Мир
09:09, 8 августа 2014

Звезда Давида с кулаками Как евреи на Западе защищают себя в условиях городских гетто

Владислав Мальцев
Фото: Vincent Kessler / Reuters

Министерство внутренних дел Франции изучает возможность запрета «Лиги защиты евреев». Поводом для этого стала серия массовых драк членов Лиги с выходцами с Ближнего Востока и из Северной Африки. Причем во время этих столкновений еврейские бойцы сумели доказать антисемитски настроенной мусульманской молодежи, что больше не допустят погромов и нападений на представителей своей общины. Однако власти опасаются, что одними уличными побоищами противостояние евреев и арабов во Франции не ограничится.

Уличное противостояние обострилось на фоне проводимой Израилем операции в секторе Газа. В июле пропалестинские митинги зачастую заканчивались попытками их участников устроить еврейские погромы. Так, 13 июля примерно 30 бойцам еврейской самообороны пришлось с битами в руках отгонять толпу мусульман от стен синагоги в районе улицы Ла-Рокет (11-й округ Парижа). Неделей позже, во время массовых беспорядков в парижском пригороде Сарсель, где митинг в защиту сектора Газа перешел в нападения на еврейские кафе, магазины и поджог одной из синагог, около 100 вооруженных подручными средствами евреев собрались у главного иудейского культового здания города, окруженного несколькими сотнями представителей иммигрантской молодежи, скандировавшими «Убивай евреев!» До полномасштабного боя не дошло лишь благодаря вмешательству полиции.

Логика властей Франции, решивших разогнать структуру, созданную для защиты от погромщиков, по-своему понятна. Во-первых, кого-то все же запретить после уличных беспорядков нужно, а ни одна из мусульманских организаций не взяла на себя ответственности за участие в столкновениях. Во-вторых, для давно сотрудничающих с палестинцами левацких организаций все и так очевидно: была «провокация», устроенная «сионистами» против мирных арабских демонстрантов, поэтому Левый фронт и депутат парламента от Коммунистической партии Франции Жан-Жак Канделье вместе с Национальным центром мониторинга исламофобии уже требуют запрета организации еврейской самообороны.

Городские партизаны Нью-Йорка

Французская «Лига» — это филиал американской организации, созданной в 1968-м в Нью-Йорке раввином Меиром Кахане (Meir Kahane). О причинах создания «Лиги» в книге Ицхака Стрешинского «Если любишь еврея — скажи ему правду» (2003), сказано так: «Еврейский истеблишмент занимался в то время в основном проблемами других этнических групп, но ничего не делал для своих соплеменников». Иначе говоря, либеральная еврейская интеллигенция активно боролась за гражданские права чернокожих и латиноамериканцев, не замечая, что те вовсе не испытывают за это чувство благодарности. Напротив, чернокожие регулярно терроризировали евреев на улицах США, зачастую сопровождая это революционной риторикой о борьбе угнетенных за свои права, органично уживавшейся с банальным антисемитизмом.

Кахане решил противопоставить этому отряды подготовленных для самозащиты евреев — по образцу еврейской самообороны в царской России и Палестине. Эмблемой «Лиги» он выбрал сжатый кулак на фоне желтой «звезды Давида», а девизом — «Никогда больше!» (не повторится Холокост). Он организовал в еврейских районах патрули «Лиги», вооруженные дубинками и цепями, дабы показать всем: «Евреи не станут подставлять вторую щеку под удар».

Поскольку Кахане в 1967 году выступал в поддержку войны во Вьетнаме, его «Лига» привлекла в свои ряды и бывших военных, таких как лейтенант Рассел Кельнер (Russell Kelner), специалист по противопартизанской войне. Уже в мае 1969-го благодаря его участию «Лига» организовала молодежный тренировочный лагерь JeDel в нью-йоркском пригороде Ваварсинг. В 1971-м журнал Time так описал этот лагерь, ставший ежегодным: «Он окружен металлическим забором… В процессе строительства находится 10-метровая сторожевая вышка. В лагере находится 37 воспитанников в возрасте от 13 до 19 лет, в том числе несколько девушек. Они одеты в зеленую армейскую форму с бело-голубыми значками «Лиги защиты евреев».

Готовили там ребят как для настоящей войны. Одновременно «Лига» копила оружие. Писатель Гал Бекерман (Gal Beckerman) в своей книге об организации Кахане, вышедшей в 2010 году в США, упоминает, что, по данным внедренных в «Лигу» полицейских, ее «ружей и винтовок, стоявших в оружейных шкафах по всему Бруклину, было достаточно для вооружения небольшой армии».

