Наука и техника
13:21, 1 августа 2014

Народная и освободительная Крупнейшая по численности армия мира отмечает 87-й день рождения

Яна Хлюстова
Фото: Topical Press Agency / Getty Images / Fotobank

Ежегодно 1 августа КНР отмечает годовщину создания своих вооруженных сил — Народно-освободительной армии Китая (НОАК). На данный момент армия страны является крупнейшей в мире по численности: согласно официальным данным на 2013 год, на службе состоит два миллиона 250 тысяч человек. А в случае военных действий Китай, по расчетам властей, сможет мобилизовать до 400 миллионов человек! «Лента.ру» вспоминает историю формирования вооруженных сил КНР, рассказывает о роли в этом сложном и длительном процессе Советского Союза, а также отвечает на вопрос, какое влияние оказала армия Поднебесной на процесс становления современного государства.

Современная армия КНР сформировалась из вооруженных сил Гоминьдана и Коммунистической партии (КПК), причем СССР сыграл не последнюю роль в этом процессе. После революции 1917 года Москва стала проявлять к Китаю особый интерес: именно при участии и с поддержкой советских коммунистов в 1921 году была образована КПК. Однако из-за чрезвычайно сложной политической обстановки действовать в одиночку в то время компартия не могла. Советский Союз порекомендовал коммунистам объединиться с национально-демократическими силами Китая — партией Гоминьдан, возглавляемой Сунь Ятсеном. Последней также оказывалась поддержка со стороны Советской России.

Официальное сотрудничество Коммунистической партии и Гоминьдана началось в 1923 году, когда коммунисты обрели право сохранять свою политическую самостоятельность при вступлении в Гоминьдан. Несмотря на то что сотрудничество между членами двух партий стало развиваться, правое крыло Гоминьдана выступало против взаимодействия с КПК — временно сгладить их недовольство помог лишь личный авторитет Сунь Ятсена и влияние СССР. Именно Москва стала инициатором полной реорганизации вооруженных сил страны (которые в тот момент находились в раздробленном состоянии) и подчинения их Гоминьдану.

Помощь советских специалистов сыграла огромную роль: в 1923 году началась совместная работа двух стран по созданию учебного заведения для подготовки военных чинов, которое получило название школы Хуанпу (по названию острова, на котором была расположена, на местном диалекте название звучало как «Ванпу»). Стоит отметить, что Хуанпу не стала единственной в своем роде школой — позднее по ее образцу китайские военные создали еще несколько военных учебных заведений.

Главой Хуанпу был назначен генерал Чан Кайши, однако формально первым лицом в руководстве стал Сунь Ятсен. В апреле 1924 года в школу было зачислено 470 человек, 120 из которых находились в резерве. Преподавательский состав набирался из китайцев, окончивших военные училища (преимущественно в Японии), советские специалисты (Владимир Поляк, Александр Черепанов) заведовали методической работой и политическим воспитанием курсантов. Когда пост главного военного советника в Китае занял Василий Блюхер, советские сотрудники школы Хуанпу стали переходить на службу в его аппарат. Со временем Хуанпу стала своеобразным местом стажировки для советников, прибывавших в Китай: все они должны были в течение определенного времени отработать в школе.

Выпускники первого набора становились политработниками, инструкторами в рабочих отрядах, распределялись в авиашколу, бронеотряды, часть была оставлена в школе в качестве преподавателей. Второй набор курсантов школы Хуанпу был разделен на специализированные классы — пехотных, артиллерийских, инженерных и транспортных отрядов. Отдельная группа проходила подготовку по войсковой связи. В апреле 1925 года в школе были открыты военно-юридическое и военно-техническое отделения.

В 1924 году Чан Кайши выдвинул предложение о создании так называемых учебных полков при военной школе Хуанпу. В декабре 1924 года Блюхер писал в своем докладе, что эти учебные полки являются «формирующейся в Хуанпу дивизией генерала Чан Кайши». Благодаря поставкам советского оружия и снаряжения учебные полки превратились в реальную военную силу: первое боевое крещение они прошли уже в год своего создания, успешно подавив попытку антиправительственного переворота («мятеж бумажных тигров» — отрядов купеческой милиции, получавших средства и оружие от английского генерал-губернатора из Гонконга). Именно учебные полки позднее стали ядром вооруженных сил, которые обеспечили приход Чан Кайши к власти в стране.

Со временем рабочие стали все больше проявлять активность в борьбе за свои права, начали действовать профсоюзы. Коммунистическая партия воспользовалась ситуацией и начала независимую от Гоминьдана деятельность по привлечению новых членов. В 1925 году состоялся четвертый съезд, на котором часть руководства (в частности, Мао Цзэдун) выступила за выход из Гоминьдана, и эта позиция стала не просто теоретическим лозунгом, а реальной задачей партии. В этом же году была официально создана армия Гоминьдана, получившая название Национально-революционная армия (НРА).

Начавшееся противостояние привело к национальной революции 1925-1927 годов, в ходе которой союз Гоминьдана и КПК распался. Точкой окончательного разрыва между двумя партиями стало Наньчанское восстание 1 августа 1927 года, когда ряд частей Национально-революционной армии выступили на стороне КПК. Именно эта дата считается днем создания НОАК.

