Экономика
08:22, 2 августа 2014

Хлопковая слобода История Даниловской мануфактуры — от текстильной фабрики XIX века до здания редакции «Ленты.ру»

Марат Селезнев
«Даниловская Мануфактура»
Фото: Павел Бедняков / «Лента.Ру»

Богатая история Даниловской мануфактуры началась в 1867 году. За полтора столетия было пережито многое. Усилиями купца из Калужской губернии она выросла из скромного ремесленного предприятия в промышленный комплекс с полным производственным циклом. Захватила внутренний рынок и вышла на международный уровень. Пережила сперва научно-техническую, а потом и социальную революцию. В конце концов, Даниловская мануфактура стала бизнес-центром. Сейчас в нем находится редакция «Ленты.ру».

Индустриальный бум

Заря легкой промышленности в России пришлась на XVII век. Благодаря государственным инвестициям и заказам начали работать первые суконные и полотняные мануфактуры. Потом они выросли в помещичьи фабрики. Поначалу все развивалось медленно. Текстильной отрасли мешала низкая производительность труда крепостных и скудное оснащение.

Неэффективность этого сектора компенсировалась мощной государственной протекцией. Отечественным текстильщикам не стоило бояться конкуренции со своими иностранными коллегами — внутренний рынок находился под защитой высоких таможенных пошлин. В легкой промышленности накопился значительный капитал, рос ее вклад в развитие страны.

Фундаментальные экономические реформы XIX века и научно-техническая революция вдохнули в отрасль вторую жизнь. Новые фабрики росли как грибы и превращались в полноценные производственные комплексы. В целом, по техническому оснащению российские предприятия все еще отставали от иностранных конкурентов. Проблемой была зависимость от внешних поставок. Практически все оборудование и значительная часть сырья ввозились из-за рубежа. Кстати, все это актуально и сейчас. В июне 2014 года президент России Владимир Путин напомнил о рисках импортозависимости. Он призвал увеличить долю отечественной текстильной продукции на рынке с нынешних 25 до 50 процентов.

Во второй половине XIX века легкая промышленность заняла ключевое место в индустриальном развитии Российской империи. В 1887 году ее вклад в общее промпроивзодство страны составил 32,4 процента. Особенно интенсивно развивался хлопчатобумажный сектор. Накануне освобождения крепостных крестьян в 1861 году, здесь трудилось более половины всех рабочих текстильной отрасли. Они производили почти 70 процентов всех товаров из ткани. Предприятия концентрировались вокруг крупных городов в центральной России — в Московской, Владимирской, Тверской губерниях. В Москве купец Василий Мещерин основал Даниловскую мануфактуру.

Промзона при монастыре

В далеком XIII веке на берегу Москвы-реки был основан Даниловский монастырь. Вокруг него выросло село, а затем и слобода. Через много-много лет здесь появилось ткацкое производство. Пока еще маленькое и чахлое. Все изменилось, когда в 1867 году небольшую красильную фабрику в Даниловской слободе купил выходец из Калужской губернии Василий Мещерин. Этот год считается днем рождения Даниловской мануфактуры.

Мещерин, сколотивший солидный капитал на торговле, решил сменить род деятельности. В голове у него созрел грандиозный план: превратить скромное предприятие в мощную фабрику с полным производственным циклом. Он хотел держать все нити управления в своих руках. Поначалу приходилось закупать пряжу у сторонних поставщиков. Готовые ткани также отдавались на аутсорсинг — их обрабатывали другие фабрики.

Василий Ефремович Мещерин, основатель «Даниловской Мануфактуры»
Фото: dm1867.ru

Чтобы развязать себе руки, Мещерин обратился к московским властям. Они разрешили ему развернуться в полную силу. Сперва была возведена фабрика на двести ткацких станков. Через четыре года их число удвоилось. А в 1872 году предприятие Мещерина попало в «Атлас мануфактурной промышленности Московской губернии» — крупнейший отраслевой журнал того времени. На тот момент в Даниловской мануфактуре работали 750 человек.

Итак, производство налажено. Несколько цехов обеспечивают как производство тканей, так и ее конечную обработку. Фабрика Мещерина выпускает широкий ассортимент товаров — от носовых платков до огромных ковров с батальными сценами. Качественный товар быстро завоевывает популярность и продается во всех уголках империи. Но это был лишь первый шаг.