В 1970-м организация Кахане настолько усилилась, что решила перейти к борьбе с куда более могучим противником — Советским Союзом, ограничившим в то время выезд евреев за границу. Члены «Лиги» срывали мероприятия советских организаций в Штатах, используя при этом дымовые шашки, а порой и самодельные бомбы. Деятельность «Лиги» вызвала серьезную обеспокоенность у властей США, опасавшихся, что радикалы помешают наметившейся «разрядке» с Советским Союзом. В итоге в 1971 году яростный раввин был вынужден эмигрировать в Израиль, где основал ультраправую партию «Ках», а «Лига» продолжила деятельность под руководством Кельнера, превратившим ее в некий аналог «контрас» внутри США, пытавшихся, например, в 1972 году подорвать дачу советского постпредства при ООН на Лонг-Айленде.

«Лига защиты евреев» сохранила свое влияние в Штатах и в 80-е, и в 90-е, продолжая терроризировать и советские учреждения, и отрицателей Холокоста (например, Институт пересмотра истории в Калифорнии, после ряда попыток успешно сожженный 4 июля 1984 года), и даже еврейские организации, в деятельности которых видела недостаточно рвения в защите богоизбранного народа. Однако, после того как 9 декабря 2001 года тогдашний лидер «Лиги» Ирв Рубин (Irv Rubin) был арестован по обвинению в подготовке взрыва мечети короля Фарука в Лос-Анджелесе (взрывчатку нашли в доме его зятя, который также попал за решетку) и годом позже покончил с собой в заключении, некогда грозная организация фактически распалась на ряд мелких и враждующих между собой маргинальных групп.

Интифада во Франции

Однако незадолго до своего крушения «Лига» успела создать филиал во Франции. Французское отделение появилось в октябре 2000 года — вскоре после начала в Палестине «интифады Аль-Акса», которая быстро перекинулась в иммигрантские кварталы Парижа и других городов Франции. Та же арабо-африканская молодежь, которая осенью 2005-го устроит городскую войну на улицах предместий, перед этим нашла себя в «джихаде против сионистов». Как отмечал в 2006 году израильский политолог Элиэзер Шаргородский, во Франции «с сентября 2000 года евреев били в школах, в метро, в пригородах, где они проживали в одних домах с мусульманами, поджигали синагоги и школы». Уровень насилия только нарастал с каждым годом. Весной 2002-го пропалестинские демонстрации бушевали на Елисейских полях, а радикальные исламисты опробовали облегченную версию атак смертников. В ночь с 30 на 31 марта произошло нападение на синагогу в Лионе: несколько автомашин были подожжены и направлены в сторону иудейского культового здания.

Так же как и в 1960-е годы в США, организацией еврейской самообороны во Франции занялись бывшие члены сионистской организации «Бейтар», организовавшие в Париже тренировочный центр, где молодежь обучали израильской системе рукопашного боя «крав мага». Благо в состав организации вошли специалисты из силовых структур. Так, одним из публичных лидеров организации в 2010-2013 годах являлся Амнон Коэн (Amnon Cohen), ранее отслуживший 15 лет в Иностранном легионе. Но, очевидно, были и инструкторы из Израиля.

Репортаж крупнейшего французского телеканала France 2 из тренировочного центра «Лиги», вышедший 20 сентября 2004 года, вызвал большой ажиотаж в обществе и привел к значительному росту числа желающих вступить в организацию.

Разумеется, огласка повлекла и усиленное внимание к «Лиге» со стороны исламских и просто иммигрантских организаций, включая радикальные. Таких, например, как «племя Ка», объединение чернокожих, считающих себя прямыми потомками древних египтян. 30 мая 2006 году воинственно настроенная группа из нескольких десятков членов «племени» заявилась в старейший еврейский квартал Парижа, существующий вокруг улицы Розье, и стала оскорблять местных жителей, вызывая членов «Лиги» на бой. Драка, впрочем, не состоялась, так как оппонентов развела быстро прибывшая на место полиция.

Ренегаты из числа неонацистов

Французский антифашистский журнал Reflex упомянул в декабре 2010-го об одном из представителей радикальной субкультуры, который примкнул к «Лиге защиты евреев». Это Филипп Вагнер (Philippe Wagner), известный также как Авихай (на иврите — «мой Отец жив») и Лев Голан (Голаны – горное плато в Сирии, аннексированное в 1981 году Израилем).

Биография Вагнера достаточно необычна для еврейского активиста, ибо начинал он в среде наци-скинхедов. «Мы сформировали банду, — рассказывал Вагнер в 2011 году немецкому журналу Moloko Plus о своих подростковых буднях конца 80-х годов. — Я всегда носил с собой нож, а иногда и револьвер… Мы избивали всех, кто нам попадался, но чаще всего дрались с бандами молодых мигрантов, которые ненавидели скинхедов». В 1988 году, по словам одного из тогдашних знакомых Вагнера, в его комнате висел флаг со свастикой. Однако в 1990-м Вагнер задумывается о своих еврейских корнях и переходит в ряды скинхедов-антифашистов. После этого на неонацистских сайтах он стал называться одним из главных «предателей расы».

