Культура
09:00, 28 июля 2014

«Мы играем для людей всех возрастов» Бас-гитарист группы Megadeth Дэйв Эллефсон уверен, что трэш-метал — это серьезно

Беседовал Всеволод Баронин (специально для «Ленты.ру»)
Дэйв Эллефсон
Фото: Ethan Miller / Getty Images / AFP

На протяжении уже почти 30 лет группа Megadeth исполняет трэш-метал. Впрочем, музыка Megadeth давным-давно почитается во всем мире за мэйнстрим, а не за экстремальный хэви-метал. Накануне очередных выступлений Megadeth в Москве и Санкт-Петербурге бас-гитарист группы Дэйв Эллефсон (Dave Ellefson) рассказал «Ленте.ру» о месте религии в жизни рокера, о том, что трэш-метал — это серьезно, а попутно признался в любви к iTunes.

Музыкальные журналисты вот уже лет 20 говорят, что в 1990 году альбомом «Rust In Peace» Megadeth изобрели стиль «трэш-метал для взрослой аудитории». Что вы думаете по поводу такого определения?

Это в какой-то степени так, наверное... Но хочу заметить, что 1983-й, когда мы создали Megadeth, был годом расцвета хэви-метала. В Лос-Анджелесе уже бушевала глэм-металлическая лихорадка. Все эти наряженные и напомаженные группы вроде Mötley Crüe и Ratt были очень близки к тому, чтобы стать мировыми звездами… Мы ощущали себя следующим рок-поколением: Megadeth играла трэш-метал, сложный, с гораздо более серьезными текстами. Может быть, какие-то наши тогдашние тексты сейчас кажутся наивными, но нам-то хотелось отличаться от других, а не воспевать секс, наркотики и рок-н-ролл. Что еще важнее — мы никогда не гонялись за музыкальной модой, не пытались писать песни «по модели этого года». По отдельным песням Megadeth невозможно определить, написаны они, скажем, в 1983 или 1991 году. То есть мы всегда развивали свой стиль, а не копировали чужие. Поэтому нашим фаном может быть и взрослый человек, и тинэйджер. Это было очень хорошо заметно во время турне Big 4. Нас принимали определенно лучше, чем даже Metallica, во время наших выступлений арены были заполнены до отказа. Мы играем для людей всех возрастов, и я могу пожелать того же каждой рок-группе!

Совсем недавно профильные СМИ сообщили, что ваша группа приступила к записи материала для следующего студийного альбома. А как вообще вы придумываете новые песни Megadeth, с учетом тридцатилетнего опыта?

Мы обычно садимся с Дэйвом (Мастэйном, Dave Mustaine) вдвоем: его идеи плюс пара акустических гитар — на них и пишутся песни Megadeth, как ни странно. Бывает, что мы сочиняем и по Skype, а иногда Мастэйну приходит на ум напеть мне какую-то новую мелодию на автоответчик! Детали аранжировки мы постоянно обсуждаем с группой, в том числе и во время саундчеков в турне. Мы в группе внимательно прислушиваемся к идеям друг друга — только так и можно превратить музыкальные идеи в классный студийный альбом. А о следующем диске Megadeth пока еще рано говорить — мы с Мастэйном только начали собирать идеи, у нас даже еще нет демо-записи, чтобы показать другим нашим музыкантам.

А как вы вообще познакомились с Дэйвом Мастэйном, и с чего началась история Megadeth?

В 83-м году я приехал в Лос-Анджелес из города Джексон в штате Миннесота, где я родился, с намерением начать серьезную рок-карьеру. Получилось так, что мы с Мастэйном снимали квартиры в одном доме — он на втором этаже, я на первом. Дэйва только что уволили из Metallica, музыкальные идеи из него просто перли, и он очень хотел доказать этим чувакам, что и без них что-то значит. Нужно было собирать новую группу, и я оказался первым музыкантом, которого Мастэйн пригласил в свой состав. Мы уже были знакомы, и он вполне разделял мои вкусы, — а я тогда был поклонником Scorpions и UFO, — так что проблем не возникло. Нам вдвоем вообще работать просто — у Мастэйна полно музыкальных замыслов, а мне легко удавалось превращать его мотивы в конкретные композиции. У нас с Дэйвом что на сцене, что в студии всегда отличный энергетический контакт — мы классно дополняем друг друга и как музыканты, и как люди.

