Мир
08:56, 5 августа 2014

Черные копатели Палестинцы вырыли под Газой подземный город

Ксения Жарова (Редактор отдела «Путешествия»)
Фото: Mahmoud Issa / Zuma / Global Look

За годы своего пребывания у власти в секторе Газа ХАМАС создал лабиринт подземных ходов, который раскинулся под территориями Палестины, Египта и Израиля. Если раньше по тоннелям контрабандисты поставляли продукты и хозяйственные товары, то потом по ним в сектор Газа стали переправлять оружие. Ходы в Израиль исламисты также используют для организации диверсий. Поэтому главной задачей нынешней операции в секторе Газа власти еврейского государства называют уничтожение подземной Газы, которая уходит более чем на 30 метров в глубину.

Для безопасности Израиля прорытые палестинцами подземные ходы представляют прямую угрозу. По данным ЦАХАЛ, лишь за последние полгода через египетский тоннель в сектор Газа были переправлены 20 тысяч единиц стрелкового оружия, шесть тысяч противотанковых ракет и более 100 тонн взрывчатки. Точное число таких тоннелей неизвестно, но есть данные, что их не менее тысячи. «То, что такое количество тоннелей вырыто, — сюрприз для израильтян. Я имею в виду и глубину подземных ходов, и их обустройство. Три-четыре этажа, эшелонированная система обороны, бункеры для боевиков, где сидят минимум 15 тысяч человек. Эти подземные ходы позволяют пройти из одного конца в другой, перебросить живую силу. Там есть командные пункты, склады ракет, склады вооружений, ракетные установки, а также цеха по производству ракет средней дальности, которые могут достигать уже всех городов Израиля», — рассказал «Ленте.ру» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

По некоторым сведениям, первые тоннели появились в секторе Газа в конце 1980-х годов. Через несколько подземных ходов, которые вели в Египет, поставлялись в основном товары массового потребления и лекарства. Все изменилось в 2007-м, когда к власти в Палестине пришла партия ХАМАС. «В 2005 году по настоянию госсекретаря США Кондолизы Райс на очередные палестинские выборы была допущена экстремистская организация ХАМАС, которая не признавала организацию «Освобождения Палестины» во главе с Ясиром Арафатом и стремилась ликвидировать еврейское государство. К всеобщему ужасу и удивлению они победили. В скором времени ХАМАС установила свое однопартийное тоталитарное господство в секторе Газа», — рассказал «Ленте.ру» главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский.

В ответ на это в 2007 году Израиль вместе с Египтом объявил блокаду сектора Газа. Каждое судно, которое приходило в порт Газа, должны были проверять израильские власти. В Палестине начались перебои с продуктами, исчезли товары широкого потребления. Тогда строительство тоннелей приобрело массовый характер. Постепенно через подземные ходы стали поставлять еще и оружие.

Конструкция подземных ходов также начала усложняться. В тоннели проводили свет, телефонную связь, устанавливали лифты и вентиляцию, укрепляли их железобетоном. В этом палестинцам помогли, сами того не подозревая, израильтяне, а также ООН, которая поставляла в Газу стройматериалы в качестве гуманитарной помощи, утверждает Георгий Мирский. «После войн 2009 и 2012 годов по условиям перемирия еврейское государство обязалось передать властям Газы большое количество цемента для восстановления городов. Как своего рода компенсацию. Теперь выяснилось, что минимум 50 процентов пошло на строительство тоннелей, которые забетонированы, ведут из разных районов Газы в разные районы Израиля. Это было сделано для того, чтобы палестинский спецназ, переодетый в израильскую военную форму (а там были найдены большие склады формы ЦАХАЛ), мог неожиданно появляться на израильской территории, убивая солдат ЦАХАЛа и захватывая заложников».

По данным Министерства иностранных дел Израиля, с 2007 года ХАМАС потратил на строительство тоннелей 1,25 миллиарда долларов. На эти деньги в секторе можно было воздвигнуть две больницы, 20 школ, три офисных небоскреба, а также три торговых центра. Вот как прокомментировал это эксперт Шломи Эльдар из Центра Вудро Вильсона: «Это просто невероятно! ХАМАС, к несчастью для местных жителей, как оказалось, инвестирует в подземную Газу, а не в ту, что наверху».

Впрочем, это неудивительно, учитывая деньги, которые благодаря тоннелям зарабатывают исламисты. ХАМАС забирает 15 процентов прибыли контрабандистов, выдвигая при этом одно требование — на территорию сектора Газа запрещено поставлять наркотики, сигареты и алкоголь. Через тоннели с Египтом в Газу с 2006 году поступают пользующиеся неизменным спросом товары: свежее мясо, фрукты, шоколад, одежда, туалетная бумага. Постепенно контрабандисты научились поставлять даже автомобили, парусные лодки и мотоциклы в разобранном виде. Одним из самых выгодных дел, помимо поставок оружия, палестинцы называют импорт топлива, которое перекачивают по трубе, встроенной в потолок тоннелей.

