Бывший СССР
10:30, 2 августа 2014

Точка на пороге августа Применение баллистических ракет как признак эскалации конфликта на Украине

Илья Крамник
Демонстрация ракетных комплексов «Точка-У» во время парада, Украина
Фото: Ryan / Flickr

Применение вооруженными силами Украины оперативно-тактических ракетных комплексов «Точка-У» в боевых действиях на Донбассе означает перевод конфликта в новую стадию: Украина использует самые мощные из имеющихся в ее арсеналах системы вооружения. При этом эффективность их использования находится под вопросом: боеготовность ракетных частей оценивается крайне низко.

Загадочные «Точки»

Наибольшее количество вопросов возникает вокруг последствий применения «Точек» 29 июля 2014 года, о котором стало известно из сообщения телеканала CNN. Как было сказано в репортаже, украинская армия запустила три баллистические ракеты малой дальности «с тысячефунтовыми» боеголовками. Под это определение из числа состоящих сегодня на вооружении ВСУ систем попадают только оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) 9К79 «Точка» (или их усовершенствованный вариант 9К79-1 «Точка-У») с дальностью стрельбы до 80 (до 120 для «Точки-У») километров и боевой частью весом около 500 килограммов.

Сначала было высказано утверждение, что целью был один из районов Луганска, контролируемый ополчением, однако вскоре выяснилось, что это не так: ни одного взрыва ракеты в Луганске зафиксировано не было, удалось обнаружить лишь упавшие в Октябрьском районе города отдельные фрагменты головной части.

По версии ополчения, целью ракетного обстрела могли стать позиции подразделений войск ДНР на высоте Саур-Могила, играющие ключевую роль в блокировании окруженных подразделений украинской армии близ границы с Россией. Но, по имеющейся информации, в этом районе падение ракет также не было зафиксировано.

Подобное «исчезновение» трех ракет в сочетании с сообщением об их запуске по CNN, а затем и подтверждением этого факта со стороны представителей НАТО привело к версии о том, что ракеты могли быть сбиты на траектории, и скорее всего российскими средствами ПВО.

В случае, если целью украинских ракет действительно была Саур-Могила, эта версия может быть недалека от истины: близ границы с Украиной с российской стороны находится немало населенных пунктов, которые могли оказаться в вероятном кругу падения «Точки», особенно с учетом уже демонстрировавшейся низкой квалификации украинских ракетчиков, сумевших в 2001 году во время стрельб на Гончаровском полигоне в Черниговской области поразить ракетой с инертной боевой частью жилой дом в городе Бровары. С этого момента ни одной боевой стрельбы с использованием «Точек» украинская армия не проводила.

С учетом возможных последствий падения «Точки» возможное решение о перехвате ракет (если оно имело место) могло оказаться единственно верным. О возможных последствиях с самого начала заговорили и в эфире CNN, отмечая, что применение подобного вооружения ведет лишь к эскалации конфликта. В случае падения «Точки» на территории России эскалация могла приобрести совершенно непредсказуемые масштабы: при всем явно выраженном нежелании ввязываться в конфликт на территории Украины, у российского руководства не осталось бы иного политически приемлемого выхода, кроме как операция с целью «принуждения к миру».

Новый всплеск информации о «Точках» последовал уже на следующий день, 30 июля, когда в небе над контролируемым ополченцами Харцызском был зафиксирован взрыв и выброс неопознанных объектов. Среди прочего высказывалась версия, что это могла быть сбита очередная «Точка». Впоследствии оказалось, что объекты представляли собой 40-миллиметровые световые заряды на парашютах, используемые ВВС Украины в качестве «эрзаца» тепловых ловушек, предназначенных для защиты самолета от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Опускающиеся на парашютах световые бомбы с большого расстояния были приняты некоторыми очевидцами за десантников или членов экипажа сбитой машины. При этом обломков самолета также найдено не было.

Что дальше?