Ваша книга My Life With ‘Deth имела успех не у одних только меломанов, но и у простой читающей публики. В чем, по-вашему, причина ее широкой популярности?

Megadeth — настоящая отвязная рок-группа. Людям всегда интересно читать мемуары знаменитостей, а нам есть что рассказать. До начала 90-х к нам напрямую относился лозунг sex, drugs and rock-n-roll! Каждый из музыкантов, игравших в Megadeth, мог бы написать об этом толстую книгу, и каждая такая книга была бы об этих трех компонентах нашего не самого веселого жизненного опыта…

Но я лично давно уже остепенился, потому решил написать книгу немного о другом, что не так очевидно для широкой публики: как внутри рок-группы взаимодействуют музыканты как личности и что делает группу по-настоящему крутой. Я не стал писать именно о рок-н-ролльной стороне жизни в Megadeth, а анализировал, что происходило с нами как с людьми и коллективом в целом на протяжении многих лет. С другой стороны, я не писал проповеди на тему «не подсаживайся на рок-н-ролл — он тебя погубит». Кстати, жена говорит, что у меня получилась честная книга — поэтому, наверное, ее интересно читать не только поклонникам Megadeth.

Хорошо известно, что религия является важной составляющей вашей жизни. Как получилось, что бас-гитарист одной из известнейших хэви-групп в мире обратился к христианству?

Надо сказать, что формулировка «обратился к христианству» — это точно не про меня! Я от него и не уходил… Я ведь вырос в очень консервативной религиозной семье со скандинавскими и немецкими корнями, христианство было важной частью моей жизни с самого детства. Всю неделю работаешь на ферме, а в воскресенье идешь в церковь…

Я увлекся рок-н-роллом, стал играть в любительских группах и никакого противоречия между музыкой и религией совершенно не ощущал — для меня это были просто разные стороны жизни. Конечно, когда я оказался в Лос-Анджелесе и стал играть в Megadeth, из-за соблазнов рок-н-ролльной жизни я отдалился от Бога, но после записи альбома Rust In Peace (1990), когда, ко всему прочему, я оказался в наркологической лечебнице, то понял: без веры мне не прожить. Да, я верующий, но это лично мое. Я не тащу свое отношение к Богу в тексты песен или публичные высказывания.

Ваши концерты в Москве и Петербурге — часть уже второго мирового турне Megadeth в поддержку прошлогоднего альбома Super Collider. Сильно ли эта концертная программа отличается от прошлогодней?

Мы же не молодая команда, которой не хватает классных песен для исполнения на концертах. Когда год назад начиналось турне в поддержку Super Collider, мы решили, что в программе кроме песен с нового альбома должны быть старые композиции, еще 80-х годов. Конечно, среди наших фанатов масса людей, которые лучше знают более поздний материал и лучше его принимают на концертах. Так что теперь мы снова играем свой классический набор Greatest Hits плюс новые песни.

В сентябре Megadeth примет участие в модной забаве, морском рок-круизе Motorboat Rock Cruise. Не кажется вам странной такая площадка — концертный зал круизного лайнера?

Настоящая рок-группа должна быть готова к разным приключениям. Сейчас «рок-круизы» на борту лайнеров стали довольно популярными. Для нас это просто еще одно приключение. Нынешнее турне открывается выступлением в казино в Канаде... Я не вижу в этом ничего странного, потому что прекрасно понимаю промоутеров. Чтобы быть успешным в нашем бизнесе, надо постоянно изобретать что-то новое. Выступления в казино — повод сменить обстановку и нам, и нашим фанам: есть же, в конце концов, разница между концертом на стадионе или в комфортабельном зале? А наш грядущий рок-круиз лично мне по кайфу — я ведь поклонник водных видов спорта! А если серьезно, то по законам шоубиза рок-группа не должна отказываться от крутых финансовых предложений и играть там, куда позовут. Вот сейчас нас и пригласили на этот рок-круиз.

