальи Поклонской разлетаются в сувенирных лавках, как горячие пирожки.
«Россияне — публика довольно избалованная. Стандартные сувениры их особо не интересуют, а вот все, что связано с событиями «крымской весны» туристы из России покупают охотно и в большом количестве. Только это и спасает торговлю», — рассказывают продавцы. По их словам, главные хиты сезона — футболки. Одна — с брутальным фото Владимира Путина, под которым написано: «Самый вежливый из людей». Другая — с Натальей Поклонской, «поющей»: «Няш-мяш, Крым наш».
Вообще, когда находишься в Крыму, складывается ощущение, что практически весь полуостров — как будто личная армия главы государства. Настолько жители благодарны президенту России за его решительную позицию по крымскому вопросу. Поэтому за публичную критику в его адрес можно пострадать физически.
Фото: Александр Скифский / «Коммерсантъ»
Патриотические граффити на стенах — еще одна примета крымского лета 2014 года. Цитаты Путина, признания в любви к стране, изображения российского флага — все это на стенах и тротуарах. Правда, самовыражаются не только местные жители, горячо поддерживающие присоединение Крыма к России. Под покровом ночи приехавшие из Киева, из городов Западной Украины патриоты «незалежной» рисуют на домах сердца в цветах национального флага — желто-голубых. А рядом пишут той же краской: «Крым — это Украина». С утра местные, нецензурно бранясь в адрес бывших соотечественников, смывают со стен домов подобные проявления «любви».
«Свидомые» украинцы шагнули еще дальше — начали портить автомобили крымчан, которые первыми получили российские номера с регионом «777». Московские номерные знаки выделили российские власти автомобилистам полуострова из резерва, пока не будут готовы номера с «82» для Крыма и «92» для Севастополя. Машины с «777» ночью заливали краской, а сами номера скручивали. О своих акциях против «предателей» из Крыма украинские патриоты потом с упоением рассказывали в социальных сетях.
Квартирно-паспортный вопрос
Сейчас на полуострове уже выдают автомобильные номера с регионом «82» и «92». Но большинство местных автомобилей все еще ездят с украинскими номерами, правда, заклеив герб и флаг Украины стикером «RUS». Виной тому — очереди. Чиновники просто не справляются с таким потоком. Ведь в Крыму проживает более 2 миллионов человек. Ажиотаж и вокруг получения российских паспортов. По данным Управления Федеральной миграционной службы (ФМС) по Республике Крым, более чем у 1,6 млн. крымчан приняты документы на оформление российского паспорта. В ведомстве заявили, что оформлено почти 1,56 млн. паспортов, из них 1,45 млн паспортов уже выданы.
Однако по информации наших источников эта цифра значительно меньше. Кстати, то, что в паспортах крымчан ставят красный штамп ФМС, сразу же породило слухи, что, дескать, эти паспорта «неполноценные», для беженцев. Ведь в паспортах коренных россиян черные штампы МВД. Впрочем, волнуются по этому поводу единицы. «Путин нас не обманет», — универсальный ответ на все.
На сделки с недвижимостью в Крыму сейчас наложен мораторий — ни купить, ни продать, ни обменять. Все только на уровне устных договоренностей. Изначально местные власти говорили, что мораторий продлится до сентября этого года, пока нотариусы и другие специалисты не переучатся под российское законодательство. Но буквально несколько дней назад крымчанам пообещали, что сделки возобновятся уже в августе. Риэлторы тем временем прогнозируют существенный рост цен как на квартиры, так и на земельные участки на полуострове. Больше всего, по мнению экспертов, цена на недвижимое имущество возрастет в Севастополе. Потому как это теперь город федерального значения, и многие стремятся переехать туда, считая, что в Севастополь пойдут серьезные инвестиции, а значит, будет достойная работа.
Крымский полуостров сегодня проходит путь полной интеграции в Россию так быстро, как, наверное, не смогли бы больше нигде. В первую очередь, благодаря исторической памяти. Однако не стоит обольщаться, что все в Крыму единодушно поддерживают воссоединение с Россией. Есть и ярые противники, хотя их процент и совсем небольшой. Их можно поделить на несколько групп. Первые — выходцы из Западной Украины, много лет живущие в Крыму. Со слезами на глазах они причитают: «У нас украли родину». Правда, уезжать с полуострова почему-то не собираются. Вторые — молодые люди. Те коренные крымчане, которые учились и работали в Киеве и других городах Украины, а после «крымской весны» вынуждены были вернуться домой. Кого-то отчислили, кого-то уволили — по признаку крымской прописки. Третьи — те, кто потерял бизнес, который был полностью завязан на Украине. Дело доходит до того, что дети вот уже несколько месяцев, со дня референдума 16 марта, не общаются с родителями, мужья — с женами, сестры — с братьями. Таких случаев не тысячи, но сотни уж точно.
Так что России еще придется доказывать не на международной политической арене, а прежде всего, на самом полуострове, что Крым — наш.