Группа американских конгрессменов во главе с республиканцем Джимом Герлаком внесли в нижнюю палату законопроект, по которому Украине присваивается статус основного союзника вне НАТО. Показательно, что документ подписали и демократы, и республиканцы. По словам самого Герлака, это позволит Бараку Обаме помочь Украине снаряжением и разведданными. В Киеве билль вызвал настоящее ликование: глава украинского МИД Павел Климкин уже заявил, что «в рамках этого статуса у Украины будут новые уникальные возможности». Что на самом деле стоит за громким наименованием, выясняла «Лента.ру».
Статус основного союзника вне НАТО — Major Non-NATO Ally или сокращенно MNNA — недавнее изобретение. Он был введен только в 1989 году при президенте Буше-старшем, когда к Своду законов США, в раздел 10 «Вооруженные силы» была добавлена статья 2350а, также известная как поправка Нанна. Она предусматривала возможность заключения соглашений о совместных исследованиях в военной области со странами, не являющимися членами НАТО, которым для этого присваивался особый статус. Его немедленно получили пять государств — Австралия, Египет, Израиль, Япония и Южная Корея.
При Билле Клинтоне в законодательство были внесены новые изменения, позволяющие странам-союзникам пользоваться преференциями членов НАТО в отношении экспорта военной техники. К списку последовательно добавились Иордания (1996 год), Новая Зеландия (1997) и Аргентина (1998). А вот при Буше-младшем, развернувшем глобальную войну с терроризмом, внеблоковые союзники посыпались как из рога изобилия: в 2002 году — Бахрейн, в 2003-м — Филиппины и Таиланд, в 2004-м — Кувейт, Марокко и Пакистан. При Обаме этот статус получила лишь одна страна — Афганистан, и произошло это в 2012 году. Таким образом, Украина может стать 16-м по счету основным союзником США.
Теоретически предоставление статуса MNNA какому-либо государству означает, что у Вашингтона с ним существуют тесные военные и стратегические отношения и их развитию отдается приоритет. Страны-союзники могут участвовать в исследовательских проектах на условиях совместного финансирования, привлекаться к отдельным контртеррористическим инициативам. Им в приоритетном порядке поставляют военное снаряжение, дают в долг деньги и оборудование, необходимое для участия в совместных разработках, открывают кредит, позволяющий закупать или брать в лизинг то или иное вооружение и снаряжение. Военнослужащие из этих стран участвуют в программах подготовки и переподготовки личного состава на американских базах, их фирмы могут привлекаться для выполнения определенных контрактов по ремонту и обслуживанию американской военной техники за рубежом. По большому счету, для реализации всех этих программ статус страны-союзника не нужен, он просто позволяет ускорить процесс и снять ряд бюрократических барьеров.
В Соединенных Штатах концепция основных союзников вне НАТО уже давно вызывает закономерные вопросы. Во-первых, если есть основные (Major) союзники, то должны быть и неосновные (Minor) — но их статус никак не определен, и что это за союзники, не ясно.
Во-вторых, в списке основных союзников — пять стран, на территории которых есть военные базы США, и еще две (Южная Корея и Япония), с которыми у Вашингтона заключен договор об обороне. Остальные, как полагают в Белом доме, дружественно настроены по отношению к США и на этом основании могут на льготных условиях получать американское оружие. При этом ни один из так называемых союзников не сможет оказать США сколь бы то ни было значимую помощь. Вашингтон пообещал защищать Сеул и Токио, но если помощь понадобится уже Америке, то от Южной Кореи и Японии многого ждать не приходится.
В-третьих, все громче и громче звучат голоса, призывающие исключить некоторые страны из этого списка. Например, Аргентину. Заигрывания Буэнос-Айреса с недружественными Вашингтону режимами как в Южной Америке, так и в других частях света (включая Россию и Китай), претензии на Фолклендские (Мальвинские) острова, из-за которых Аргентина постоянно находится в напряженных отношениях с ключевым союзником США — Великобританией, — все это крайне раздражает Вашингтон. В отношении других стран ситуация еще хуже: к примеру, многим непонятно, почему в американских союзниках числятся Афганистан и Пакистан.
21 июля в интервью CNN президент Украины Петр Порошенко заявил: «Может, нам стоит просить Конгресс США предоставить специальный статус Украине, как Израилю, Австралии, Филиппинам, как главным союзникам вне блока НАТО, для решения проблем безопасности». Сигнал в Вашингтоне приняли. Судя по данным американской прессы, вопрос поддержки Украины сейчас активно обсуждается в Пентагоне.
Впрочем, вопреки надеждам Киева, статус MNNA вовсе не означает, что на Украину немедленно пойдет поток поставок из США и уж тем более — что ситуация в стране тут же стабилизируется. Достаточно посмотреть на Египет, Пакистан и Афганистан, которые уже не первый год являются союзниками Вашингтона. Более того, этот статус вовсе не означает заключение двустороннего оборонительного соглашения с США, хотя, конечно, предоставит украинской армии доступ к снаряжению и вооружению, недоступным не-членам НАТО.
Для Украины с ее пустым бюджетом, разумеется, это партнерство крайне выгодно. Понятно, что ни о каких исследовательских проектах, и уж тем более о совместном их финансировании, речи не идет: США давно обогнали Украину, как и многие другие страны, по уровню военных разработок. Не особо помогут украинцам и контракты на обслуживание американской техники в третьих странах. Главное, что может получить Киев, — подержанное, но высокотехнологичное оборудование, к примеру беспилотники, и курсы по подготовке своих офицеров и сержантов со скидкой, причем фактически за американские деньги, что критично в условиях пустой казны. Разумеется, это тесно привяжет Украину к США, но и нынешние киевские власти, и Вашингтон вовсе не против такой перспективы.
Это уже не первая попытка включить Украину в сферу влияния США. В 2008 году Джордж Буш-младший на саммите НАТО в Бухаресте пытался продавить предоставление Украине плана действий относительно членства в альянсе. Тогда планы американцев сорвала Германия: Ангела Меркель заняла жесткую позицию, отказавшись поддержать дальнейшую интеграцию Украины в НАТО. Единым фронтом с Берлином выступил и Париж. Учитывая, что президент Виктор Ющенко громогласно обещал украинцам, что привезет из Бухареста согласие на членство в альянсе, это решение оказалось для Киева горьким разочарованием.
С тех пор многое изменилось. Сейчас в глазах европейцев Украина выглядит невинной жертвой российской агрессии, и перспективы ее членства в НАТО, на первый взгляд, кажутся более вероятными. Но в НАТО, невзирая на все перемены, строго придерживаются принципа: никакого членства для стран с неурегулированными территориальными спорами, которые могут втянуть альянс в военный конфликт. Учитывая непредсказуемость нынешнего киевского руководства, такая перспектива кажется более чем реальной. К тому же в европейской политике реалистичный подход традиционно превалирует над эмоциями: в альянсе прекрасно осознают, что принятие Украины в НАТО может спровоцировать Россию на ответные, и весьма жесткие, меры.
Как следствие единственным вариантом действий для США остается предоставление Украине статуса союзника вне НАТО, что позволит Вашингтону, с одной стороны, не брать на себя дополнительных обязательств, а с другой — обозначить курс на военно-стратегическое партнерство и в то же время получить мощный рычаг влияния на ситуацию в регионе. Другой вопрос — не захлестнет ли Украину в ближайшем будущем волна нестабильности и не превратится ли она для США в новый Афганистан, Пакистан или Египет.