В настоящее время на вооружении украинской армии находится 12 ракетных комплексов «Точка-У» в составе 19-й ракетной бригады и неизвестное количество ракет к этим комплексам. По имеющейся информации, 50 ракет этого типа в 2011 году прошли освидетельствование у российского разработчика — ОАО «НПК "Конструкторское бюро машиностроения"» в Коломне.

Учитывая стремление Киева к скорейшей «победе» в разгорающейся гражданской войне, использование этих ракет вполне может рассматриваться в качестве средства ее возможного достижения, в условиях когда возможности украинских ВВС резко снижены как из-за низкой готовности, так и в результате действий ПВО ополченцев.

Вместе с тем практическое использование этого оружия сопряжено с рядом трудностей. Фактически возможные цели для «Точек» сосредоточены либо у границы с Россией, где ополчение блокирует ряд подразделений украинской армии, либо непосредственно в основных контролируемых ополчением городах. Однако оба случая несут серьезнейшие политические риски. Применение «Точек» по целям в 10-20-километровой полосе вдоль границы с Россией с очень большой вероятностью может втянуть Россию в конфликт уже непосредственно, а использование их по городам чревато большим количеством единовременных жертв в случае особо «удачного» попадания. И тот и другой исход могут обойтись Киеву слишком дорого — вплоть до потери международной поддержки, особенно с учетом уже фактически высказанной озабоченности Запада новым витком эскалации конфликта.

В пользу этой точки зрения свидетельствует и внезапная миротворческая активность госсекретаря США Джона Керри, заговорившего о готовности Киева к переговорам и прекращению огня, однако пока реальные результаты этой инициативы незаметны. Бои продолжаются, несмотря на то что в целом очередная наступательная операция украинской армии завершилась безрезультатно, вызвав лишь рост числа погибших среди мирного населения и военнослужащих.

Что если?..

Не следует исключать, что первое применение Точек было своеобразным тестом со стороны Киева, который проверял возможную реакцию России и мирового сообщества на этот шаг. Пока можно говорить о том, что и для России, и для мира подобные действия явно неприемлемы, однако логика эскалации может привести к повторению инцидента, и тогда необходимо задать вопрос о возможных последствиях.

Вариант № 1: Российский город

Попадание ракеты подобного типа в российский город, поселок или иной населенный пункт на границе с Украиной, в случае если российская ПВО пропустит очередную атаку, практически наверняка вызовет острейший политический кризис и в Киеве, и в Москве. Российскому руководству будет практически невозможно объяснить своим согражданам причины, по которым виновный в подобном ударе не уничтожен или арестован и доставлен в Москву. Киеву, в свою очередь, придется мириться с практически неизбежным в этом случае переходом России к военному решению вопроса. Вопрос только в его масштабах. Политические последствия прямого вмешательства России в конфликт пока предсказать невозможно.

Вариант № 2: Донецк, Луганск, далее везде

На фоне регулярного применения украинской армией по городам тяжелой артиллерии и реактивных систем залпового огня «Точка» не дает какого-то принципиально иного качества войны, однако прямое попадание подобной ракеты в жилой дом или промышленный объект может повлечь гибель многих сотен человек, в худшем варианте, если целью станет экологически опасный объект, — многих тысяч. Это может привести к тому, что Киеву откажут в поддержке даже те, кто до этого безусловно был на его стороне: политический риск на фоне активно ведущейся всеми сторонами информационной войны станет слишком велик.

Вариант № 3: Исчерпание терпения

Этот вариант предполагает военную реакцию России в случае если применение ОТРК станет постоянным даже без падения ракет на российской территории, просто вследствие нарастания соответствующей угрозы. В этом случае военный ответ может быть относительно невелик по масштабам и сводиться к уничтожению ОТРК с воздуха или с помощью аналогичного российского оружия — таких же ОТРК «Точка-У» или более современных «Искандер-М», в настоящее время постепенно заменяющих «Точки» в составе ракетных войск и артиллерии российской армии. Этот вариант, впрочем, имеет шансы очень быстро перерасти в вариант №1, и его последствия также непредсказуемы.

< Назад в рубрику