Чтобы закрепить успех, Василий Мещерин в 1877 году учреждает паевое товарищество Даниловской мануфактуры с капиталом в полтора миллиона рублей. Вскоре выпускаются дополнительные паи, и капитал вырастает до двух миллионов. Это позволило существенно расширить производство. Коммерческий инстинкт позволил Мещерину уловить инновационный дух эпохи. Пока большинство фабрикантов шли путем экстенсивного развития — увеличивали количество рабочих и повышали нагрузку на них, — основатель Даниловской мануфактуры вложил деньги в модернизацию производства. Фабрикант закупил самые современные станки, расширил старые цеха и ввел в строй новые. Текстильное производство Мещерина стало одним из самых передовых в стране. До наших дней дошел реестр машин и оборудования, которым была оснащена Даниловская мануфактура. В нем числится свыше тысячи станков. На фабрике тогда трудилось более 1200 работников.

Последним штрихом стало строительство сети фирменных магазинов. А в Китай-городе открылся полноценный торговый центр — «Мещеринское подворье». Здесь была комфортабельная гостиница, склад и несколько текстильных магазинов. Круг замкнулся. Василий Мещерин контролировал каждый этап. Его фабрики производили и обрабатывали ткани. Его магазины их продавали.

Фабрику — рабочим

Особе место в бизнес-модели Мещерина занимало то, что сегодня модно называть «социальной ответственностью». Современная фабрика нуждалась в эффективных работниках. Поэтому предприниматель решил инвестировать средства в их образование. Неподалеку от Даниловской мануфактуры он приобрел дом и перестроил его в учебный корпус. Люди, которые хотели работать на Мещерина, получали квалификацию ткачей, прядильщиков, красильщиков, граверов. Дети, у которых была способность к рисованию, удостаивались особого внимания. Их талант развивали, и они становились высококлассными художниками по тканям.

В рамках Даниловской мануфактуры Мещерину удалось выстроить свое государство. У рабочих была собственная больница, родильный дом, ясли. Большой жилой корпус обеспечивал их жильем. Потом появились свои амбары и пекарни, которые поставляли в заводские столовые свежий хлеб. Не забыл Мещерин и о досуге рабочих — при фабрике он построил маленький театр.

Забота о трудящихся принесла свои плоды. Продукция Даниловской мануфактуры не раз удостаивалась высоких наград. Золотые медали выставок посыпались одна за другой. В 1900 году пришло время международного признания. Предприятие стало придворным поставщиком персидского шаха Мозафереддина и получило от него орден Льва и Солнца. В 1912 году Даниловская мануфактура участвовала в праздновании столетия победы в Отечественной войне. Ее цеха выпускали скатерти, платки и ковры с изображением ключевых сражений той эпохи. В следующем году фабрика изготовила памятные платки из дорогой жаккардовой ткани в честь трехсотлетия правящей династии Романовых.

Но Василий Мещерин уже не застал расцвет предприятия. Он умер 27 мая 1880 года в возрасте 47 лет. Фабрикант похоронен на Даниловском кладбище — неподалеку от того места, где находится дело всей его жизни.

Нить времен

Людвиг Иоган фон Кноп
Фото: dm1867.ru

После смерти Мещерина эстафетную палочку управления перехватил барон Людвиг Иоанн фон Кноп. Он продолжил политику своего предшественника. Под руководством Кнопа в Даниловской мануфактуе был построен литейный цех и налажено производство собственных станков. Предприятие становилось все более независимым. К 1914 году его выручка достигла 20 миллионов рублей.

В годы Первой мировой мануфактура внесла вклад в обеспечение фронта. Она поставляла государству необходимые ткани для пошива солдатской формы. Революция 1917 года стала переломным моментом в истории Даниловской мануфактуры. Ее национализировали и переименовали в Московскую хлопчатобумажную фабрику имени Фрунзе. Только в 1994 году историческое название было вновь возвращено.

Сейчас Даниловские мануфактуры превратились в бизнес-центр. Больше здесь нельзя услышать шум ткацких станков. На его место пришел новый звук — звук набираемого на клавиатуре текста. Ведь именно тут находится офис компании Rambler&Co. Здесь же «Лента.ру» готовит материалы для своих читателей.

< Назад в рубрику