Плес, расположенный на Волге в дальнем уголке Ивановской области, — официально самый маленький город России. В минувшие выходные здесь прошел Первый гитарный фестиваль современной музыки. Идея проста: собрать на одной сцене лучших гитаристов России и лучшие составы, делающие упор именно на гитарное звучание.
Эпитет «маленький» в отношении Плеса совсем не означает захудалый: история города насчитывает 604 года, и этот оплот купечества в конце XIX века обрел славу одного из культурных центров страны — именно здесь провел три важнейших в своей жизни летних сезона художник Исаак Левитан. В это идиллическое место тянуло многих людей искусства — от Федора Шаляпина до наших современников Петра Фоменко и Эльдара Рязанова. С возрождением традиций российской глубинки в середине 2000-х Плес стал центром культурных фестивалей — моды («Плес на Волге. Льняная палитра»), кинематографа (Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского) и академической музыки (Левитановский музыкальный фестиваль). Органичным дополнением к этому списку год назад стал Первый гитарный фестиваль современной музыки.
«Плес — маленький русский рай». Этому утверждению, встречающемуся тут на каждом шагу, сегодня трудно не поверить: через четверть часа после прибытия ты уже подстраиваешься под неторопливый лад местной жизни. Даже превращение Плеса в последние годы в популярный туристический центр не меняет размеренного темпа жизни городка, в котором пять музеев и четыре памятника — от Исаака Левитана до кошки Мухи. В этом чистеньком городке не сразу понимаешь, куда ты попал — в идеальное прошлое или идеальное будущее. И как-то не удивляешься, поняв, что история качественной современной музыки делается именно в Плесе.
Первый гитарный фестиваль был придуман год назад тогдашним губернатором Ивановской области Михаилом Менем — кстати, неплохим гитаристом с немалым рок-н-рольным опытом — и бывшим клавишником группы «Интеграл», а ныне успешным бизнесменом и директором московского продюсерского центра имени самого себя Игорем Сандлером. Идея фестиваля проста: собрать на одной сцене лучших гитаристов России и лучшие составы, делающие упор именно на гитарное звучание. При этом организаторы сознательно не называют свое детище рок-фестивалем, на что есть очевидные причины. Не секрет, что в современной России за рок-музыку чаще почитают ориентированный на тексты «русский рок», частенько далекий от исполнительской виртуозности.
Если год назад гитарный фестиваль проходил прямо в центре Плеса на наплавной сцене, то сейчас его площадка сместилась на полтора километра западнее, прямо к лыжным трассам с подъемниками среди монументальных сосен. И пусть набережная в этом месте не столь широка, она смогла вместить и две сцены, расположенные метрах в ста друг от друга, и всех желающих. Пока на основной сцене шла подготовка к выступлению очередного артиста, публика перетекала к малой.
Фото: Всеволод Баронин
За 11 часов фестиваля зрители увидели выступления 14 гитаристов и групп с весьма широким стилистическим разбросом — от рокабилли киевского трио «Хобот & Co.» и близкого к поп-джазу акустического творчества ивановской группы «Берега» до жесткой неоклассики Петра Печалова, утонченного фьюжена Романа Мирошниченко и ритм-энд-блюз-трио Бориса Булкина. Нашлось место и более жестким созвучиям. Сенсация фестиваля группа «Прана» исполняла гранж, один из лучших гитаристов России Дмитрий Четвергов представил классическую хард-роковую программу, а о хэви-старожилах «Мастер» и вовсе не нужно говорить особо. Отдельно стоит отметить выступление 12-летнего Владимира Черноклинова, чей исполнительский уровень наглядно доказывал, что будущее у рок-гитары в России есть. Профессиональному уровню музыкантов соответствовал отличный, прозрачный концертный звук. Невзирая на трижды начинавшийся дождь, никто не расходился.
Столичному жителю остается лишь удивиться, какой интерес у жителей Плеса и туристов вызвал этот фестиваль, ориентированный на якобы не самую простую музыку. А такого энергообмена музыкантов и слушателей, как на выступлениях Бориса Булкина, Дмитрия Четвергова и группы «Мастер» на столичных площадках не приходилось наблюдать уже давно. Хочется еще раз подчеркнуть: большую часть аудитории на фестивале составляли вовсе не меломаны или знатоки традиций фьюжн и рок-гитары, а обычные зрители. И эта неподготовленная аудитория была в восторге как от рок-стандартов на английском языке группы Bombay, так и от сложных инструментальных программ виртуозов Алексея Страйка, Петра Печалова, Ивана Смирнова и Романа Мирошниченко. В очередной раз на практике было доказано, что, в отличие от якобы любимой всеми «музыки из телевизора», концертная встреча с профессиональными музыкантами и их сценической энергетикой — неповторимый эмоциональный опыт для любой, пусть и не очень хорошо разбирающейся в современной музыке, аудитории.