Всего за несколько лет строительство и эксплуатация тоннелей превратились в самую процветающую отрасль экономики Газы. В ней задействованы более 30 тысяч палестинцев. Многие дети с 14 лет начинают рыть тоннели или же работать курьерами. За это они получают около 20 долларов в день. По местным меркам — это приличные деньги. Поэтому неудивительно, что, хотя под землей каждый месяц гибнут десятки людей, желающих примкнуть к контрабандистам меньше не становится.

Строительство одного подземного хода обходится сектору Газа в несколько сотен тысяч долларов. Он окупается уже через четыре-пять месяцев, потом идет чистая прибыль. Доход только с одного тоннеля мог достигать нескольких тысяч долларов в день, за год — более миллиона долларов. Таким образом, владельцы подземных ходов стали самыми богатыми людьми в Газе. «Люди зарабатывают деньги при помощи тоннельной экономики, в Газе появился новый обеспеченный класс, который может позволить себе обедать в ресторанах», — пишет The Guardian. При чем «тоннельная буржуазия» появилась не только среди палестинцев, но и среди полиции и чиновников Египта, получающих взятки от контрабандистов.

Связь между египтянами и палестинскими контрабандистами идеально отлажена. Жители сектора Газа могут заказать все, что угодно, из соседней страны. Правда, при этом стоимость продуктов утраивается. Особой популярностью пользуется ассортимент известного производителя фастфуда — KFC (Kentucky Fried Chicken). На практике это выглядит следующим образом: жителю Газы достаточно выбрать что-то из меню ресторана в близлежащем городе Аль-Ариш и сделать по телефону соответствующий заказ. Партнер контрабандистов в Египте привозит пакет с заказом ко входу в тоннель, оттуда его забирает «служба доставки» и затем передает его клиенту. Вся операция занимает считаные часы.

Поскольку тоннели хорошо укреплены, их уничтожение — дело долгое и хлопотное. Во-первых, их не так просто обнаружить. Раньше боевики ХАМАС прикрывали входы в тоннели парниками. Теперь они размещают их в больницах, мечетях, детских садах, школах и жилых домах. «Например, командный пункт ХАМАС находится под госпиталем «Шифа», и для того чтобы достать боевиков, надо взять госпиталь штурмом либо использовать бункерную бомбу, но они дороги, и в Израиле их не так много. К тому же эти бомбы предназначены для того, чтобы вскрывать иранские ядерные объекты. Вынуждая Израиль тратить такие боеприпасы на ХАМАС, Иран одновременно пытается себя обезопасить. Получается, что Газа — это один из полигонов, на которых иранцы довольно давно испытывают методы борьбы с противником. Сейчас идет большая суннито-шиитская драка, в которой существует жесткое соперничество будущих центров — Эр-Рияда и Тегерана. Иран проверяет различные методы руками ХАМАС на Израиле. Таким образом, так называемая палестино-израильская война — это война по доверенности», — уверен Евгений Сатановский.

Во-вторых, обрушение части тоннеля мало что дает, так как исламисты его быстро восстанавливают. Израильские власти понимают, что если они сейчас уйдут из Газы, через два-три года подземные ходы будут полностью реконструированы. Предыдущая технология обнаружения туннелей, использовавшаяся с 2005 года, оказалась неэффективной. Раньше тоннели либо взрывали, либо затапливали, либо их просто засыпали военные бульдозеры. В последнее время ЦАХАЛ, помимо элитных подразделений спецназа, стал использовать микротактических роботов-разведчиков (MTGR). Их основная задача — обнаружить и подорвать подземные ходы, которые охраняются боевиками. Высотой около 60 сантиметров и весом девять килограммов, робот оснащен пятью камерами, благодаря которым «видит» все, что происходит вокруг него. На основе данных, полученных от машины, израильские военные рисуют цифровую карту подземных ходов.

Большую помощь в уничтожении подземного города в Газе Израилю оказывает Каир. В конце 90-х на границе между Египтом и палестинской территорией появилась железо-бетонная стена, которая уходила глубоко под землю, мешая тем самым строительству тоннелей. Однако это палестинцев не остановило — они стали рыть подземные ходы еще глубже. Так постепенно глубина пролегания тоннелей увеличивалась с 7 до 30 метров. В 2005 году под давлением США Египет стал закачивать в тоннели ядовитый газ, а также затапливать их. Как сообщает газета The Jerusalem Post, сейчас Каир закупил современные системы обнаружения тоннелей стоимостью в несколько миллионов долларов, которые поставляла американская компания.

«Египет помогает как может. Но нельзя забывать, что египетская «улица» всегда была и будет против Израиля. Де-факто разведки Египта и Израиля сотрудничают. Египет закупорил ХАМАС. Когда из сектора Газа прорываются какие-то группировки на Синай, египтяне их просто расстреливают. Об этом, правда, мало говорят. Разрушено максимальное количество из 1200 тоннелей», — считает Евгений Сатановский.

Особое внимание к тоннельной войне в Газе проявляют и американцы. В их памяти еще живы воспоминания о подземных ходах под Сайгоном во время войны во Вьетнаме. Американцам приходилось создавать специальные подразделения. Этой зимой военные США отмечали, что террористы во всем мире, укрываясь от американских разведывательных служб и современного оружия Соединенных Штатов, все чаще «зарываются под землю».

< Назад в рубрику