Вы открывали ряд концертов прошлогоднего турне патриархов хэви-метала Black Sabbath. Каково такой группе, как Megadeth, с собственным именем и аудиторией, быть на разогреве?

На самом деле даже для такой заслуженной группы, как Megadeth, открывать концерты Black Sabbath было величайшей честью. Мы вновь почувствовали себя молодой командой. Да, мы играем хэви-рок, но ведь Black Sabbath — в ряду его изобретателей и, так сказать, наших учителей. Судя по нашему закулисному общению с парнями из Black Sabbath, перед ними мы не опозорились: приятно было слышать похвалы от Тони Айомми (Tony Iommi) и Гизера Батлера (Geezer Butler).

А вас можно назвать меломаном или музыкальным коллекционером? Кого из рок-исполнителей больше всего цените?

В отличие от моего доброго друга, бывшего лидера Dream Theater Майка Портного (Mike Portnoy), я не коллекционер. Это у него все стены в доме заставлены компактами и винилом! Скажу про себя так: я продолжаю интересоваться музыкой, стараюсь покупать те альбомы, что мне нравятся. Мне всегда было интересно чужое творчество, но я стараюсь пользоваться современными технологиями — то есть многие альбомы и песни просто загружаю на iTunes. Что касается винила, то у меня его не так уж и много, причем много пластинок осталась еще с юности, с 70-х годов. Я не особо следил за расширением своей коллекции, и однажды моя жена взяла да и выкинула часть пластинок, а ведь там были и редкие вещи, которые сейчас стоят хороших денег на eBay! Многие знакомые аудиофилы удивляются, что у меня дома нет дорогой вертушки. Но я прежде всего исполнитель, а для качественного воспроизведения музыки мне хватает и современных технологий. Еще раз скажу: я покупаю музыку в Интернете, но именно покупаю, а не скачиваю нелегально. Я отлично понимаю, что кто-то точно так же покупает песни и альбомы Megadeth. Я уважаю труд коллег, надеюсь, что люди уважают мой. Но при всем интересе к некоторым молодым исполнителям, моими любимыми группами остались те же, что я слушал в юности, — Kiss, REO Speedwagon и Styx.

Почему Megadeth решила на своем последнем альбоме Super Collider записать кавер-версию главных ирландских хард-рокеров Thin Lizzy, а именно композицию Cold Sweat?

Мы с Дэйвом давно уже хотели записать кавер какой-нибудь группы, которая была нашим фаворитом в юности. Всерьез выбирали между композициями Def Leppard, UFO и Thin Lizzy. И остановились на Thin Lizzy — ведь ее лидера Филипа Лайнота (Phil Lynott) уже нет с нами. А песня Cold Sweat, некогда записанная Thin Lizzy с молодым еще гитаристом Джоном Сайксом (John Sykes), — это настоящая рок-классика, причем наш выбор поддержали и другие музыканты Megadeth.

Именно ваша игра не в последнюю очередь делает материал Megadeth столь узнаваемым. Бас-гитара не так часто становится лидирующим инструментом в группе.

С того самого момента, когда я взял в руки бас, я хотел, чтобы его звучание было не менее важным, чем у обычной шестиструнной гитары. Мне нравилась исполнительская манера джазового бас-гитариста Стэнли Кларка (Stanley Clarke), когда основная тема играется именно на басе. К тому же я странный исполнитель: обычно бас-гитарист слушает барабанщика и работает в ритмической связке с ним, а я всю жизнь слушаю риффы лид-гитариста… Может, именно поэтому у Megadeth такой плотный звук. И мне очень повезло, что Дэйв Мастэйн относится к поклонникам выделяющейся из общей звуковой панорамы бас-гитары. Не хочу хвастаться, но моя бас-гитара — это одна из важнейших составляющих стиля Megadeth.

< Назад в рубрику