В нулевых уличные баталии остались в прошлом, а Вагнер, оставаясь, своего рода «почетным членом» антифа-движения, основал в 2003 году группу HardxTimes, игравшую в стиле street punk. Однако, судя по всему, Вагнеру не хватало «экшена», а продолжающийся «поиск корней» привел его туда, куда вряд ли кто-то мог предположить. В конце нулевых он уже выступает на сцене в футболке с огромной «звездой Давида» на груди, а на других фотографиях гордо позирует в кипе или толстовке с надписью Krav Maga.

Начало открытого сотрудничества Вагнера с «лигистами» относится к январю 2010-го, когда он появился вместе с ними на заседании суда над четверкой еврейских активистов, обвиняемых в угрозах членам CAPJPO — EuroPalestine, известной организации, лоббирующей во Франции интересы палестинцев. 18 декабря 2010-го Вагнер был в составе группы охраны Международной конференции против исламизации Европы, прошедшей в Париже. Причем вместе с бойцами «Лиги защиты евреев» безопасность встречи обеспечивали члены ультраправого «Блока идентичности». Эта организация выделилась в 2003 году из национал-революционного «Единства радикалов», а среди ее членов были лица с неонацистским бэкграундом. Например, одним из лидеров службы безопасности «Блока» был Мишель Рену (Michael Renuy), в середине 1990-х годов — наци-скинхед и лидер группировки, выпускавшей в Бурже популярный среди ультраправых самиздатский журнал Biermacht 88.

Впрочем, «Блок идентичности», несмотря на наличие в нем бывших наци, подчеркнуто сторонится какого-либо насилия, делая ставку на общественные кампании. Так что, если сотрудничество «Лиги защиты евреев» с ними и имело место, то было эпизодическим, так как ее стихия — уличное насилие.

Судя по упоминаниям на французских интернет-ресурсах, Вагнер выступал как лидер в группе из 70 бойцов «Лиги», заблокировавшей 9 июля 2010-го развлекательный центр FLAC в районе Монпарнас, из-за предоставления им места для выступления чернокожего комика Мбала Мбала Дьедонне, известного своими антисемитскими высказываниями. 4 сентября того же года Вагнер в кипе был задержан полицией на антиисламской акции «Большая республиканская закуска» (публичное употребление вина и свиных колбас) на парижской Площади биржи, организованном «Блоком идентичности» совместно с рядом других ультраправых движений. Среди участников митинга был Серж Аюб (Serge Ayoub) — один из лидеров французского скинхед-движения 1980-х годов, ставший затем лидером целого ряда известных праворадикальных объединений, таких как «Националистическая революционная молодежь» и «Третий путь».

«Возвращение в 1938 год»

Качественный скачок в развитии «Лиги» произошел в 2012 году, когда масштаб антисемитского насилия во Франции резко усилился. По данным Службы обеспечения безопасности еврейской общины Франции, по сравнению с 2011 годом число нападений на евреев выросло на 58 процентов, а по сравнению с 2001 годом – в семь раз! Центр Кантора Тель-Авивского университета вообще признал Францию в том году мировым лидером по числу насильственных антиеврейских акций. Аналогичные цифры были представлены Центром и по 2013 году: во Франции — 116 инцидентов такого рода (для сравнения: в США — лишь 55). Массовые погромы в июле этого года, проходившие под крики «Убивай евреев!» и «Гитлер был прав!», один из французских евреев оценил в интервью The Times как «возвращение в 1938 год» с его Хрустальной ночью.

«Детонатором» насилия стал французский гражданин алжирского происхождения Мохаммед Мера, 19 марта 2012 года расстрелявший в Тулузе из автоматического оружия персонал и учеников еврейской школы. Перед гибелью в перестрелке с полицией несколькими днями позже Мера гордо назвал себя членом «Аль-Каиды» (судя по некоторым данным, он действительно мог проходить обучение в ее лагерях).

Французским евреям стало ясно, что полиция их защитить не в силах, и их «Железным куполом» может стать лишь «Лига», бойцы которой готовы выслеживать на улицах и карать без суда тех, кто ранее нападал на их соплеменников, пусть даже за это им и грозят тюремные сроки. Численность «Лиги» к 2013 году возросла до 300 активистов, и в 2014 году она смогла дать погромщикам из парижских предместий полноценный бой.

«Лига», судя по всему, готовится и к более серьезным боям. «Сотни мусульман из Франции и Бельгии участвуют сейчас в гражданской войне в Сирии, — заявил в июне 2013 года нью-йоркской газете The Jewish Daily Forward один из лидеров организации Амнон Коэн. — Когда они вернутся, вы думаете, их устрашит пара охранников (при синагогах, еврейских центрах или школах. — прим. «Ленты.ру»)?» Но для противостояния вооруженным джихадистам типа Мохаммеда Мера нужна своя вооруженная мини-армия, вроде той, которую «Лига» формировала в 70-е годы в США, — и именно этого как раз, похоже, и боятся французские власти, пытающиеся сейчас запретить организацию.

< Назад в рубрику