Подготовка к восстанию осуществлялась с помощью советских военных советников, в частности Блюхера. Советские военные приняли и непосредственное участие в восстании: так, советник при войсках участвовавшего в Наньчанском восстании генерала Хэ Луна Михаил Куманин при подавлении восстания попал в плен и год провел в тюрьме Гоминьдана. Хэ Лун же вступил в Коммунистическую партию, принимал участие в создании Красной армии, а в 1955 году получил звание маршала НОАК.

После Наньчанского восстания началось активное формирование частей Красной армии: в нее привлекались крестьяне, партизанские отряды, формирования тайных обществ. Постепенное развитие армии и успешные боевые действия привели к созданию районов с прочной советской властью, однако уже к 1934 году коммунисты оказались в опасном положении: войскам Гоминьдана удалось почти полностью заблокировать наиболее крупный район страны, где была установлена власть КПК (провинции Цзянси и Фуцзянь). Красная армия, преследуемая Гоминьданом, начала Великий поход — переход в северо-западную часть страны, — который сопровождался большими потерями. Тем не менее маневр закончился сохранением ядра армии и закреплением на новой территории.

Однако в середине 1930-х годов накалились отношения с Японией, возникла угроза военного конфликта. В этих условиях продолжать гражданскую войну стало неразумным, и в 1937 году, с началом японско-китайской войны, Красная армия была распущена для того, чтобы снова стать частью Национально-революционной армии. В 1946 году, после окончания борьбы с агрессором, войска коммунистов обрели самостоятельность и получили название Национально-освободительной армии Китая. К НОАК начали присоединяться демобилизованные солдаты: сотрудничество с коммунистами было возможностью получить средства к существованию. В укреплении рядов армии КПК сыграла свою роль и поддержка СССР: Москва вернула Китаю созданную японцами военную базу в Маньчжурии, которая стала основной базой НОАК.

1 февраля 1947 года Компартия официально объявила о начале нового этапа борьбы и сменила лозунг «Война самозащиты» на призыв «Долой Чан Кайши!». Это означало, что КПК теперь претендует на захват монопольной политической власти в стране. Этой цели удалось добиться к осени 1949 года. Чан Кайши бежал на Тайвань, и 1 октября было провозглашено создание КНР под руководством Мао Цзэдуна. Таким образом, НОАК стала силой, позволившей создать Китайскую Народную Республику в том виде, в каком она существует сейчас.

Вопрос о том, какое влияние оказала военная поддержка СССР на дальнейшее развитие Китая, вызывает множество споров среди синологов разных стран. Российские и советские историки всячески подчеркивают, что военное сотрудничество с Москвой стало определяющим в развитии страны, китайские же специалисты, наоборот, стараются преуменьшить его значение. Недавно вышедшая книга «Москва-Кантон, 1920-е: помощь СССР Гоминьдану и две стратегии объединения Китая» рассказывает о взаимодействии крупнейших политических сил Китая с СССР в начале ХХ века и дает ответы на вопросы о том, как выстраивались политические стратегии Москвы и Гоминьдана, как советская помощь Гоминьдану влияла на развитие событий в Китае.

Автор книги — Александр Юркевич, специалист по истории Китая, — полагает, что ответ на вопрос, следует ли считать события первой четверти ХХ века частным успехом или провалом попыток Москвы подстегнуть китайскую революцию, не дадут ни история, ни историки. «Если это успех, то почему КПК была вынуждена 1 августа 1927 года предпринимать вооруженное восстание и еще более двадцати лет вести тяжелейшую борьбу с Гоминьданом? Если провал — то давайте на минуточку вспомним цвет государственного флага КНР и название ее правящей партии. Совершенно точно можно сказать одно: участие СССР в событиях в Китае во многом определило исторические судьбы и этой страны, и России, и мира», — заключает синолог.

Тем не менее сейчас баланс сил поменялся — Китай больше не нуждается в помощи из-за рубежа. Сегодня армия КНР — крупнейшая в мире по численности, военно-промышленный комплекс страны стремительно развивается, растут расходы на оборону. На вооружении Китая в настоящее время находится значительное количестве военной техники: около четырех тысяч боевых самолетов (до 500-600 единиц могут быть носителями ядерного оружия), атомные подводные лодки, эсминцы, несколько сотен ракет с ядерными боеголовками. Согласно ряду оценок, на вооружении США и России находится порядка 5500 и 4500 боевых самолетов соответственно.

Официальный Пекин заявляет, что Китай не стремится к гонке вооружений и в развитии ВПК не превышает уровня, который может выдержать экономика. Однако, согласно докладу Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), Китай впервые после окончания холодной войны вошел в пятерку крупнейших экспортеров оружия в мире, сместив с 5-го места Великобританию. Некоторые эксперты оспаривают эти цифры, отдавая Китаю лишь 8-е место, однако это все равно остается самым крупным успехом страны в данной сфере за последние десятилетия. Более того, в начале 2014 года министр финансов КНР Лоу Цзивэй сообщил, что в нынешнем году военный бюджет страны вырастет на 12,2 процента и составит 95,9 миллиарда евро. К 2015 году китайский флот планирует получить в свое распоряжение два авианосца среднего класса водоизмещением 50-60 тысяч тонн с неядерными силовыми установками. Сбудется ли этот прогноз на практике (в чем зарубежные специалисты сильно сомневаются), покажет время, однако политологи предсказывают довольно скорое начало гонки вооружений в Восточной Азии, в первую очередь, из-за соперничества Китая и Японии на международной арене.

< Назад в рубрику